Новые самолеты сами летят к месту своей постоянной работы. От верфи до порта приписки новые морские корабли идут своим ходом. А ракета на всем пути от завода-изготовителя до места запуска - пассажир. Причем часто обычные железнодорожные вагоны, самолеты не устраивают капризную путешественницу: они для нее слишком малы. Даже для отдельных ракетных ступеней приходится переоборудовать корабли, баржи и вагоны или создавать самолеты с неестественно раздутыми фюзеляжами. Может быть, скоро перевозками ракет займутся дирижабли. А может быть, незаправленные ракеты будут буксироваться по воде, как обыкновенные баржи.
И вот ступени ракеты-носителя доставлены на космодром. Отсюда "ракетный поезд" отправится в космос. Окинем взглядом панораму космического порта. Первым наше внимание привлечет большое здание монтажно-испытательного корпуса - МИКа. Здесь производятся сборка и испытания ракеты. Сборка бывает вертикальная и горизонтальная. Оба способа имеют свои преимущества и недостатки. Когда ракета лежит, она доступнее для обслуживающего персонала: ступени для стыковки просто подвозятся на тележках. Удобно и везти ракету к месту старта. Зато там собранную ракету приходится поднимать в вертикальное положение.
При вертикальной сборке - свои трудности. Каждую последующую ступень приходится поднимать выше предыдущей. Посчитайте, какой должна быть высота сборочного корпуса, если длина некоторых современных ракет превышает 100 м. Перевозка вертикально стоящей ракеты к стартовой позиции тоже довольно сложна. При этом необходимо учитывать даже погоду: сильные порывы ветра опасны для такой неустойчивой конструкции. Поэтому существуют устройства и приспособления, надежно удерживающие ракету на пусковой системе во время подготовки к старту. Это так называемые ветровые и штормовые крепления: ветровые захваты, стяжки и т. п.
В нашем монтажно-испытательном корпусе принята горизонтальная сборка. Кроме мостовых кранов и рельсовых тележек для сборки ракеты в залах МИКа много контрольно-проверочной аппаратуры. Здесь вновь испытывают все узлы и агрегаты ракетных ступеней. Ведь при перевозке могли возникнуть какие-то неисправности. Только на полностью собранной ракете можно проверить работу систем, ведающих взаимодействием отдельных ступеней в полете. Сотни электронных приборов выслушивают ракету, самописцы регистрируют ее "самочувствие".
А в соседнем помещении столь же тщательную проверку проходит космический корабль. Лишь безупречная работа всех его бортовых систем даст ему право на встречу с ракетой-носителем. Наконец, все специалисты удовлетворены. Корабль пристыковы-вается к ракете и закрывается створками головного обтекателя. Испытатели разрешают ракете с кораблем покинуть монтажно-испытательный корпус.
Медленно передвигается по космодрому железнодорожный транспортер-установщик. Ракета-носитель лежит на подъемной стреле - металлической конструкции, укрепленной шарнирами на платформе транспортера. Поезд движется к стартовой площадке космодрома.
Транспортер останавливается около массивного железобетонного сооружения. Эта серая каменная громада чем-то напоминает плотину. Да, здесь тоже укрощается стихия - бешеный напор огненного вихря. Перед нами стартовый комплекс. Теперь ракету-носитель нужно установить в вертикальное - рабочее положение.
Пущены в ход гидравлические домкраты транспортера. Стрела вместе с лежащей на ней ракетой отрывается от платформы и начинает медленно подниматься. Проходит немного времени, и ракета мягко опускается на верхнюю часть стартового комплекса - пусковой стол.
Сборка ракеты в моятаж-но-испытательном корпусе.
Транспортер-установщик доставит ракету к месту старта.
Рядом поднимаются высокие металлические фермы. Это кабель-заправочная башня и башни обслуживания. Башни подходят вплотную к ракете и со всех сторон охватывают ее площадками, выступающими на разной высоте. На каждую площадку можно выйти из башенного лифта. Удобный доступ ко всем участкам ракеты обеспечен.
От кабель-заправочной башни к люкам ракеты протягиваются толстые жгуты электрических кабелей. На борту есть свои источники электроэнергии, но они будут нужны в полете. А пока можно начинать последние предстартовые проверки и испытания ракетных систем, пользуясь энергией электростанции космодрома.
Ракету установили на стартовом сооружении пусковом столе.
Эти работы скоро заканчиваются, все системы настроены и работают безотказно. Теперь наступает напряженная пора для специалистов по заправке ракеты топливом. Из подземных хранилищ насосные станции перекачивают сотни тонн горючего и жидкого кислорода в баки ракеты. Жидкий кислород испаряется, ракета окутана облаками пара, она "дымит". Запасы окислителя приходится постоянно пополнять.
До старта остается несколько часов. Подъезжают космонавты. Короткое прощание, и пилоты занимают свои рабочие места в космическом корабле. Начинаются завершающие проверки, теперь уже с участием космонавтов. До старта менее двух часов. Отсек экипажа герметично закрывается. Теперь корабль связывает с Землей только радио.
Космические расписания значительно точнее земных. Если отправление поездов или самолетов на вокзалах и в аэропортах выдерживают с точностью до 1 мин, то на космодроме властвует стрелка секундомера. Поэтому так важно строго соблюдать график работ, вести их в заранее определенном ритме.
Все пункты космодрома оснащены специальными точными часами, образующими систему единого времени. Ее сигналы позволяют синхронизировать работу различных систем и служб стартового комплекса и всего космодрома, фиксировать точное время начала и конца работы многочисленных приборов, устройств, механизмов в период предстартовой подготовки, пуска и полета ракеты-носителя.
Закончились предстартовые работы. Уходят в укрытие последние представители стартовой команды. Объявляется пятиминутная готовность. Сейчас в командном пункте - бетонном бункере, куполом выступающем из-под земли, сосредоточено все управление ракетой-носителем и космическим кораблем. На экранах телевизоров видны спокойные лица космонавтов. С ними постоянно поддерживается радиосвязь. Руководители полета задают последние вопросы. Из громкоговорителей звучат четкие ответы членов экипажа.
До старта считанные секунды. От ракеты отводятся башни обслуживания и кабель-заправочная башня. Старт! Все заглушает могучий рев двигателей. Из-под ракеты вырывается бушующее пламя. Кажется, что огненный ураган охватил все вокруг. Но зрительное впечатление обманчиво: газоотводные каналы направляют раскаленные газы строго в определенную сторону, подальше от стартовых сооружений и ракеты.
Вот двигатели набрали полную мощность, сила тяги их превысила вес ракеты. Освобожденная от поддерживающих захватов, ракета дрогнула, медленно, как-то нехотя оторвалась от стола, а потом рванулась вверх в небо.
Все выше и выше уходит ракета. Связь космодрома с нею не прерывается. Следят за ракетой в окуляры оптических приборов. И не просто следят, но и фиксируют параметры ее движения на фото- и кинопленку. По этим снимкам будут судить, как начался полет ракеты, уточнять ее траекторию. "Глаза" космодрома видят и ночью. Инфракрасная аппаратура улавливает тепловое излучение ракеты.
Одновременно с объективами оптических приборов поворачиваются и антенны радиолокационных станций. На их экранах ракета выглядит движущейся светящейся точкой. Настроены на волну космического корабля и все радиостанции космодрома.
Для вывода корабля на околоземную орбиту ракета-носитель должна поднять его на определенную высоту и разогнать до первой космической скорости (см. т. 2 ДЭ, ст. "Законы движения искусственных небесных тел"). При этом нужно изменять направление движения ракеты. После участка вертикального подъема система управления должна разворачивать ракету, постепенно уменьшая угол между направлением ее движения и горизонтом.
...Падают на Землю блоки первой ступени. Двигатели второй ступени продолжают разгон ракеты. Пройдены плотные слои атмосферы. Разреженный воздух уже не опасен космическому кораблю. Раскрываются и сбрасываются створки головного обтекателя. Одновременно с ними уходит в сторону ненужный уже двигатель системы аварийного спасения космонавтов.
Космический корабль выведен на орбиту.
2i.SU ©® 2015