Современные физические концепции

Следующий раздел: 5.2 Что ожидают теоретики, или, Выше по контексту: 5. Вырожденный фермионный газ при Предыдущий раздел: 5. Вырожденный фермионный газ при   Алфавитный индекс

5. Вырожденный фермионный газ при сверхнизких температурах

5.1 Введение

В сентябрьском номере журнала ``Science'' [1,2] появилось сообщение о создании в лабораторных условиях Ферми-вырожденного газа из атомов калия-40 путем их сверхглубокого охлаждения. Экспериментаторы охладили сгусток из нескольких миллионов атомов до температур порядка 300 нК ( $ 3\mathchar8705\nobreak\discretionary{}{\usefont{OMS}{cmsy}{m}{n}\char1}{}10^{-7}$ К) и смогли напрямую наблюдать квантовые свойства вырожденного газа фермионов. Подобные эксперименты для газа бозонов были успешно проведены еще 4 года назад ([3]), но фермионный газ с силу своих специфических квантовых свойств долго не поддавался необходимому охлаждению (например, [4]). Но, наконец-то, и этот рубеж преодолен, и ученые полагают, что дальнейшие исследования в этой области помогут разобраться во многих других явлениях - от механизма сверхпроводимости до образования нейтронных звезд. Попробуем понять и мы, что же происходит.