2i.SU
Современные технологии и производство

Современные технологии и производство

Содержание раздела

Энциклопедия

Организация работы машиностроительного предприятия

Конструкторское бюро сказало, что делать. Отдел главного технолога сказал, как это сделать. Экономисты планового отдела сказали, сколько должна стоить машина и сколько и каких машин надо изготовить.

Задание определено. Теперь надо организовать его выполнение. Это не так просто. Подумайте сами: нужно заказать, получить и завезти на завод тысячи тонн различных материалов и изделий, раздать их по цехам; превратить эти материалы в миллионы разнообразных деталей, собрать из этих деталей сначала отдельные узлы, а затем машины; наладить, испытать и проверить их, наконец, упаковать и отправить заказчику.

Обычно машиностроительный завод выпускает одновременно несколько разных машин и ежегодно осваивает одну или несколько новых конструкций.

Подготовкой производства новых машин на заводе занимается отдел главного технолога. Задача технологов не только разработать новую технологию изготовления деталей и сборки машины, но и внедрить ее в цехах завода.

Большинство деталей невозможно изготовить в каком-либо одном цехе. У каждой детали свой, иногда сложный, путь, но все они должны вовремя и в нужном количестве встретиться друг с другом в сборочных цехах и на сборочном конвейере, чтобы занять свое место в будущей машине.

Все это должны продумать и организовать технологи в процессе подготовки к производству машины.

Мы уже говорили, что технологи должны разработать специальный инструмент и приспособления для изготовления деталей. И не только разработать, но и изготовить их в необходимом количестве. Для этого у них в подчинении есть инструментальный цех.

Кроме этого, технологи составляют спецификации на материалы и покупные изделия, необходимые для изготовления новой машины, и карточки, в которых указано, какому цеху и в каком количестве понадобятся те или иные материалы. Спецификации и карточки отдел главного технолога передает в отдел снабжения завода.

Технологи сказали, сколько надо материалов на одну машину, а плановый отдел сказал, сколько надо сделать таких машин. Работники отдела снабжения начинают считать, а сколько же и каких материалов потребуется заводу на следующий год. Надо все заказать и получить вовремя, иначе из-за отсутствия какой-либо мелочи может быть нарушена работа всего завода. Отдел снабжения знает, где, как и когда он должен заказать и получить материалы. В его распоряжении есть автотранспорт (а на больших заводах и железнодорожная ветка) и материальные склады. Он должен непрерывно следить за поступлением материалов и их запасом на складах, должен быстро и оперативно передавать эти материалы в цехи завода. На больших заводах при материальных складах есть подготовительные цехи, в которых получаемый материал (листы, трубы, прокат и т. д.) предварительно режут на куски того размера, который нужен цехам завода.

Материалы получены и поступили в цехи. Началось их превращение в машины по разработанной технологии. Теперь "главным" становится производственный отдел завода. Он руководит производством машин. Его задача - непрерывно следить за работой всех цехов, чтобы они соблюдали графики изготовления деталей, чтобы детали поступали на сборку вовремя, чтобы четко и ритмично работали конвейеры. И не только следить, но и принимать необходимые меры, если на каком-либо участке возникают неполадки. Для этого в производственном отделе есть диспетчерская служба. Но как может диспетчер уследить за работой десятков разнообразных цехов, раскинувшихся на огромной территории завода? Как можно проследить за изготовлением и движением миллионов деталей, совершающих свой технологический путь по цехам завода?

Телефонная и селекторная связь, телевизионные установки, автоматическая сигнализация, вычислительная техника и другие современные устройства связи и информации приходят на помощь диспетчеру, связывая его со всеми цехами и наиболее важными производственными участками завода. С их помощью он "видит" и знает положение в каждом цехе. Он следит за ходом изготовления деталей, за своевременным их поступлением на сборку, за запасами в "запасниках". На специальных светящихся табло и схемах перед ним картина всего производства, и он может в любое время вмешаться и принять меры, чтобы ни на минуту не нарушался строгий и четкий ритм работы завода.

Наконец машина сошла с конвейера, прошла испытания, проверена отделом технического контроля и поступила в отдел сбыта - на склад готовой продукции. И если заданное количество машин поступило на склад вовремя, производственный отдел справился со своими обязанностями - завод выполнил производственный план. Но это еще не всё. Отдел сбыта имеет заказы на машины и план их сбыта. Его дело упаковать машины и отправить их заказчикам. И когда машина покинет завод, а на его счет поступят деньги, работа считается законченной.

Схема организации работы машиностроительного предприятия.

0110-1.jpg

Все сведения о ходе производства и реализации продукции непрерывно поступают в уже знакомый нам плановый отдел, который следит не только за выполнением плана, но и за соблюдением установленных заводу экономических показателей.

Но плановый отдел имеет дело только с плановыми цифрами, а реальные доходы и расходы завода подсчитывают финансовый отдел завода и бухгалтерия. Они оплачивают счета за материалы, получают деньги за реализованные машины, ведут расчеты и выдачу заработной платы, имеют дело с банками,- короче говоря, оформляют все денежные операции, строго следя за правильным расходованием государственных средств.

Завод будет работать хорошо, если будет надежно и четко работать все станочное оборудование, а для этого его нужно вовремя ремонтировать. Придет время, и станки окажутся изношенными или устаревшими. Тогда их надо заменять. А различных станков и механизмов на заводе тысячи. Поэтому на заводе есть отдел главного механика, и в его подчинении находятся специалисты по ремонту и монтажу станочного, подъемно-транспортного, вентиляционного и прочего оборудования.

Чтобы приводить станки и машины в движение, нужна электроэнергия. Она нужна для электроплавильных печей, сварки металла, гальванических цехов, работы вентиляционных устройств и, наконец, просто для освещения цехов и рабочих мест. Кроме электроэнергии цехам нужны горячая вода, водяной пар, сжатый воздух. Этими вопросами на заводе ведает отдел главного энергетика. Он руководит работой всех электрических подстанций завода, котельных, компрессорных.

Время, которое затрачивает рабочий на изготовление детали, разделяется на две части. Первая - это основное машинное время, в течение которого рабочий на станке выполняет технологическую операцию - обрабатывает деталь, придает ей необходимую форму. И вторая часть - вспомогательное время; в это время рабочий вынимает обработанную деталь, проверяет ее, кладет на стеллаж, берет другую, вставляет в станок, подводит инструмент и т. д. Пока рабочий выполняет вспомогательные операции, станок стоит. И чем больше времени уходит у рабочего на эти операции, тем больше простаивает станок.

А ведь стоит сократить хотя бы на 1 мин затраты времени на вспомогательные операции, и можно будет на эту минуту увеличить машинное время станка. Минута, сбереженная на одном станке, на тысячах станках складывается в часы и недели. А эти сэкономленные недели не что иное, как повышение производительности труда и увеличение выпуска продукции на том же оборудовании!

Поэтому на крупных машиностроительных заводах есть специальный отдел организации труда. Специалисты этого отдела изучают процесс работы каждого рабочего, составляют "фотографию" его рабочего дня, выявляют непроизводительные потери времени и стараются так организовать работу на каждом рабочем месте, чтобы эти потери были минимальными. На производительность труда влияет и расположение станков в цехе, их цвет, освещенность рабочего места, расположение стеллажей для инструмента и деталей, уровень шума в цехе и многие другие условия. Все это специалисты тщательно изучают и на основе анализа дают рекомендации по улучшению организации труда.

Какое бы оборудование ни было установлено на заводе, какая бы технология ни применялась, в конечном счете успешная деятельность завода зависит прежде всего от работы заводского коллектива. А на современном машиностроительном заводе работает несколько тысяч рабочих, инженеров и служащих. И работа с кадрами является для завода одной из важнейших. Для этого на заводе есть несколько отделов.

Прежде всего, отдел найма и увольнения. Его задача не только принять человека на работу или уволить. Надо знать потребности цехов и отделов завода в кадрах, заботиться, чтобы производство всегда было обеспечено специалистами необходимой квалификации. Нужно заинтересовать работой и привлечь на завод выпускников производственно-технических училищ, средних школ, техникумов, институтов. А кроме того, надо готовить специалистов непосредственно на заводе.

Этим занимается другой отдел завода - отдел подготовки кадров. Это его обязанность организовать на заводе вечерние школы, техникумы, филиалы институтов. Это он должен организовать кружки техминимума, курсы мастеров, наладчиков - словом, все, чтобы каждый работник завода мог без отрыва от производства повышать образование, приобретать или совершенствовать свою специальность.

Большую помощь в овладении знаниями оказывает рабочим и служащим завода отдел технической информации. Он собирает информацию о передовом опыте работы на советских и зарубежных предприятиях, о новых технологических процессах, новом оборудовании. Издает специальные листки информации, оборудует выставки и витрины, проводит экскурсии и лекции, показывает кинофильмы. Следит за пополнением технической библиотеки завода.

Как бы хорошо ни была разработана машина и технология ее изготовления, квалифицированный инженер и рабочий в процессе непосредственной работы всегда найдут возможность что-нибудь улучшить, упростить или ускорить. Творческая инициатива работников завода - характерная особенность нашего советского производства. Инициативу нужно поддержать, внимательно рассмотреть новое предложение, а если надо, помочь его доработать и внедрить в производство. Этим на заводе занимается БРИЗ - бюро рационализации и изобретательства.

Советское государство уделяет большое внимание охране труда рабочего, и на каждом предприятии обязательно есть отдел техники безопасности. Он следит за тем, чтобы во всех цехах были созданы условия для безопасной работы:- там, где необходимо, были установлены ограждения и предохранительные щитки, чтобы рабочим выдавалась необходимая спецодежда, защитные очки, рукавицы и другие средства индивидуальной защиты. Отдел техники безопасности следит и за работой вентиляционных устройств, правильным освещением рабочих мест, за санитарным состоянием помещений. И главное.-ведет большую работу по обучению рабочих и служащих безопасным методам работы. Эту работу с кадрами отдел проводит в тесном контакте с партийной и профсоюзной организациями завода.

Диспетчерская - здесь осуществляется контроль за производством.

0110-2.jpg

Все отделы и службы завода составляют так называемое заводоуправление, во главе которого находится директор завода. Конечно, одному человеку трудно руководить таким сложным предприятием, как машиностроительный завод. Поэтому у директора есть заместители - по производству, по снабжению и сбыту, по кадрам. Всеми техническими отделами и службами завода руководит главный инженер, также являющийся заместителем директора. Большую помощь администрации завода оказывают технические советы, в которые входят передовые рабочие, инженеры, представители общественных организаций завода.

Наша страна - мощная машиностроительная держава. Свыше 10 млн. человек работают на машиностроительных заводах, а их в стране насчитывается более 7 тыс.

Машина машине рознь. Одно дело изготовлять швейные машины, другое - сооружать гигантские воздушные лайнеры. Конечно, и технология и организация производства этих машин будут различными. Но они подчинены одной задаче - добиться четкой работы завода, обеспечить выпуск запланированного количества машин, соответствующих Государственным стандартам или специальным техническим условиям,- и все это при высоких технико-экономических показателях производства.

Машина вчера...

Орудия труда кузнеца в древнем Риме: клещи, молоток, наковальня.

0110-3.jpg

Примерно так мог выглядеть самый древний лучковый сверлильный станок.

0110-4.jpg

Ветряная мельница не только превращала зерно в муку, но и подымала тяжелые мешки с зерном. Этой конструкции примерно 500 лет.

0110-5.jpg

Мукомольная передвижная мельница. Она иногда сопровождала войска в XVI в.

0110-6.jpg

Механизм для очистки морского дна. Начало XVII в. Ковши-захваты вычерпывали ил и песок со дна залива или гавани.

0110-7.jpg

Токарно-копировальный станок русского механика А. К. Нартова. Начало XVIII в.

0110-8.jpg

Врубовая машина 1852 г.

0110-9.jpg

Такие лодки с гребными колесами, которые мастерили 500 лет назад, легко меняли направление движения.

0110-10.jpg

Кран для погрузки и разгрузки судов. Ему тоже более 500 лет.

0110-11.jpg

Подъем воды из шахт с помощью конного привода.

0110-12.jpg

Французский изобретатель Никола-Жозеф Кюньо соорудил такую "паровую повозку" в 1770 г.

0110-13.jpg

Печатная машина начала XIX в.

0110-14.jpg

Основные детали токарного станка русского изобретателя А. К. Нартова (XVIII в.) сохранились и в современных станках.

0110-15.jpg

Паровой гусеничный трактор русского изобретателя Ф. А. Блинова (1879). Гусеницы стали неотъемлемой частью современных гусеничных тракторов, вездеходов, тяжелых транспортных и землеройных машин.

0110-16.jpg

Автомобиль начала нашего века. Его кузов еще похож на старинную карету.

0110-17.jpg

Машина сегодня

Экспериментальный железнодорожный вагон с турбореактивным двигателем мчится со скоростью 270 км/ч.

0110-18.jpg

Будущее энергетики. Лазерные лучи "поджигают" термоядерную реакцию.

0110-19.jpg

Турбинный зал Красноярской ГЭС.

0110-20.jpg

Стенд ленинградского завода "Электросила" имени С. М. Кирова, где испытываются сверхмощные турбогенераторы.

0110-21.jpg

Наборная машина "Россия".

0110-22.jpg

Мощный трактор К-701. "Стальной конь" мощностью 300 лошадиных сил (220 кВт).

0110-23.jpg

Дальнеструйная дождевальная установка орошает поле в радиусе 70 м.

0110-24.jpg

Самая мощная в Европе домна на Новолипецком металлургическом заводе.

0110-25.jpg

Цех автоматических станков на Первом Государственном подшипниковом заводе.

0110-26.jpg

Впервые в ткацком станке вместо челнока работает сжатый воздух. Это ткацкий пневморапирный станок.

0110-27.jpg

Сверлильно-фрезерно-расточный станок с программным управлением и автоматической сменой инструмента.

0110-28.jpg

Самый мощный в мире плавучий кран "Богатырь".

0110-29.jpg

Мощный токарно-карусельный станок.

0110-30.jpg

Современный комбайн, полностью механизирующий уборку урожая пшеницы, ржи и других зерновых культур.

0110-31.jpg

Космический корабль на старте.

0110-32.jpg

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru