Выдающийся русский механик-изобретатель Иван Петрович Кулибин (1735-1818) родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде (теперь г. Горький). Еще в юношеском возрасте он хорошо усвоил навыки слесарного, токарного и инструментального мастерства и в совершенстве овладел теорией и практикой часового дела. Необходимые знания для этого он приобретал из книг по физике и технике, печатавшихся тогда в России.
В 1764-1767 гг. Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их металлическом яйцеобразном корпусе помимо собственно часового механизма помещались еще и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками (часы Кулибина хранятся теперь в фондах Государственного Эрмитажа в Ленинграде). Тогда же Кулибин изготовил микроскоп, электростатическую машину и телескоп с металлическими зеркалами. При посещении Нижнего Новгорода императрица Екатерина II, осмотрев часы и приборы талантливого изобретателя, вызвала его в Петербург и назначила заведующим мастерскими Петербургской академии наук.
С 1769 г.- и на протяжении более 30 лет - деятельность Кулибина была тесно связана с деятельностью академических мастерских. По его проектам было построено все станочное оборудование мастерских. Под его же руководством изготовлялись различные астрономические, физические, геодезические и навигационные приборы и инструменты. Им же были составлены рецепты стекольной шихты и проведены опыты по изготовлению высококачественного оптического стекла.
Но круг интересов изобретателя не ограничивался только выполнением служебных обязанностей. К 1772 г. он разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решетчатыми фермами, построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Так, в 1779 г. он сконструировал и изготовил фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал. В 1782 г. построил и испытал речное "машинное" судно с вододействующим двигателем, передвигавшееся против течения. В 1791 г. он разработал конструкцию протезов (шарнирных "механических ног") и тогда же построил опытный образец механического экипажа с педальным приводом. В 1793 г. Кулибин спроектировал лифт с винтовым механизмом подъема, а годом позднее предложил конструкцию аппаратов оптического (семафорного) телеграфа и составил простой код для передачи телеграмм. В 1800 г. он ввел в эксплуатацию им же сконструированные устройства для безопасного спуска судна со стапелей петербургского Адмиралтейства. Вот далеко не полный перечень изобретений талантливого механика.
В 1801 г., выйдя в отставку, Кулибии переехал в свой родной город - Нижний Новгород. Там он продолжил проектирование "машинных" судов и разработал несколько проектов больших металлических мостов. В 1817 г., уже тяжелобольной, Кулибин снова вернулся к работе над проектами механических экипажей. В его рабочих тетрадях сохранились записи, свидетельствующие о том, что изобретатель думал и над применением паровых машин в различных отраслях промышленности и транспорта (для установки на самодвижущихся судах, для привода металлорежущих станков, насосных установок и пр.).
Как видите, интересы И. П. Кулибина были необычайно широки. Трудно назвать область техники, где бы не остался след его творческой мысли.
2i.SU ©® 2015