2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ

Назад

Далее

В 1450 году Фра Анджелико возвратился на родину и стал настоятелем монастыря во Фьезоле, а Беноццо решил начать самостоятельную деятельность. (Его сотрудничество

с Анджелико продолжалось и некоторое время после 1450 года, когда они вместе исполнили композиции для Арма-дио дельи Ардженти - шкафа для хранения серебряной утвари - в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции, ныне находящиеся в музее Сан Марко; Гоццоли среди них приписывается Рождество.) Оставшись в Умбрии, Беноццо, благодаря своей известности у нищенствующих орденов и, возможно, рекомендации папы Николая V, получил заказ на росписи францисканского монастыря в Монте-фалько - свою первую полностью самостоятельную работу. Некоторые произведения Беноццо, сохранившиеся в Умбрии, кажутся предшествующими по времени фрескам в Монтефалько. Речь идет об изящном и тщательно исполненном Благовещений, вероятно, происходящем из какой-нибудь церкви и хранящемся теперь в городской пинакотеке в Парни; о фрагментах росписей, ранее находившихся в церкви Сан Доменико в Фолипьо, а ныне в музее палаццо Тринчи; о пергаменте с изображением головы Христа (так называемом Vir dolorum) из сокровищницы собора в Ассизи. Пребывание Беноццо в Ассизи, подтвержденное последним произведением, имеет особое значение не только потому, что доказывает его прочные отношения с францисканским орденом (Флоренция в эпоху Медичи открыто и постоянно стремилась обеспечить мирное сосуществование францисканцев с другим большим нищенствующим орденом - доминиканским), но говорит также о его безусловном знакомстве с циклами росписей Джотто. Их изучение способствовало укреплению глубокой связи Гоццоли с традициями флорентийской готики, монументальную пространственность которой он смог переосмыслить и переработать в духе времени, применяя светотеневую моделировку и ясное перспективное построение. Маленькая картина на дереве из частной коллекции в Париже (Роберто Лонги датирует ее около 1450 года, а Падоа Риццо несколькими годами раньше), видимо, относится к началу плодотворных контактов художника с францисканцами из монастыря Сан Фортунато близ Монтефалько- Она происходит из этого монастыря и изображает Распятие. с Мадонной, Иоанном, Святым Онуфрием, Святым Антонием Падуанским, Марией Магдалиной и святыми женами; образ Антония Падуанского является здесь данью францисканскому ордену, а Святого Онуфрия - монастырской обители. Несмотря на небольшой размер (к тому же она была впоследствии обрезана), картина производит впечатление монументальности и трагизма.

Фрески в церкви Сан Фортулато, выполненные Беноццо (одна из них имеет дату 1450 год), составляли значительный цикл, к сожалению, дошедший до нас только во фрагментах. Сохранился люнет над дверью с изображением Мадонны с Младенцем, Святыми Франциском и Бернар-дином Сиенским и расположенной выше композицией -Семь архангелов; фреска Мадонна на троне, поклоняющаяся младенцу Христу, и музицирующие ангелы, от которой осталось чуть больше половины правой части; фреска Святой

Фортунато на троне во втором алтаре справа также имеет большие утраты. Владея стилем гибким и гармоничным, достигшим необычайной психологической выразительности в иератической фигуре Святого с чудодейственным жезлом, Беноццо завершил живописную декорацию церкви образом для главного алтаря. Написанная на дереве прямоугольная алтарная композиция с пилястрами и пределлой изображает окруженную ангелами Мадонну, которая передает пояс Святому Фоме. На боковых пилястрах - Святые Франциск, Фортунато, Антоний Падуан-ский, Людовик Тулузский и, возможно, Юлиан и Бернар-дин Сиенский; шесть сцен в пределле посвящены жизни Марии - от рождения до смерти. Картина была подарена гражданами города пане Пию К и ныне находится в Ватиканской Пинакотеке. Многим в ней Беноццо еще обязан Фра Анджелико, незабываемому учителю-сотоварищу;

однако пластичность форм, праздничное звучание уверенно сопоставленных красочных тонов (с господствующими красными и синими), глубина пейзажа, написанного

на сияющем золотом фоне, и даже интересная декоративная находка - крылья ангелов образуют вокруг Мадонны как бы зубчатую корону, - все это демонстрирует достигнутую им независимость художественных идей и композиционных решений.

Больше возможности проявить себя предоставил Беноццо следующий заказ, также исходивший от францисканцев, - украсить апсиду готической церкви Сан Франческо в Моитефалько Историей жизни Святого Франциска. Цикл, датированный 1452 годом, художник подписал Benotius Florenlinus и указал имя заказчика, настоятеля монастыря Фра Джакоцо да Монтефалько. Архитектурная конструкция многоугольной апсиды, пятиугольной в плане и перекрытой зонтичным нервюрным сводом, обусловила разделение росписи на отдельные части, в чем сказалось сильное влияние готики и что, в особенности на своде, могло ограничить выразительные возможности художника. И действительно, если пять францисканских святых -Людовик, Роза да Витербо, Берпардин Сиенский, Екатерина и Антоний Падуанский, изображенные на фоне звездного неба и опирающиеся на розовые перистые облака, искусно включены каждый в свою «ячейку», то Святому Франциску во славе, сидящему на облаках, словно тесно в своем «поле», граничащем с иодиружной аркой. Фигура Святого написана с пластической мощью, словно перетекающей в пламенеющий круг серафимов, «обрезанный» треугольным полем композиции, и уверенно размещена в пространстве, о чем свидетельствует перспективный ракурс креста в руке Франциска- Двенадцать композиций на темы жизни Святого Франциска,

расположенные на стенах идущими друг над другом горизонтальными поясами и в люнетах, давали Бспоццо простор для развернутого и исполненного оригинальности повествования. Фоны с изображением городских видов чередуются или сосуществуют с сельскими пейзажами, что позволяло выстроить перспективные композиции, быть может, и небезупречные, но тщательно отделанные - с четким размещением в пространстве объемных форм в первом случае и, во втором, - деревьев и просторных лугов или засеянных полей. Сложностью архитектурной композиции и передачей светотени в интерьере особый интерес представляет необычный продольный вид церкви, где изображено празднование Рождества Христова в Греччо, готической по конструкции, но измененной в ренессансном духе двумя рядами каннелированных пилястр. Художественный язык XIV века с почти трогательной наивностью переведен на язык нового перспективного видения и светотени в Изгнании дьяволов из Ареццо и Cнe Иннокентия III, вдохновленных соответствующими сценами из цикла Джотто в Ассизи, что, видимо, предложил сделать заказчик, для которого они были непревзойденным образцом францисканского повествования. Разделение росписей на регистры и отдельные композиции, связанные с архитектурными членениями здания, подчеркнуто декоративными обрамлениями-бордюрами на внутренней поверхности свода и на цоколе. На своде изображены причисленные к лику святых или просто известные францисканцы, а на цоколе - в духе гуманистической

культуры - знаменитые люди: среди них - Франческо Петрарка, Джотто и Данте, названный «theologus» в надписи, которыми сопровождены все портреты. Кажется странным, что он написан фронтально, а не в три четверти или в профиль, как это следовало по живописной традиции XIV-XV столетий.

В той же церкви находится еще одно нроизведсние Беноццо - роспись капеллы Сан Джироламо, частично разрушенная, когда в стене пробили дверь. На своде изображены Евангелисты, на алтарной стене - «ложный» многостворчатый полиптих, по сторонам от него - сцены из жизни Святого Исронима, над ним Распятие со святыми, а на входной арке - Христос со святыми и ангелами. Наиболее интересным в живописном отношении во всей капелле является, конечно, полиптих, написанный с тщательнейшим иллюзионизмом (особенно, падающие тени). Художник заключил его в готическую резную раму со шпилями и нинаклями, а затем поместил всю композицию в антикизирующее обрамление, более соответствующее но характеру искусству XV века. Подобное сочетание старого и нового характерно для того времени: алтарные образа, вышедшие ил моды, но которыми дорожили потомки старых заказчиков, подвергались порой осторожному «осов-ремениванию» (примеры - в каталоге выставки Maestrie botteghe [Мастера и мастерские], 1992). Как и готическая церковь, видоизмененная на ренессансный манер в Рождестве в Греччп, этот иллюзионистический полиптих свидетельствует о живом и тонком чувстве истории у Беноццо, осознаваемой им через изменение пластических форм. Так не лучше ли, учитывая эту его редкую восприимчивость, перестать рассматривать Беноццо как запоздалого готического мастера на фоне изобразительной культуры гуманистической эпохи? Гоццоли - хранитель разнообразных стилистических манер, способный овладеть ими и включить в собственный художественный язык, отдавая себе отчет в последовательности их развития; способный - не без некоего тайного остроумия - продемонстрировал и словно бы лабораторно воспроизвести оригинальные сочетания изобразительных образов, заимствованных из разных эпох, историю эволюции вкусов. Фрески из Сан Франческо в Монтефалько, в целом хорошо сохранившиеся (недавняя реставрация по.зволила их полнее оценить), знаменовали для Беноццо его самоутверждение как художника: помимо подписи и даты он не удержался от выражения гордости собственным произведением в латинских гекзаметрах: "QVALIS SIT PICTOR PREFATVS INSPICLE LECTOR"

(Смотри, читатель, каков упомянутый живописец).

Начиная с 1450-1452 годов число заказов от францисканцев на отдельные произведения и циклы росписей все увеличивалось. Считается, что маленькая картина на дереве, хранящаяся в Национальной галерее в Вашингтоне, Святая Урсула с францисканской монахиней Джиневроq происходит из Монтефалько, однако сходство лиц с теми, что были написаны в низанский период помощниками Беноццо, заставляет предполагать возможность более поздней датировки. Достаточно высокой по качеству является Мадонна с Младенцем, Святым Франциском, Святым Бернардином и Фра Джакопо (настоятелем монастыря - заказчиком росписей апсиды), ныне находящаяся в Музее истории искусства в Вене. Фигуры, сияющие оттенками золота и красного, подчеркнутых контрастом с белоснежной, подбитой беличьим мехом подкладкой занавеса, поддерживаемого ангелами, выделяются на фоне, который можно принять за ночной лес, если только в зеленых тонах не произошло изменения красочных пигментов или связующих веществ. В 1453 году Ьсноццо находился в Витербо, куда его пригласили расписать церковь францисканских монахинь из Свита Роза десятью сценами из жизни Святой. К сожалению, фрески погибли во время перестройки здания в 1652 году; бледным и косвенным свидетельством о них остались акварельные копии, исполненные до разрушения росписи художником из Орвьето Франческо Сабатнни. Картина Мадонна c Младенцем, Ианном Крестителем, Святым Петром, Святым Иеронимом и Святым Павлом из Национальной галереи Умбрии в Перудже принадлежит к этому же важному периоду становления творчества Беноццо, когда художник обогатил основу, полученную от Фра Анджелико, достижениями флорентийской и не только флорентийской «световой живописи». Она была заказана епископом Бенедетто Гвидалотти из Реканати (он был родом из Перуджи) для капеллы в Колледже ди Сан Джироламо, называемой «Сапиенца Нуова», в своем родном городе. Подписанная и датированная 1456 годом, эта алтарная композиция с маленькими пилястрами по сторонам и пределлой благодаря иератическому сиянию золотого фона тесно связана с готической традицией. Однако фигуры, моделированные сильной светотенью и уверенно размещенные в пространстве - такое впечатление создают величавые складки одеяний, - принадлежат современному искусству, XV веку, так что изображение получает интригующе-двойственный характер, типичный для этого периода творчества Бепоццо.

Между 1456 и 1459 годами художник работал в различных городах Центральной Италии. В Сермонета он написал для собора Мадонну, коронуемую девятью ангельскими

хорами, очевидную переработку какой-то более архаической композиции, имевшей готическое шпицевидное обрамление. В Риме, где в октябре 1456 года он участвовал в оформлении церемонии возведения на папский престол Пия II, Беноццо расписал фресками в церкви Санта Мария д'Арачоли капеллу Альбертони (а не Чсзарини, как пишет Вазари), от которых сохранилось изображение Святого Антония Падуанского с донатором и его женой. И конечно, он время от времени возвращался во Флоренцию, куда в 1459 году его пригласили самые знаменитые заказчики города - семья Медичи.

Назад

Далее

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru