Мир впервые услышал о Главном конструкторе космических ракет и кораблей в день полета Юрия Гагарина. Через несколько лет мы узнали, что им был академик Сергей Павлович Королев (1906-1966).
Великая Октябрьская революция застала Сережу Королева в Одессе. До этого он жил у деда с бабушкой в провинциальном украинском городке Нежине. Революционная Одесса поразила мальчика.
В те дни Сергей, может быть, впервые задумался о сложном мире взрослых-. А уже через несколько лет Королев сделал первые самостоятельные шаги в этом мире. Окончил двухгодичную профессиональную строительную школу. Работал столяром. Крыл крыши черепицей. Позднее перешел на производство, к станку. "Мой трудовой стаж начался с шестнадцати лет",- писал Королев.
Еще в школе он вместе с товарищами из кружка "Общество друзей воздушного флота" конструировал и строил планеры. Здесь у юноши сформировалась главная цель - стать авиационным инженером. Поступая в Киевский политехнический институт, молодой рабочий-строитель уже смог указать в заявлении: "Мною сконструирован безмоторный самолет оригинальной системы". В Москве, где Королев продолжал учебу в Высшем техническом училище, он совмещал учебу не только с работой на авиационном заводе, но и с занятиями в школе летчиков.
О трудах Циолковского Королев впервые услышал в годы учебы. Это круто изменило всю его дальнейшую судьбу. "Раньше я мечтал летать на самолетах собственной конструкции, а после встречи с Циолковским решил строить только ракеты и летать на них. Это стало смыслом всей моей жизни",- рассказывал Королев.
В 30-е годы в Москве организуется Группа изучения реактивного движения (ГИРД). Ее руководителем стал замечательный ученый Ф. А. Цандер, а затем его сменил Королев. В группе работали настоящие энтузиасты. Может быть, поэтому результаты не заставили себя ждать. В 1933 г. была запущена первая советская жидкостная ракета "ГИРД-09". В этом же году создается первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт. Разработкой ракетных летательных аппаратов занимается в институте отдел Королева. В 1934 г. была издана его работа "Ракетный полет в стратосфере". Королев разработал летавшую в 1939 г. управляемую крылатую ракету и ракетопланер.
Международная обстановка в те годы была
напряженной. Все понимали, что фашизм в Германии представляет серьезную
угрозу миру. В укреплении обороноспособности страны партия и правительство
уделяли особое внимание авиации. Во время войны Сергей Павлович занимался
созданием жидкостных ракетных ускорителей для серийных боевых самолетов.
Машины с дополнительными ракетными двигателями могли быстрее взлетать,
лучше маневрировать в воздушном бою.
В конце 50-х годов Королев возглавил ;
большой коллектив, создававший мощные ракетные системы.
Наступило 4 октября 1957 г.- день начала космической эры. "Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его земные позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов, как воплощение дерзновенной мечты человечества",- вспоминал Сергей Павлович.
За первыми спутниками в космос вышля космические корабли "Восток", также созданные под руководством Королева. 12 апреля 1961 г. Главный конструктор проводил в полет Юрия Гагарина. Вслед за первым космонавтом в космосе побывали его друзья, многие уже на новом корабле - "Восход".
А помыслы Королева устремлялись дальше - к Луне и планетам Солнечной системы. В 1959 г. космический аппарат "Луна-2" впервые достиг Луны, затем космический фотограф "Луна-3" показал нам ее невидимую сторону, и, наконец, в 1966 г. автоматическая станция "Луна-9" совершила мягкую посадку на Луну. В 60-е годы отправились к Венере и Марсу первые межпланетные станции.
В истории освоения космического пространства с именем Королева связана эпоха первых замечательных достижений. Выдающиеся организаторские способности и талант большого ученого позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли "Восток" и "Восход", на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королев, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку "на" поверхность Луны.
Создавая аппараты для исследования дальнего космоса, Сергей Павлович не забывал и о большой практической пользе, которую должны приносить искусственные спутники Земли науке и народному хозяйству. Им были разработаны спутники "Молния-1", "Электрон", многие аппараты из серии "Космос".
"Восток" - первый космический корабль,
на котором 12 апреля 1961 г. был осуществлен полет человека в космическое
про-
странство. Пилотировался Ю. А. Гагариным.
Имя лауреата Ленинской премии, дважды Героя Социалистического Труда, выдающегося конструктора академика С. П. Королева навсегда вписано в историю космонавтики.
Имя Королева как одного из основоположников практической космонавтики присвоено крупнейшему образованию (талассоиду) на обратной стороне Луны. Академией наук СССР учреждена золотая настольная медаль имени С. П. Королева за выдающиеся работы в области ракетной техники и космонавтики.
2i.SU ©® 2015