Новая картина интеллекта выдвигает на первый план упущенную из виду роль визуально-пространственных способностей. Недавнее исследование предоставляет больше свидетельств того, что рамки интеллекта шире вербальных навыков
Когда мы говорим, что люди "хорошо ориентируются" мы в действительности подразумеваем, что они остроумны. Теперь у психологов есть свидетельство того, что сильные визуально-пространственные (ВП) навыки и рабочая память (РП) могут быть, по меньшей мере, столь же хороши как вербальные навыки и РП, в качестве индикаторов интеллекта в целом. Новое исследование коррелирует ВП способности, менее широко изучаемые в исследованиях интеллекта, нежели вербальные способности, с мозговой "исполнительной функцией", центральной управляющей и познавательной установкой, которая может быть сердцевиной остроумия.
Команда из пяти психологов в разных концах Соединенных Штатов исследовала как 167 участников выполняли промежуточные ВП задачи на кратковременную память и РП, задачи исполнительного функционирования, и серию "бумажно-карандашных" тестов на пространственные способности, которые определяются 3-мя коррелирующими, но различными факторами (пространственная визуализация, пространственные отношения, и скорость восприятия). Была определена взаимосвязь :
В результате сформировалась вполне ясная картина: Участники, хорошо проявившие себя в сложных ВП задачах (в которых содержались визуально кодированные элементы), на удержание образов и управление ими, т.е. обладатели более эффективных "внутренних черновиков" (полезных во всем, от перестановок мебели до размещения грузов в багажнике автомобиля) также лучше выполняли задачи на исполнительные функции. Такие исполнительские функции, несколько аналогичные функциям исполнительных сотрудников в компаниях, включают координирование множественных задач, постановку и управление различными целями и подцелями, при этом избегая тенденций импульсивных откликов и не допуская автоматических, но неправильных ответов.
Поскольку психологи приходят к тому, что исполнительное функционирование (поддерживаемое лобными долями мозга и принципиально важное в регулировании и управлении поведением) стоит рассматривать как сердцевину концепции интеллекта, результаты объединяют ВП способности с интеллектом в целом.
Доктор Акир Майаки, Университет Колорадо в Болдере, совместно с коллегами рассматривал также насколько визуально-пространственная рабочая память и исполнительная функция, коррелируют с тремя основными пространственными способностями. Исполнительная способность сильнее всего коррелировала с пространственной визуализацией, где требовались сложные многошаговые визуально-пространственные рассуждения, и меньше всего коррелировала со скоростью перцепции, требующей быстрого визуального сопоставления простых форм. (Третьей протестированной способностью были пространственные отношения, которые требовали быстрого мысленного вращения простой фигуры.)
То есть, у более успешных "визуализаторов", способных решать сложные ВП проблемы точно и быстро, превалирует исполнительная функция. Это имеет смысл, говорят исследователи, потому что тесты на пространственную визуализацию сложнее, чем тесты на скорость восприятия и вследствие этого вовлекают интеллектуального "исполнителя" более полно, демонстрируя тесную связь между ними.
Авторы полагают, что вполне очевидна значимость полученных выводов - от измерения соответствующих характеристик до обучения и тренировок, с перспективой того, что интеллект ВП-ориентированных людей не будет недооценен. Считалось, что эти люди сильны в ограниченных (практических, механических и технических) областях. Как высказался ведущий автор статьи А. Майаки, "В традиционных тестах на уровень интеллекта (IQ) содержится больше словесно-ориентированных элементов, чем визуально-пространственных. Понимание природы ВП способностей и их связи с интеллектом в целом или с универсальными исполнительными функциями должно внести большой вклад в создание более адекватных и всесторонних тестов на уровень интеллекта".
Исследование также добавляет весомости распространяющемуся мнению, что в интеллекте имеется наряду с множественными дискретными компонентами, такими, например, как независимые вербальные и визуально-пространственные области, еще и главенствующий аспект, которым, как верят ученые, может быть "исполнительная функция," задействуемая тогда, когда выполняются более сложные или незнакомые задачи. Исполнительная функция может также координировать и моделировать различные процессы областей низшего уровня.
Опубликовано в Журнале Экспериментальной Психологии (Journal of Experimental Psychology), издаваемом Американской Психологической Ассоциацией (APA).
2i.SU ©R 2015