Днем и ночью идут по железным дорогам нашей Родины поезда, плывут по рекам теплоходы и баржи, бороздят морские просторы пассажирские и грузовые суда, рассекают воздушное пространство самолеты, катят по шоссе и проселкам автомобили. На тысячи километров проложены трубы, по которым перекачиваются нефть, бензин, керосин, идет газ. На высоких ажурных мачтах подвешены провода, по которым передается электроэнергия.
Каждый день миллионы тонн грузов доставляются по назначению: уголь - от шахт к электростанциям, железная руда - к доменным печам, металл - к машиностроительным заводам, хлопок -на текстильные фабрики, кожа - на обувные. Вез транспорта промышленность не могла бы работать: в несколько дней кончились бы запасы сырья и топлива, не стало бы запасных частей для ремонта, склады переполнились бы готовой продукцией, производство остановилось.
Столь же необходим транспорт и сельскому хозяйству.
Огромное количество сельскохозяйственных грузов - зерна, картофеля, свеклы, фруктов и т. д.-перевозится на элеваторы и базы, на сахарные, консервные заводы и другие предприятия пищевой промышленности. Мука, мясо, молоко, масло и другие продукты ежедневно доставляются в города и поселки. А на село с заводов и фабрик везут химические удобрения, сельскохозяйственные машины, строительные материалы, которые необходимы для развития сельского хозяйства, везут промышленные изделия - ткани и обувь, одежду и книги, радиоприемники и телевизоры, велосипеды и мотоциклы, игрушки и школьные тетради.
В железнодорожных поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах и самолетах едут, плывут, летят по нашей огромной стране люди, едут на заводы, стройки, на целинные земли, в институты, на курорты и в туристские лагеря. Транспорт необходим и для перевозок внутри предприятий, для перемещения грузов между цехами и внутри цехов, для перевозки всякого рода колхозных и совхозных грузов. Эти работы выполняют конвейеры и краны, подъемники и подвесные дороги, внутризаводские асфальтобетонные и рельсовые пути, подземный транспорт шахт и различные трубопроводы, автомобили совхозов и колхозов. Наконец, большое значение имеет и городской транспорт.
У каждого вида транспорта свои преимущества
Каждый вид транспорта отличается своими особенностями. И задача работников транспорта - наилучшим образом использовать эти особенности, полнее загрузить каждый вид транспорта теми перевозками, которые ему наиболее подходят, и тем самым сделать перевозки как можно дешевле. Надо добиваться, чтобы все виды транспорта работали согласованно и не приходилось бы терять время при передаче грузов и пересадке пассажиров с одного на другой.
Наша страна очень велика, расстояния большие, поэтому важно, чтобы перевозки стоили возможно дешевле. Самый дешевый транспорт - водный. Подготовка и содержание в порядке водных путей обходятся дешевле, чем строительство и ремонт железных дорог и шоссе. Кроме того, для перемещения по воде с небольшими скоростями нужны гораздо меньшие усилия, чем для движения по суше, а следовательно, и меньшие затраты труда и материалов. Но водный транспорт у нас имеет ограниченное применение. Во-первых, многие местности страны находятся далеко от морей и больших рек. Во-вторых, судоходные реки и большинство наших морских портов зимой замерзают.
Железные дороги можно строить повсеместно и почти в любом направлении, работают они регулярно и могут перевозить очень много грузов. Поэтому, хотя постройка железных дорог обходится довольно дорого, именно по ним осуществляется 60% всех перевозок в нашей стране.
Среднее расстояние перевозки грузов по железным дорогам в СССР составляет около 860 км, а по рекам - 480 км.
Построить обычную шоссейную дорогу стоит в 2-3 раза дешевле, чем железную. Но зато перевозка автомобилем обходится во много раз дороже, чем по железной дороге. Почему? Понять нетрудно: вспомните, что электровоз тянет за собой поезд с тысячами тонн полезного груза, тогда как самый мощный грузовой автомобиль может перевезти несколько десятков тонн, а обычные машины - всего 2-4 т. Поэтому расходы по перевозке железной дорогой распределяются на большую массу груза (в тоннах), чем при перевозке автомобилем, и на каждую тонну приходится меньше затрат. Перевозка 1 т груза, например, от Москвы до Ростова-на-Дону обходится самим железным дорогам примерно в 2 руб. 80 коп., а от Москвы до Ленинграда - 1 руб. 50 коп. Перевозка 1 т груза на то же расстояние автомобилем обойдется в 20 раз дороже.
Автомобилем выгодно перевозить грузы на короткие расстояния - до 50 км. На такие расстояния перевозить грузы железной дорогой накладно: в этом случае "постоянные" расходы, неизбежные и одинаковые при любом расстоянии,- по погрузке и выгрузке, подаче вагонов, расформированию поездов -распределяются на малое расстояние (в километрах), т. е. на 1 км перевозки падают значительные затраты.
Скоропортящиеся грузы - овощи, фрукты, живую рыбу - выгодно везти автомобилем и на большие расстояния, так как автомобиль позволяет доставить их быстрее, чем железная дорога. Лучше затратить больше средств на перевозку, но получить груз в сохранности, чем потратить меньше и выбросить потом значительную часть груза, испортившуюся в пути.
Самый быстрый вид транспорта - воздушный. Но он же и самый дорогой.
Как же распределяется работа между всеми видами транспорта в нашей стране?
Железнодорожный транспорт перевозит основную массу грузов и пассажиров во всех направлениях.
Речным транспортом выгодно перевозить лесные грузы, нефть, строительные материалы и некоторые другие массовые грузы. Больше всего грузов перевозится по Волге и ее притокам, а также по Днепру, Северной Двине, а в Сибири - по Оби, Енисею. Велико движение грузовых и пассажирских судов и по каналам: каналу имени Москвы, Волго-Донскому имени В. И. Ленина, Волго-Балтийскому,- и по искусственным, созданным руками человека морям. Пассажиры пользуются речным транспортом главным образом там, где нет железных дорог или нельзя полететь самолетом. Кроме того, сама по себе поездка на речном судне летом настолько приятна, что привлекает многих отдыхающих. За последние годы пассажиров перевозят быстроходные речные суда на подводных крыльях.
Например, из Горького в Казань на таком судне можно добраться быстрее, чем на мощном теплоходе или по железной дороге.
Морской транспорт обслуживает в первую очередь прибрежные районы. Большое значение он имеет и для хозяйства нашей страны в целом. Морской транспорт доставляет в Советский Союз товары, купленные за рубежом, и вывозит из нашей страны товары, которыми торгует СССР со многими странами мира. Морской транспорт самый дешевый. Большие морские суда могут сразу забрать очень много груза. 40-50 тяжеловесных поездов понадобится, чтобы перевезти те 100 тыс. т нефтяных грузов, которые вмещает в себя современный танкер (не самый крупный).
Автомобильный транспорт, как уже говорилось, работает в основном на коротких расстояниях. Он подвозит грузы к железнодорожным станциям и пристаням, развозит прибывшие грузы на фабрики, заводы, в колхозы и т. д. Автомобили перевозят много строительных материалов, топлива, промышленных изделий в городах, а также зерна, картофеля, овощей, удобрений на селе. В тех местах - на севере и востоке страны, в горных районах,- где железных дорог мало, автомобильный транспорт перевозит грузы и пассажиров и на большие расстояния. Конкурирует автотранспорт с железными дорогами и в области пассажирских перевозок. Нередко пассажиры-туристы предпочитают ехать из одного города в другой на автобусе. Это часто позволяет быстрее доехать до места.
Воздушный транспорт используется для перевозки пассажиров и почты, особенно на большие расстояния, что дает значительный выигрыш во времени.
Например, из Москвы в Хабаровск поездом надо ехать несколько дней, а самолетом можно долететь за 8 ч. На самолетах перевозят и некоторые грузы, нуждающиеся в особо быстрой доставке, например ранние фрукты, цветы, а иногда и ценное оборудование, приборы.
Трубопроводный транспорт служит для транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа. Перекачка их по трубам обходится гораздо дешевле, чем перевозка в цистернах по железным дорогам или по шоссе.
Помимо железных дорог, водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта общего пользования в производстве, в коммунальном хозяйстве, в быту применяются и другие транспортные средства: подвесные дороги, транспортеры, автопогрузчики, краны, лифты и др. Эти средства передвижения мы здесь не рассматриваем, так как они входят в состав тех отраслей хозяйства, которые они обслуживают.
В последние годы усилилась разработка транспортных средств нового типа. К ним относятся суда на воздушной подушке (см. ст. "Суда иа воздушной подушке"). Проводятся опыты и с транспортными средствами на воздушной и магнитной подушке, передвигающимися над сушей. С помощью нагнетаемого воздуха или мощных магнитов вагон слегка приподнимается над путем, что позволяет снизить сопротивление движению и достигнуть очень высоких скоростей - 400 км/ч и более.
Для пассажирских перевозок испытываются также однорельсовые железные дороги, пока на короткие расстояния. Преимущество такой дороги в том, что сопротивление движению по одному рельсу меньше, чем по двум, и это позволяет достигнуть высоких скоростей.
Четкость и согласованность
Все виды транспорта должны работать четко и согласованно. Ведь в перевозке грузов обычно участвует сразу несколько видов транспорта. Действительно, чтобы перевезти грузы по железной дороге, надо нередко подвезти их к станции отправления на автомобиле и автомобилем же вывезти со станции назначения. Железные дороги подвозят грузы к морским портам, где происходит перегрузка из вагонов в суда или с прибывших морских судов в вагоны. Да и пассажиры едут несколькими видами транспорта: до железнодорожной станции или аэропорта на автобусе, в такси, на метро, затем поездом или самолетом, а потом нередко опять новым видом транспорта - речным или морским.
Чтобы перевозка совершалась быстро, без задержек, надо прежде всего согласовать расписание работы различных видов транспорта. Например, ко времени прибытия теплохода с грузом должна быть приурочена и подача железнодорожных вагонов. Время отправления самолета надо рассчитать так, чтобы на него успели пассажиры прибывающего поезда. Если такой согласованности не будет, грузы из теплохода придется выгружать не сразу в вагоны, а сначала на склад и лишь потом в вагоны, а пассажиры потеряют время в ожидании пересадки.
Для быстрой, без задержек, перегрузки с одного вида транспорта на другой нужно, чтобы на морских и речных причалах имелись в достаточном количестве краны и другие перегрузочные механизмы, чтобы к железнодорожным станциям, пристаням, аэропортам вели удобные автомобильные дороги.
Значительно ускоряет и удешевляет перевозку многих грузов применение контейнеров - больших прочных ящиков стандартных размеров. Их загружают непосредственно на фабрике или заводе тканями, обувью, книгами, мебелью и т. д. Затем грузовые автомобили перевозят контейнеры на железнодорожную станцию, на аэродром или в порт, где подъемные краны устанавливают их на железнодорожные платформы, грузовые баржи или в теплоходы. По прибытии на место их переставляют - тоже с помощью кранов - снова на автомобиль, который и доставляет их непосредственно получателю. Конечно, грузить и перегружать большой контейнер гораздо дешевле и быстрее, чем мелкие ящики.
Теперь, когда вы уже прочли о том, как работает транспорт нашей страны в целом, как отдельные его виды, дополняя друг друга, складываются в единую транспортную сеть, можно начать знакомство с каждым его видом в отдельности.
2i.SU ©® 2015