Далеко не сразу люди научились побеждать пожары, опустошавшие целые города и села. Сохранились, например, записи о событиях 1475 г. в Тбилиси, когда город горел 13 суток. У одного из летописцев мы читаем: "Меч лишил жизни 10 тысяч человек, а пожары поглотили вдвое больше!"
За первые 400 лет своего существования Москва горела около 100 раз, а дотла - 13. Шли годы, а справляться с пожарами было нечем. В XII в. единственным способом борьбы с огнем в Москве был снос ближайших к пожару строений. Для спасения незагоревшихся построек их закрывали большими кожами или "парусами" из холста, которые поливали водой из ведер.
В суровую зиму 1837 г. в Петербурге сгорел
Зимний дворец. Руины дворца горели 7 суток, несмотря на то что на Дворцовую
площадь беспрерывно въезжали упряжки лошадей с бочками на телегах, на-
зывавшимися бочечными ходами. Подавали
воду из этих бочек 16 ручных пожарных насосов. Но маломощные струи воды
из-за высокой температуры горящего строения превращались в пар и не могли
погасить пламя. К тому же кожаные рукава на сильном морозе периодически
замерзали и не пропускали воду... Эрмитаж удалось сохранить лишь потому,
что крытую галерею, соединявшую это помещение с Зимним дворцом, заложили
кирпичом.
Во второй половине XIX в. появились паровые пожарные насосы, а к концу века и паровые пожарные машины. Но было их в России перед первой мировой войной не более 15. Во всех крупных городах на пожары по-прежнему выезжали длинными обозами -впереди конный вестовой, за ним конная линейка, рукавный возок, бочечные хода - на 35-40 ведер каждый...
Лишь после установления Советской власти пожарная охрана нашей страны стала оснащаться передовой техникой. Уже в 1919 г. рассматривался вопрос о конструкциях пожарных автомобилей. В 1921 г. Советское правительство отпускает 54 тыс. руб. в золотой валюте на приобретение различного противопожарного оборудования. А еще через 5 лет у нас в стране налаживается производство пожарных машин. В ходе технического перевооружения наша промышленность освоила выпуск новых пожарных автомобилей с кабинами закрытого типа, которые постоянно совершенствуются.
Что же представляет собой современная пожарная техника, без которой не обходится сегодня ни один выезд на пожар?
...Поздно вечером на центральный пункт пожарной связи поступило сообщение о пожаре в многоэтажном доме. Услышав сигнал тревоги, боевой растет бросается к пожарной машине. В ее цистерне 1000 л воды, а в специальном баке 180 л пенообра-ювателя. Шофер уже на месте, двое бойцов садятся рядом с ним, а еще четверо забираются в кабину боевого расчета. И вот красная машина, включив сирену, мчится к месту происшествия. У светофора шофер резко затормозил... Он не опасался удара массы воды в цистерне - там установлен волнолом, он "погасит" удар. Мгновение, и боевая машина вновь мчится на максимальной скорости - 75 км/ч. Вот и место пожара. Звучит команда боевого развертывания. С помощью дистанционного управления пускается на землю катушка, на которую намотаны пожарные рукава. Она находится в закрытом отсеке за цистерной. Из специальных пеналов бойцы натаскивают четырехметровые всасывающие рукава. Непосредственно к очагу пожара прокладывается рукавная линия. А в это время лафетный ствол, укрепленный на крыше кабины, уже введен в действие и подает для тушения огня мощную струю воды длиной свыше 70 м. Ствол можно поворачивать в любую сторону, вверх и вниз.
Воду в пожарные рукава качает из цистерны пожарный насос, установленный в кабине боевого расчета. Насос может накачивать 2400 л воды в минуту. Для работы одного рукава диаметром 77 мм потребуется 8-10 мин. Когда воду израсходуют, автоцистерну вновь наполняют из ближайшего источника или водопровода. Насос подает воду в рукавные линии.
Одновременно с автоцистерной на пожар прибыл и автонасос со своим боевым расчетом. Автонасос также присоединяют к источнику воды. От него бойцы прокладывают магистральную линию и подают воду по 2 направлениям в очаг пожара. Но у автонасосов один недостаток - пожарные рукава приходится прокладывать вручную. Впрочем, есть автомобили, называемые рукавными. Они доставляют на место до, 2,5 км рукавов, с помощью специальных приспособлений рукава разматываются на ходу. Чтобы проложить одновременно две магистральные линии, в 740 м каждая, такому автомобилю требуется всего 2,5 мин. Автомобиль оборудован механизированным устройством для сборки и укладки рукавных линий.
Посмотрим, какая еще техника действует на пожаре. Вот штабной автомобиль. В нем размещается оперативная группа, или штаб тушения. В кузове стол с пультом управления, радиостанцией, телефоном и микрофоном громкоговорителя. Отсюда по радио и телефону поддерживается связь штаба тушения с участком пожара. Отсюда же руководитель тушения дает распоряжение о высылке автомеханической лестницы, специального автомобиля связи и освещения, пожарного автомобиля воздушно-пенного тушения и, наконец, специального пожарного автомобиля технической службы. Вся эта техника действует четко и слаженно. Менее чем за минуту 45-метровая лестница достигла крыши здания. На лифте туда поднимается боец со стволом... При необходимости он может через окна горящего дома эвакуировать людей.
Место пожара, если он возник ночью, освещается мощными прожекторами. Об этом заботится экипаж специального автомобиля. Средства освещения получают энергию от городской сети, которая поступает на силовой щит автомобиля. Впрочем, на автомобиле имеется и свой собственный генератор.
Пожарная паровая машина XIX в.
Чтобы справиться с пожаром в подвале дома, руководитель тушения дает распоряжение подготовиться к пенной атаке. Специальный автомобиль доставляет на место пожара 4000 л пенообразователя, из которого можно получить воздушную механическую пену объемом в 100 н более раз большем, чем объем самого пенообразователя. Поэтому такая пена называется еще высокократной. Пена эта воздушная, как мыльная пена. Ее белые хлопья заполняют один отсек подвала за другим и "душат" пламя. Это новейшее и очень эффективное средство тушения пожара, особенно если вспыхнут легковоспламеняющиеся вещества. От автоцистерны подаются 2 ствола с воздушно-механической пеной, которая образуется с помощью пеногенераторов.
Итак, пена погасила огонь в подвале. Но остался дым. Его из помещения высасывают дымососом, который установлен на автомобиле технической службы. Помимо дымососа автомобиль снабжен краном грузоподъемностью 3 т, ранцевой установкой для кислородной резки металла, компрессором для питания сжатым воздухом пневматических инструментов - бетонолома, отбойных и бурильных молотков.
Звено газодымозащитной службы производит аварийно-спасательные работы. В специальных кислородно-изолирующих приборах, которые защищают от дыма органы дыхания, бойцы этого звена вскрывают, строительные конструкции, пробивают отверстия в стенах, перекрытиях.
Разумеется, эта сложная техника требуется для тушения больших пожаров. В жилом доме, в учреждении с огнем можно справиться и до прибытия пожарного подразделения, если уметь пользоваться огнетушителями. Они бывают жидкостные, пенные, газовые и порошковые.
В последнее время широко применяются автоматические системы борьбы с огнем, которые позволяют справиться с пожаром в его начале и без участия людей. При появлении дыма или повышении температуры автоматически включаются сигнальные системы и системы, которые подают воду, пену, газ или порошок. Вид огнегасительного вещества зависит от защищаемых предметов. Например, в архивах, библиотеках нельзя использовать воду, так как она портит бумагу, книги... В этих случаях для тушения применяют углекислоту.
А как гасят пожары на нефтяных и газовых промыслах, в нефтехранилищах? Большой урон народному хозяйству приносят лесные пожары, пожары на морских судах, на железных дорогах. В этих случаях применяется специальная пожарная техника" Например, чтобы потушить горящую нефть и нефтепродукты в резервуарах, используется пеноподъем-ник на гусеничном ходу. Такой агрегат поднимает пеногенератор на высоту до 20 м и подает пену непосредственно в резервуар. На горящих нефтяных промыслах успешно используют турбореактивные машины, которые "дуют" на огонь с такой силой, что способны оторвать от основания нефтяного фонтана столб пламени высотой 100 м и более.
Для борьбы с огнем на железных дорогах существуют пожарные поезда. В их составе имеются железнодорожные цистерны и вагон-гараж для пожарной автомашины. Пожар на море, реках и прибрежной полосе тушат специальные пожарные корабли.
Лесные пожары тушат при помощи пожарных вездеходов, а также авиации (вертолеты, самолеты). Но бороться с большим лесным пожаром очень трудно. Ученые ищут новые способы борьбы с этим стихийным бедствием. В последнее время успешно проводятся опыты по искусственному вызыванию дождя. Специально оборудованный самолет неподалеку от места пожара находит мощное кучевое облако, обстреливает его пиропатронами, начиненными особыми веществами. И через 10-15 мин на огонь обрушивается ливень. В недалеком будущем предполагается расстреливать облака с земли - с помощью ракетных установок.
Сверху вниз: пожарные машины готовы к выезду; члены юношеской добровольной пожарной дружины (ЮДПД) работают с огнетушителями ; воздушно-механическая пена - новое эффективное средство при тушении пожаров. На снимке: пена погасила огонь на химической установке.
Сверху вниз: механическая выдвижная автолестница обеспечивает доступ к любому этажу здания; пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения; морское пожарное судно "Генерал Гамидов".
Схема пенного огнетушителя: 1 - корпус; 2 -кислотный стакан; 8 - боковая ручка; 4 - рукоятка ; б - спрыск; в - штуцер; 7 -дно.
2i.SU ©® 2015