2i.SU
Современные технологии и производство

Современные технологии и производство

Содержание раздела

Энциклопедия

Земля всегда с тобой

Сооружения Центра управления космическими полетами особенно необычно выглядят ночью. На фоне звездного неба чернеют высокие башни с причудливыми конструкциями громадных антенн. Запрокинув чаши рефлекторов, антенны вглядываются в бескрайние дали космоса. Несмотря на позднее время, окна служебных помещений ярко освещены. Рабочее время определяется здесь не восходом и заходом Солнца, а графиком космических полетов.

В небе появляется маленькая звездочка. Она медленно движется среди неподвижных звезд. Это за нею следит, плавно вращаясь вокруг вертикальной оси и одновременно перемещаясь вдоль небосклона, многотонная чаша приемной антенны. Еще одна антенна - передающая - установлена в нескольких километрах отсюда. На таком расстоянии передатчики уже не мешают приему сигналов из космоса.

Испытанный и верный помощник всех современных путешественников - радиоволны прочно связывают космонавтов с наземными космическими службами. По всей огромной территории Советского Союза на значительных расстояниях друг от друга разбросаны пункты наземного командно-измерительного комплекса. Без их постоянной помощи и заботы невозможен ни один космический полет.

Зачем нужно так много станций связи с космосом? Дело в том, что каждый измерительный пункт может поддерживать связь с космическим кораблем очень недолго, всего лишь несколько минут. Затем корабль выходит из зоны радиовидимости данного пункта. Не много успеешь передать и принять за такое ограниченное время. А объем информации, которой обмениваются корабль и Центр управления полетом, очень велик. Радиоволны несут с борта космического корабля не только доклады космонавтов о ходе выполнения программы полета, о самочувствии, обо всем новом и интересном, что видели они с космической высоты, но и колоссальное количеству данных телеметрических измерений.

На корабле установлены сотни датчиков. Они стоят везде, где требуется систематически измерять определенные величины: температуру и давление, скорость и ускорение, напряжение и вибрацию в отдельных узлах конструкции. На корабле постоянно измеряются несколько сотен параметров, характеризующих состояние бортовых систем. Датчики преобразуют значения этих физических величин в электрические сигналы, которые затем по радио автоматически передаются на Землю. Тысячи цифр в секунду шлют в Центр управления радиопередатчики космического корабля. И от каждой из них зависит судьба полета.

Вот почему каждая минута связи с кораблем должна использоваться с максимальной пользой. Экономить время помогают специальные приборы, установленные на борту космического корабля. Один из них - программно-временное устройство. Оно принимает с Земли всего один сигнал, а кораблю передает целую серию команд. Последовательность этих команд - программа - разрабатывается заранее и закладывается в программно-временное устройство корабля еще до старта. Сигнал с Земли только "включает" нужную программу, а потом задуманная заранее последовательность действий выполняется автоматически.

Но ведь кроме команд нужно передать космонавтам распоряжения и советы группы управления, сообщить им данные, полученные в результате обработки телеметрической информации, иногда внести некоторые изменения в программу полета. Конечно, сделать все это за 5-10 мин невозможно. Поэтому на территории нашей страны и разбита целая сеть измерительных пунктов. Они расположены в местах, над которыми пролегают космические трассы. Зоны радиовидимости соседних пунктов частично перекрываются друг другом. Еще не полностью выйдя из одной зоны, корабль уже попадает в другую. Каждый пункт контрольно-измерительного комплекса, закончив разговор с кораблем, "передает" его следующему. Полученная из космоса информация тут же отправляется в Центр управления.

Космическая эстафета продолжается и за пределами нашей Родины. Задолго до полета выходят в море специально оборудованные суда экспедиционного флота Академии наук СССР. Один из кораблей этой необычной эскадры - теплоход "Космонавт Владимир Комаров". Огромные сверкающие белизной шары придают громадному кораблю необычный вид. В этих прозрачных шарах вращаются параболические антенны. Сферические оболочки защищают их от ураганных ветров, от любой непогоды и в то же время легко пропускают радиоволны. Стабилизирующие устройства и специализированные вычислительные машины в любую качку удерживают основания антенн в горизонтальном положении. Ни на миг не должна прерываться связь между океанским и космическим кораблями во время сеанса. Многочисленные лаборатории теплохода оснащены самой совершенной научной аппаратурой, вычислительной техникой.

Теплоход "Космонавт Владимир Комаров" способен обеспечить одновременную связь с несколькими кораблями-спутниками. В Индийском и Атлантическом океанах несут космическую вахту многие другие суда экспедиционного флота. Недавно на воду спущен самый большой в мире научный корабль "Космонавт Юрий Гагарин".

На Земле обитателей космического корабля не только слышат, но и видят. Достигается это с помощью передающих телевизионных камер, установленных в отсеках экипажа. Пользуясь переносной камерой, космонавты проводят телерепортажи из своего космического дома, показывают телезрителям Землю, Луну, россыпи ярко сияющих на черном небе звезд.

Космический корабль можно увидеть с Земли и без помощи телевидения. Нужно только попасть на станцию по оптическим наблюдениям за искусственными спутниками Земли. Установленные на таких станциях спутниковые камеры внешне напоминают мощные телескопы. Сложная электронная аппаратура служит для наведения камер на космические объекты и для автоматического слежения за ними. Оптические наблюдения помогают определять фактические траектории космических аппаратов, рассчитывать данные для их коррекций.

Наблюдения за космическими полетами ведут и астрономические обсерватории. Почти до самой Луны провожал советскую автоматическую станцию "Зонд-8" глаз телескопа высокогорной обсерватории в горах Заилийского Алатау. Астрономы сумели увидеть и сфотографировать станцию, удалившуюся от Земли на расстояние 348 тыс. км.

Однако до сих пор только радио дает возможность поддерживать с космическим кораблем двухстороннюю связь. Радиосигналы, посылаемые на Землю космическими аппаратами, намного слабее сигналов мощных земных радиостанций. Именно поэтому приемные антенны так велики. Чем больше диаметр параболической чаши, тем больше энергии "соберет" она из космоса. 25 м - таков диаметр приемной антенны Центра дальней космической связи.

Научно-исследовательское судно "Космонавт Юрий Гагарин". Судно оборудовано новейшей отечественной аппаратурой для управления космическими аппаратами.

0380-1.jpg

Антенны наземного Центра управления космическими полетами.

0380-2.jpg

Кроме передатчиков, посланных в космос человеком, в космическом пространстве есть и другие источники радиоволн. Невидимыми лучами "обстреливают" Землю так называемые радиозвезды, мощным генератором радиоволн является и Солнце. Чтобы сигналы космического аппарата пробились сквозь этот галактический радиошум, их нужно значительно усилить. Выделить полезный сигнал помогают и системы сложных фильтров.

Информация из космоса приходит на Землю в "зашифрованном" виде. Радиосигналы, записанные на больших бобинах магнитофонной пленки, требуют тщательной обработки, точного перевода на доступный специалистам язык. Причем сделать это необходимо очень быстро.

Оборудованный самой современной вычислительной техникой (универсальные вычислительные машины делают до миллиона операций в секунду), Координационно-вычислительный центр оперативно производит сложнейшие расчеты. Центр систематически определяет и передает космонавтам, по какой орбите двигается сейчас их аппарат, как может измениться его траектория в ближайшее и более отдаленное время.

На каждом витке космонавты получают из Центра данные-для спуска в случае неожиданного возникновения аварийной ситуации. Отсюда же все наземные пункты слежения, измерения и управления узнают о времени и направлении входа космического корабля в их зоны. В Координационно-вычислительном центре рассчитываются данные для проведения коррекций орбиты, разрабатываются программы работы на определенные витки, сутки, сеансы связи. В конце полета определяется момент включения тормозной установки и продолжительность ее работы для возвращения корабля на Землю.

На многочисленных вычислительных машинах специалисты Центра обрабатывают огромное количество телеметрической информации. В первую очередь обрабатываются данные, которые необходимо знать в каждый момент полета, а затем уже менее срочные сведения. В результате тщательного анализа полученной с борта корабля информации Координационно-вычислительный центр выдает рекомендации по управлению полетом. Поэтому, даже когда корабль надолго уходит из зоны радиовидимости или экипаж его отдыхает, в Центре продолжают работать группы специалистов. Эта работа ведется и после приземления космонавтов.

В огромном, залитом светом люминесцентных ламп оперативном зале Центра тишина. Толстый ковер заглушает шаги. За пультами управления сидят люди. Перед ними сводки, графики, пухлые тома технической документации. Изредка кто-нибудь поднимает голову и смотрит на большой экран. На нем светится красочная карта мира. Синей синусоидой через материки и океаны, горы и пустыни пролегла дорога космонавтов. Так выглядит развернутая по плоскости карты проекция круговой орбиты космического корабля. Вдоль синусоиды медленно ползет яркая точка - корабль на орбите. Справа и слева от экрана - световые табло. Бортовое время, московское время, параметры орбиты. Цифры на табло все время меняются: виток за витком наматывается вокруг Земли невидимый клубок траекторий.

В соседних залах негромко гудят вычислительные машины. За пультами управления - операторы. Неторопливо движется рука по разноцветным кнопкам и клавишам. Заботливая рука Земли. Космический корабль продолжает полет.

Однако космонавты могут управлять своей машиной самостоятельно. Для этого космический корабль оборудован астрономическими средствами навигации. В будущем, когда земные космолеты отправятся к другим планетам, такие системы будут иметь решающее значение.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru