Новости науки 11.04.02. Астероиды изменили облик Земли около 3,9 миллиарда лет назад.

Бомбардировка, которая изменила облик Земли и внутренних планет солнечной системы 3,9 миллиарда лет назад, была произведена астероидами, а не кометами, по утверждению Дэвида Кринга из лаборатории Луны и Планет, Университета Аризоны (UA) и Барбары Коен, прежде работавшей в UA, а теперь в Университете Гавайских островов. Значение этого вывода состоит в указании на серьезные последствия астероидной бомбардировки: она была настолько интенсивной, что разрушила более древние породы на Земле. Как полагает Кринг, по этой причине возраст самых древних из найденных горных пород меньше 3,9 миллиарда лет.

Кроме того, авторы утверждают, что произведенные этим чрезвычайно сильным воздействием гидротермальные системы могли быть превосходными инкубаторами для пре-биотических растворов и развития первичных форм жизни, что согласуется с предыдущей работой, продемонстрировавшей, что жизнь возникла в горячих водных системах примерно 3,85 миллиардов лет назад или незадолго до того.

Эта же самая бомбардировка, согласно Крингу и Коен, воздействовала на всю систему планет земной группы, произведя тысячи ударных кратеров на Меркурии, Венере, Луне и Марсе. Большинство кратеров в южном полушарии Марса возникло в течение того же периода.

На Земле образовалось по меньшей мере 22 тысячи ударных кратеров с диаметрами более 20 км, в том числе приблизительно 40 впадин с диаметрами около 1 тыс. км. Также образовалось несколько ударных кратеров поперечником приблизительно 5 тыс. км каждый, превышающих своими размерами целые континенты, такие как Австралия, Европа, Антарктида или Южная Америка. Тысячи ударных воздействий произошли в течение очень короткого периода времени, вызывая глобально-значимые изменения окружающей среды в среднем раз в 100 лет.

Следы того события имеются также в поясе астероидов, о чем сегодня свидетельствуют несгоревшие после входа в атмосферу фрагменты падающих на Землю метеоритов.

Кринг участвовал в исследовании и измерениях ударного кратера Чиксулуб (Chicxulub) диаметром 180 км, расположенного около Мериды на полуострове Юкатан в Мексике. Он совместно работал и руководил различными международными исследовательскими группами, которые осуществляли бурение, добывая свидетельства воздействия в меловом-третичном периоде. Это воздействие, как полагают, привело к массовым вымираниям на Земле, в том числе и к исчезновению динозавров (см. сообщения scientific.ru 01.03.2001, а также 19.01.2002 ). В начале февраля Кринг вернулся с места буровых работ в районе ударного воздействия. Там команды ученых работали круглосуточно, добывая образцы пород для определения причин воздействия и деталей катастрофического события, которое стерло с лица Земли более 75 процентов всех растительных и животных видов.

Результаты исследования были опубликованы в Журнале геофизических исследований (J. of Geophysical Research), издаваемом Геофизическим Союзом Америки (American Geophysical Union).

Интересные результаты об астероидах публикуются в апреле с.г. и в американском Астрономическом Журнале (Astronomical Journal) в статье Тедеско и Дезерт (E.F. Tedesco и F.-X. Desert).

На 28.03.2002 в каталоги занесено 39462 астероидов из основного пояса (между орбитами Марса и Юпитера). Это число ежемесячно увеличивается примерно на 2000, но на самом деле подавляющая часть их еще не открыта. По данным Инфракрасной космической обсерватории (Infrared Space Observatory, ISO) наилучшая оценка общего числа астероидов с диаметром больше 1 км составляет 1.2 миллиона! Это число в полтора-два раза превышает предыдущие оценки, основанные на наблюдениях в видимом свете.

Спутник ISO. Работал с ноября 1995 по май 1998 г. Photo:ESA Конечно, далеко не все астероиды из основного пояса могут представлять угрозу Земле. Сейчас известно только около 500 астероидов с орбитами, приближающимися к Земной орбите (Near Earth Asteroids, NEAs) и новая оценка числа крупных астероидов не изменяет оценки среднего темпа попадания на Землю тел с диаметром больше 1 км (один раз в 100-300 тыс.лет).