Новости науки. Архив. Февраль 2002. 26.02.02. Экспериментальное наблюдение преобразований Боголюбова.

Мы уже привыкли к тому, что современная экспериментальная техника позволяет визуализировать "практически все". Можно получать "фотографии" отдельных квантовых точек , голографические изображения атомной структуры или электрического поля и т.д. Однако даже на этом фоне название недавно вышедшей в Physical Review Letters статьи с сообщением об экспериментальном наблюдении преобразований Боголюбова кажется удивительным.

23.02.02. Интеллект не ограничивается красноречием

Новая картина интеллекта выдвигает на первый план упущенную из виду роль визуально-пространственных способностей. Недавнее исследование предоставляет больше свидетельств того, что рамки интеллекта шире вербальных навыков

23.02.02. Новые исследования пролили свет на сексуальные приставания

Многие исследователи изучали сексуальные приставания (харассмент) как неконструктивное поведение, отрицательно сказывающееся на результатах работы. Кроме того, вполне понятно, что такие случаи проблематичны для самих работников. Так почему же такие прецеденты сегодня все-таки происходят? Согласно исследованию в Университете Mиссури, Колумбия, ответ лежит в области интерпретаций служащими случаев сексуального преследования и подоплеки такого поведения.

Подробности

20.02.02. Можно ли создать "аналог" черной дыры в физической лаборатории?

Одним из наиболее экзотических физических объектов являются черные дыры. Несмотря на то, что существует множество косвенных свидетельств реальности таких объектов, они недоступны для непосредственного наблюдения. В связи с этим ученые пытаются найти такие физические системы, которые, будучи доступны экспериментальному исследованию, по своим свойствам были бы в каком-то смысле аналогичны черным дырам.

19.02.02.Магнитный микросепаратор

Магнитная фильтрация применяется как в крупномасштабных промышленных системах для сепарации горных пород, так и в биотехнологических микросистемах. Недавно сотрудники Гарвардского университета разработали микросистему для очистки воды от магнитных частиц размером несколько микрон

17.02.02. Орбитальный эффект Кондо

Давно уже известен эффект Кондо, связанный со взаимодействием электронов проводимости немагнитного металла с магнитной примесью. Недавно группе английских ученых удалось экспериментально наблюдать иной - орбитальный - вариант этого эффекта, предсказанный ранее теоретически.

16.02.02. Углеродные нанотрубки как фильтр для питьевой воды

Углеродные нанотрубки могут применяться не только в технике (о множестве "ролей" углеродных нанотрубок постоянные читатели наших новостей уже хорошо знают), но и в медицине . Эксперименты китайских ученых показывают, что и нанотрубки могут "встать на защиту" здоровья человека.

Подробности

15.02.02. Получение пучков когерентных нейтронных волн субмикронных размеров.

Вследствие электрической нейтральности нейтроны представляют собой очень удобный инструмент физических исследований. В настоящее время быстро развивается нейтронная оптика, позволяющая работать с нейтронными пучками малых размеров. Недавно группе французских и немецких ученых удалось получить пучки когерентных нейтронов субмикронных размеров, используя тонкопленочные волноводы.

Подробности

13.02.02. Электронно-дырочная жидкость в алмазе.

При определенных условиях в полупроводниках может существовать весьма необычное состояние системы электронов и дырок - электронно-дырочная жидкость. Японским ученым впервые удалось наблюдать образование электронно-дырочная жидкости в алмазе.

11.02.02.Электронная голография или как увидеть электрическое поле

В последнее время для исследования наномасштабных объектов все активнее применяются голографические методы. Американским ученым удалось с помощью электронной голографии визуализировать пространственное распределение электрического поля вблизи отдельной многостенной углеродной нанотрубки в процессе полевой эмиссии.

07.02.02. Новое достижение в области виртуальной реальности

В конце прошлого года компании Sensaura была присуждена престижная награда британской Королевской академии инженерных наук. Английским ученым, работающим в этой компании, была создана технология, позволяющая создавать у слушателя практически полную иллюзию того, что источник звука расположен в произвольном месте, с помощью всего двух колонок.

07.02.02. Эффект Казимира - новые эксперименты

В 1948 г. Казимир теоретически показал, что вследствие существования флуктуаций электромагнитного поля две параллельные незаряженные проводящие пластины, помещенные в вакуум, будут притягиваться. Позднее были проведены экспериментальные измерения силы притяжения между двумя незаряженными проводниками в вакууме, однако точность экспериментов, выполненных именно в вышеописанной конфигурации, была невысока, и только в прошлом году итальянским ученым удалось, наконец, провести достаточно точные измерения.

Подробности

05.02.02. Когда графит лучше алмаза.

Мы уже рассказывали о том, что одним из применений углеродных нанотрубок является их использование в автоэмиссионных катодах ( в рентгеновских установках , для плоских экранов мониторов , в электронных микроскопах и т.д.); такие катоды (нанотрубки, выращенные на проводящих подложках) отличаются малым весом, компактностью и экологической безопасностью. Однако не только нанотрубки, но и более традиционные формы углерода пытаются найти себя в роли катодов.

03.02.02. Земные проблемы высокой науки

Мы стараемся рассказывать о наиболее интересных новостях науки и техники, то есть об успехах. Но жизнь, в том числе и научная жизнь, состоит не из одних лишь успехов. Финансовые проблемы и организационные сложности, аварии - каждый год "дарит" ученым всего мира такого рода сюрпризы. Особенно чувствительны они для физики высоких энергий и ядерной физики.

Подробности

02.02.02. Хранение водорода в углеродных наносферах.

В связи с работой над созданием экологически чистых транспортных средств в последние годы идет активное изучение способности углеродных нанотрубок и схожих структур захватывать и хранить водород. Ученые из США и Китая провели исследование накопления водорода в образцах наноструктур сферической формы и обнаружили, что удается довести долю сорбированного водорода до 8 весовых процентов.

Подробности

01.02.02. Вспышка SN2002ap -- Гиперновая в галактике М74?

Астрофизики, занимающиеся физикой сверхновых и космическими гамма-всплесками, получили подарок к 1 февраля. 29 января астроном-любитель из Японии, открыл сверхновую в близкой галактике, находящуюся в созвездии Рыб. Сверхновая была открыта как голубая звездочка 14.5 зв. величины и в течение последующих двух дней продолжала уярчаться. Тот самый случай, когда удалось "застать" сверхновую на стадии, предшествующей максимуму блеска.