Что такое современны и мотоцикл? Великолепная игрушка, "машина, настолько совершенная, что на ней просто жалко ездить" (но выражению сотрудника немецкого журнала "Моторрад"), - для жителей Японии, Европы, Северной Америки. И надежное, неприхотливое транспортное средство - для всего остального мира. Причем, хотя за последние три десятилетия несметное число публикаций уверяло, что мотоцикл окончательно утратил транспортную функцию, превратившись в машину для развлечения, для миллионов жителей Индии, РОССИИ и Китая он остается единственной альтернативой общественному транспорту - и, учитывая масштабы мотоциклетного бума в азиатских странах, мотоциклов-трудяг в мире гораздо больше, чем мотоциклов-игрушек.
Каким сгал мотоцикл к исходу XX века? Прежде всего отметим, что конструкция мотоцикла - "рабочей лошадки" на удивление стабилизировалась: за последние тридцать лет практически мало что изменилось (это не относится к мотороллерам, которые в последнее десятилетие стали основным городским транспортом во многих крупных городах Азии и Европы). А во-вторых, конструкции мотоциклов невероятно диверсифицировались - теперь уже не представляется возможным создавать некий обобщенный портрет "мотоцикла вообще", необходимо указывать, о какой именно категории мотоцикла идет речь.
Итак, мотоцикл дорожный в своем крайнем выражении - так называемый "спортбайк". Диагональная рама, состоящая из двух мощных элементов, идущих по диагонали от рулевой колонки к узлу крепления маятника задней подвески. Материал - сталь или алюминиевый сплав. Передняя вилка - часто "перевернутого" типа, то есть диаметр верхних труб больше, чем нижних, - такое решение позволяет- увеличить жесткость вилки на скручивание, одновременно уменьшив неподрессоренную массу. Задняя подвеска - с центральным моноамортизатором и рычажным механизмом, обеспечивающим прогрессивность действия (то есть жесткость подвески возрастает при удалении колеса oт среднего положения не но линейному закону, а но прогрессии). Колеса - литые из легкого сплава. Тормоза - обязательно дисковые с гидроириводом. Двигатель - oт 250 см3 и выше, четырехтактный, двух- или четырехцилиндровый, с жидкостным охлаждением, двумя верхними распределительными валами и четырехклапанными головками цилиндров. Каждый цилиндр имеет свои карбюратор, системы впрыска топлива пока не нашли такого широкого применения, как на автомобильных двигателях. Пяти- или шестиступенчатая коробка передач выполнена в блоке с двигателем, передача на заднее колесо - открытой цепью с защищенными шарнирами. В кубатурах до 250 см3 включительно применяются так-же двухтактные двигатели, но очень форсированныеe и сложные по конструкции - лепестковые клапаны на впуске, регулируемые клапаны и резонансные камеры на выпуске, раздельные системы смазки, жидкостное охлаждение. А весь мотоцикл заключен в пластиковый обтекатель, весьма напоминающий применяемый на гоночных машинах.
Но "спортбайк", хотя до сих пор бьет все рекорды популярности в развитых промышленных державах, все же не исчерпывает все многообразие дорожных мотоциклов. Мотоциклы классического облика, кроме отвращения к обтекателям, отличаются также и традиционными рамами из стальных труб, менее "технологичными" двигателями; не редкость в этой категории и воздушное охлаждение, и двухклапанные головки цилиндров. Весьма популярные в последнее время мотоциклы в стиле "ретро" обязательно имеют заднюю подвеску классического типа с двумя амортизаторами. Для мотоциклов этой категории популярны четырехтактые двигатели уже в классе 125см3.
Еще одна особая разновидность дорожных мотоциклов - чопперы. Обладая собственным, легко узнаваемым обликом - высокие "рогатые" рули, каплевидные бензобаки, седло с высокой "ступенькой" для пассажира, широченная задняя шина, - в техническом отношении они мало отличаются от мотоциклов классического характера. Отметим лишь их особую любовь к двухцилиндровым V-образным четырехтактным двигателям.
Особая специфическая группа - туристические мотоциклы. Их внешний вид определяет обтекатель - но не узкий и низкий, как у спортбайков, а внушительный "фартук", с высоким ветровым стеклом. В обтекатель встроены запираемые карманы для мелких вещей и радиоаппаратуры, а заднюю часть мотоцикла украшают три внушительных кофра - верхний и два боковых. Туристические мотоциклы отличаются двигателями большого - свыше 750 см3 - рабочего объема, в заднюю подиеску часто введены пневмоэлементы для ее регулировки на ходу.
Противоположный сектор дорожных мотоциклов - мотороллеры. Основу составляет рама, сваренная из комбинации трубчатых и штампованных стальных элементов; на раму навешена пластмассовая облицовка. Передняя вилка - короткорычажная или телескопическая, рычагом задней подвески служит обычно кожух трансмиссии. Тормоза барабанные, но в последнее время все чаще применяются и дисковые. Двигатели - одноцилиндровые, двухтактные, с лепестковыми клапанами на впуске, раздельной системой смазки и принудительным воздушным охлаждением от вентилятора. В кубатурах от 125 см3 и выше (верхняя планка для мотороллеров - 250 см3) применяются также четырехтактные двигатели. Через автоматическое центробежное сцепление двигатель соединен с автоматическим клиноременным вариатором, изменяющим передаточное отношение в зависимости от скорости и нагрузки.
Электророллер "Хонда CW Canopy" 1991 года |
Мотоциклы двойного назначения, часто называемые "эндуро", имеют свои черты конструкции. Рама - стальная, трубчатая, телескопическая вилка спереди ("перевернутая" на мотоциклах спортивного характера), сзади - подвеска с центральным моноамортизатором и прогрессивной характеристикой. Колеса - на проволочных спицах, тормоза - дисковые, с гидроприводом. Двигатели - одноцилиндровые, двухтактные, с жидкостным охлаждением, лепестковыми клапанами на впуске, регулировкой выпуска на машинах спортивного характера в категории до 250 см3. Более высокие кубатуры и мотоциклы категорий 125 и 250 см3 с менее спортивными амбициями - с четырехтактными двигателями. Причем из-за специфики требований - необходима достаточно гибкая характеристика, немаловажна также малая ширина двигателя в нижней части - очень распространены одноцилиндровые двигатели, вплоть до 800 см3 рабочего объема. Двухцилиндровые двигатели характерны лишь ддя "эндуро для путешествий", которые используются, как правило, на плохих дорогах, а не на настоящем бездорожье.
Мотовездеходы (AТV) отличаются мощной стальной рамой, передней подвеской на поперечных рычагах, напоминающей автомобильную, задней подвеской с центральным моноамортизатором и неразрезной осью и четырьмя колесами, обутыми и широкопрофильные шины низкого давления. Привод на колеса - у самых тяжелых машин на все четыре - чаще карданными валами. Двигатели - одноцилиндровые, четырехтактные, с верхним распределительным валом и воздушным охлаждением. Двухтактные двигaтели применяются либо на совсем легких магазинах, либо на предназначенных для соревноианий.
Ра зумеется, приведённые "портреты" современных мотоциклов отражают лишь самые типичные черты и исключений более чем достаточно. Большое рачнообрачие вносят традиции отдельных фирм, не говоря уже о конструкциях, уходящих корнями в "седую древность".
Но это мотоцикл современный. Каким ему быть в новом тысячелетии? Возможный ответ на этот вопрос - экспериментальные прототипы, демонстрировавшиеся на мотоциклетных выставках последних лет.
Если говорить об общих тенденциях - то главная из них проявляется в том, что мотоцикл становится более "дружелюбным" и к водителям, и к окружающей среде. Чрезвычайно популярной становится идея мотоцикла, "приспосабливающегося" к своим седокам за счет чрезвычайно широких диапазонов регулировок руля, подножек, обтекателя. С другой стороны, мотоцикл активно насыщается электронными устройствами, стремящимися "предугадать" каждое желание водителя и берущими на себя функции рутинного управления - чтобы седок мог полностью от даться наслаждению от езды. "Дружелюбность к природе" проявляется в том, что многие прототипы оснащены системой впрыска топлива и регулируемыми каталитическими нейтрализаторами, снижающими токсичность выхлопных газов. Очень популярна среди двухколесных прототипов и тема электропривода. Много стараний конструкторы прилагают и для снижения уровня шума.
Каким может стать дорожный мотоцикл уже в ближайшем будущем, демонстрирует экспериментальная "Ямаха Morpho II", оснащенная стандартным четырехцилиндровым 400-кубовым двигателем. Двигатель же служит и основным несущим элементом конструкции - все остальные узлы крепятся через небольшие подрамники. Передняя подвеска - рычажная, с консольным креплением колеса. Тормоза оснащены антиблокировочной системой подвески, регулируются компьютером. Эта система уже прошла "проверку боем" на гоночных мотоциклах "Ямаха". Оба колеса управляемы - заднее колесо поворачивается в ту же сторону, что и переднее, на высоких скоростях, увеличивая скорость перестроения, и в противоположную - на малых скоростях, уменьшая радиус поворота. Мотоцикл насыщен электроникой, причем с бортовым компьютером можно общаться в режиме диалога. Элементы обтекателя, седло (каждая подушка в отдельности), руль и подножки имеют регулировку в широких пределах.
"Сузуки XF5" 1991 года |
Куда футуристичнее проект фирмы "Хонда". Ее экспериментальный дорожио-спортиный мотоцикл отдалённого будущего оснащен электродвигателем со сверхпроводящими обмотками, за счет чего обеспечиваются высокие динамические показатели и достаточный запас хода (правда, ещё неизвестно, когда удастся получить сверхпроводимость при обычной температуре). Да и внешний вид мотоцикла "Хонда ES-21" далек от традиционного. Колеса даже не имеют ступиц - привод обоих колес осуществляется на зубчатые венцы на ободах. В качестве городского транспорта будущего все дизайнеры мира видят мотороллер с элекроприводом - такие проекты показали не только японские компании "Хонда", "Ямаха" и "Сузуки", но даже и далекая от утилитарного транспорта немецкая фирма БМВ. Электророллеры будущего представляются их создателям не менее комфортабельными, чем автомобили, - многие проекты имеют сиденья со спинками и крышу над головой. Мотоциклы для бездорожья, по мысли их создателей, получат в будущем привод на оба колеса. Прогулочно-развлекательный "Сузуки XF4" имеет 125-кубовый двухтактный двигатель, бесступенчатую автоматическую коробку передач, рычажную переднюю подвеску и привод к колесам, обутым в широкопрофилъные шины, цепными передачами. Более спортивная "Сузуки XF5", оснащенная 200-кубовым двухтактным двигателем с жидкостным охлаждением, имеет переднюю телескопическую вилку, поэтому привод на переднее колесо сделан более сложным: от двигателя цепная передача идет к промежуточному редуктору, установленному на верхней трубе вилки, а к ступице колеса привод осуществляется телескопическим валом, который может изменять свою длину в соответствии с ходом вилки.
"Хонда Mantis" 1991 года |
Чтобы "не усложнять" дело введением громоздких механических трансмиссий, фирма "Хонда" применила гидростатический привод к обоим колесам. Трансмиссия контролируется бортовым компьютером, который способен по команде водителя изменять соотношение подаваемого к колесам крутящего момента. Этот же компьютер регулирует и жесткость подвесок. Гидромоторы в ступицах мотоцикда "Хонда Mantis" могут действовать так же, как и тормоза.
Таковы несколько направлений, в которых может развиваться конструкция мотоцикла в ближайшем будущем. Некоторые особенности, характерные для этих прототипов, уже начинают появляться и на серийных мотоциклах: например, бортовые компьютеры и новые схемы рычажных подвесок переднего колеса. Впрочем, достаточно популярны и традиционные схемы - как показывает модный в последние годы стиль "ретро". Как бы то ни было, но будущее обещает, что мотоцикл по-прежнему останется любимой лошадкой для миллионов мотоциклистов во всем мире.
2i.SU ©® 2015