Еще учась в Московском юнкерском училище, Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923) начал изобретать летательную машину и отдавал этому делу все свободные часы. Летательная машина Лодыгина была вертолетом. Разработал Лодыгин и проект другой машины - с машущими крыльями. Но ни та, ни другая не были построены.
Проектируя свои летательные машины, Александр Николаевич задумался над их освещением во время ночных полетов. У дуговых ламп были в то время сложные и несовершенные регуляторы, и каждой лампе для питания нужна была особая динамо-машина. Кроме того, свет ламп был очень силен, а от их жара мог загореться будущий "электролет". Лампа накаливания представлялась Лодыгину более подходящей.
Первая лампа Лодыгина представляла собой герметически закупоренный стеклянный цилиндр. Сквозь его крышки были пропущены металлические проводники. К одному проводнику ток шел от гальванической батареи или от динамо-машины. Пройдя через угольный стержень, ток через другой проводник выходил из лампы и возвращался к источнику. Горела лампа Лодыгина всего 30-40 мин. Потом угли сгорали. Тогда Александр Николаевич выкачал воздух из цилиндра. Пустотная лампа горела уже несколько часов.
В 1873 г. Лодыгин осветил своими лампами одну из улиц Петербурга. Успех был большой, но средств для дальнейших опытов не прибавилось. А между тем американский изобретатель Эдисон (см. ст. "Томас Алва Эдисон") начал разрабатывать свою лампу накаливания, что ему блестяще удалось.
Итак, лампа Лодыгина нашла применение за границей. В Америке заинтересовались его изобретением. Вскоре туда переехал изобретатель. В 1890-х годах Лодыгин предложил применять в лампе накаливания вольфрамовую нить. Электрическая лампа с вольфрамовой нитью известна теперь всему миру.
В эти годы изобретатель служил в фирме "Вестин-гауз" в Нью-Йорке, конструировал электропечи. Работа была интересной, но Лодыгин тосковал по родине. В 1905 г. он вернулся в Россию, но здесь по-прежнему почти все электротехнические предприятия принадлежали немецким фирмам, а работу
ЛоДыгину предложило только Управление петербургским трамваем, которому нужен был заведующий подстанциями. Лодыгин снова уехал в США.
Александр Николаевич радостно встретил известие об Октябрьской революции. Но изобретатель был уже слишком стар, чтобы вернуться на родину. Когда в 1923 г. Русское техническое общество, отмечая пятидесятилетие опытов Лодыгина, избрало его своим почетным членом, приветственное письмо уже не застало изобретателя в живых.
2i.SU ©® 2015