Рассмотрите какой-нибудь фотоснимок. На нем словно застыл тот миг, когда фотограф нажал на спуск своего аппарата. Не колышется листва деревьев, и люди замерли, совсем как в сказочном сонном царстве. Но фотографию сумели оживить. Это "чудо", к которому мы так привыкли, происходит в кино.
Конечно, одну фотографию оживить нельзя, для кино их нужно много. Вот часть киноленты, здесь несколько картинок-кадриков. Присмотритесь внимательнее - вы увидите, что картинки немножко разные, хоть и очень схожи друг с другом. Рассматривая их одну за другой, вы сможете проследить все движения изображенных предметов. И если сменять эти картинки с неуловимой для глаза скоростью, то вы уже не сможете заметить, когда одна картинка переходит в другую. Движение покажется вам непрерывным. Киносъемочная камера 24 раза в секунду открывает свой "глаз" и делает снимок. А потом пленка с этими снимками бежит в проекционном аппарате. 24 снимка или кадра в секунду сменяют друг друга на экране.
Кинематограф родился в конце прошлого века, и более 30 лет он оставался немым. Только в конце 10-х годов развитие техники подготовило все необходимое для звукового кино. И тогда его создали сразу многие изобретатели в разных странах. Советские системы звукового кино были разработаны двумя советскими учеными - П. Г. Тагером и А. Ф. Шориным. В деталях их системы различались, но сущность была одна. Звук записывался на кинопленку фотографическим способом. Кадрики изображения немного уменьшились и сдвинулись в сторону, освободив место для звукозаписи - звуковой дорожки.
Сначала записываемый звук с помощью микрофона превращают в электрические колебания, затем эти колебания усиливают и подводят к модулятору света. Здесь колебания электрического тока изменяют силу света, попадающего на кинопленку, светлые места чередуются с темными. Потом звуковую пленку проявляют, и на звуковой дорожке становятся видны светлые и темные зубчики. Это и есть записанный звук.
В кинотеатре записанный на пленку звук
должен снова стать слышимым. Для этого в кинопроекционном аппарате тоже
ставят лампу, а перед ней делают узкую щелочку. Тоненький лучик попадает
на звуковую дорожку, а сквозь нее - на фотоэлемент. Этот прибор
под действием света дает электрический ток. Когда на пленке попадается
светлый зубчик, луч вспыхивает, сила тока растет. А набежит тем-
ный зубчик, закроет луч - и сила тока
в фотоэлементе уменьшится. Так снова получаются электрические колебания.
Их усиливают и подводят к громкоговорителям, и зрители слышат звуки, давно
отзвучавшие на киностудии.
Сейчас фотографический способ записи звука постепенно выходит из употребления. Вместо него применяют магнитный способ, такой же, как в обыкновенном магнитофоне. В готовом фильме звуковая дорожка осталась, только приходится наносить на нее полоску магнитного лака. На этот лак, когда он высохнет, переписывают звуковое сопровождение фильма. Для того чтобы звук можно было потом воспроизвести, в кинопроекционном аппарате ставят головку воспроизведения. Головок записи и стирания здесь нет. В кинотеатре они не нужны: здесь только слушают то, что было записано в киностудии.
Современная кинематография - это целая отрасль промышленности, оснащенная совершенными машинами, приборами и аппаратами. За всем тем, что мы видим на экране, скрывается напряженный труд большого коллектива. То, что пройдет на экране всего за 90-100 мин, приходится снимать несколько месяцев. Но еще прежде нужно написать сценарий, подобрать актеров, сшить костюмы, построить декорации, подготовить аппаратуру. И только когда все готово, начинается съемка.
В павильоне киностудии стоит декорация, а в ней и вокруг нее - десятки людей, но зритель увидит на экране только того актера, появление которого предусмотрено по сценарию. Вот он стоит, этот актер, одетый и загримированный. Режиссер дает ему последние указания: как говорить, как двигаться. Оператор припал к визиру - видоискателю съемочной камеры. Он вполголоса командует: "Больше света слева! Прибор № 16, выше луч! На № 19 поставьте оранжевый фильтр!" И бригадир осветителей, стоящий рядом, передает эти указания своим рабочим, хлопочущим у приборов. Тем временем ассистент оператора промеряет рулеткой расстояние до актера, другой ассистент проверяет особым прибором освещенность актера и всех деталей декорации, а рабочий-крановщик готов по знаку оператора поднять его вместе с камерой на специальном кране или покатить на тележке.
За своим пультом сидит звукооператор в наушниках, крутит ручки усиления. Его помощник управляет движением микрофона, подвешенного на специальном коромысле. Он ведет микрофон вслед за актером, то поднимая его, то опуская, то поворачивая. Надо уловить каждое слово, каждый вздох и в то же время не попасть в кадр, не отбросить тень на лицо актера.
Ассистент режиссера ведет запись всех снятых сцен, сверяясь со сценарием. Если какая-то съемка не получилась, он делает пометку: "Стоп! Не печатать!" А в стороне на скамеечке сидят дежурные. Гример в белом халате посматривает на лицо актера: не надо ли поправить грим, подпудрить, подклеить парик? А за костюмом актера следит костюмер: надо что-то изменить, подшить, подправить? У костюмера все наготове. Рабочие сцены готовы, если нужно, подвинуть часть декорации, что-то прибить, что-то подпилить, что-то наклонить или выпрямить. Реквизитор следит за своим имуществом - посудой, утварью: не надо ли что-нибудь убрать, принести, заменить?
Но вот все готово к съемке. Режиссер командует: "Тихо в павильоне!" И все замирают. "Мотор!" Оператор включает камеру. Актер начинает играть очередной отрывок. Сейчас он живет жизнью своего героя, той жизнью, которую увидит зритель. Всего несколько секунд, пока не прозвучит команда: "Стоп!" И снова приходит в движение хлопотливый муравейник. Готовят следующий отрывок...
Но вот съемка окончена. Кинопленку отправляют в цех обработки пленки. Там стоят проявочные машины. Увлекаемая вращающимися барабанами и роликами, пленка проходит через раствор проявителя, затем промывается водой и идет в бак с закрепляющим раствором. После закрепления пленка снова промывается и попадает в сушильный шкаф. Высушенная пленка наматывается на приемную катушку. Путь цветной пленки еще сложнее.
С проявленных негативов на копировальных аппаратах печатают позитивы. Их тоже проявляют и передают в цех монтажа. Монтажницы склеивают все сцены в нужной последовательности по указанию режиссера. Звуковую пленку монтируют пока отдельно. Потом, когда фильм уже смонтирован, звук перезаписывают, добавляя музыку и недостающие шумы. Готовый фильм отправляют на кинокопировальную фабрику.
Цвет в кино появился после того, как создали цветную фотографию. Картина стала еще более жизненной. Но все же она осталась картиной: зритель сидит в зале, а действие происходит в рамке, на стене. А нельзя ли сделать так, чтобы зритель чувствовал себя участником действия?
Чтобы решить этот вопрос, нужно было прежде всего определить, чего же именно недостает киноизображению. Наконец ученые пришли к выводу, что недостает объемности и "эффекта присутствия".
Отдельные моменты движения в кинофильме. Картинки немногй разные, хотя и очень похожи.
Хотя оба наши глаза смотрят на одно и то же, видят они немного по-разному. Сливаясь воедино в нашем сознании, эти два изображения создают впечатление объемности предметов, глубины пространства (см. т. 7 ДЭ, ст. "Органы чувств"). Поэтому, чтобы изображение в кино стало объемным, нужно на киноленте иметь 2 изображения: для каждого глаза - свое. Киносъемочной аппаратуре дают второй "глаз" - второй объектив. Проекционный аппарат отбрасывает на экран сразу 2 изображения: "правое" и "левое". Но каждый глаз зрителя должен видеть только свое. Для этого зрителям надевают специальные очки либо устанавливают перед экраном растр - сетку из тонких проволочек или прозрачных линз специальной формы.
Так удалось "перекинуть мост" между экраном и зрительным залом. Живая картина как бы вышла из своей рамы навстречу зрителю. Но есть и другой путь: не картину вынести в зал, а зрителя вовлечь в картину. Представьте себе, что вы сидите в классе. Вы ясно, отчетливо видите учителя, классную доску, передние парты. Краешком глаза вы видите также товарищей, сидящих справа и слева. Изображения их вырисовываются смутно, в общих чертах. Но стоит одному из них сделать резкое движение - вы сразу это заметите.
Боковое зрение создает впечатление глубины окружающего пространства, ощущение вашего присутствия в нем. Это и есть так называемый "эффект присутствия". Он имеет еще большее значение, чем объемность изображения. Но для его создания нужен очень большой экран, такой, который мы видим в широкоэкранных кинотеатрах: ширина его гораздо больше обычного - 15-20 м. Широкий экран часто делают вогнутым. Такой экран - сложное и громоздкое сооружение.
И все же полного "эффекта присутствия" широкоэкранный кинематограф не дает. Ширину экрана нужно было бы довести до 25-30 м. Однако с обычной 35-миллиметровой пленкой это уже невозможно. Увеличение получается слишком большим, изображение распадается на пятна, делается рябым.
Одна из систем, создающих полный эффект присутствия,- это так называемый широкоформатный кинематограф. Из названия видно, что здесь используется пленка более широкого формата: не 35, а 70 мм. Приходится создавать новые, особые аппараты и для съемки, и для монтажа, и для проекции более широкой пленки. Тем не менее широкоформатное кино у нас успешно развивается. По этой системе уже сняты многие десятки художественных фильмов. Для того чтобы можно было показать эти фильмы на обычных киноустановках и по телевидению, приходится часть копий выпускать на 35-миллиметровой пленке. Разумеется, при просмотре этих копий "эффект присутствия" не получается.
2i.SU ©® 2015