Машина сконструирована, разработана технология ее изготовления. Теперь надо подсчитать, а сколько она будет стоить. Для этого экономисты завода составляют перечень затрат, так называемую калькуляцию, куда записывают все расходы, связанные с производством машины. Что же это за расходы?
Прежде всего нужно приобрести необходимые материалы, например черный и цветной металл, прокат, трубы, пластмассы, резину, провода, краски и другие материалы, требуемые для изготовления деталей и узлов машины. Стоимость всех этих материалов для одной машины и будет первой строчкой нашей калькуляции.
Мы уже знаем, что стандартные узлы и детали машины (электродвигатели, вентиляторы, насосы, электрические лампы и пускатели, подшипники и многое другое) не надо изготовлять на данном заводе - их можно купить у другого специализированного предприятия. Так и запишем во второй строке: покупные изделия.
Технологи разработали во всех подробностях производственный процесс, т. е. определили, как и на каких станках будет обрабатываться каждая деталь. Теперь можно подсчитать, сколько понадобится рабочих и какое время каждый из них затратит на порученную ему работу. Сложим затраты времени всех рабочих, участвующих в изготовлении деталей и сборке одной машины, и получим трудоемкость машины. Иначе говоря, узнаем, сколько времени (в человеко-часах) надо затратить на изготовление машины. Зная квалификацию рабочих, мы можем теперь подсчитать их заработную плату. Прибавим к ней расходы на отпуска рабочих и социальное страхование (оплату больничных листов) и внесем в нашу калькуляцию третью строку - заработная плата производственных рабочих.
В изготовлении машины участвует много цехов завода, и в каждом из них расходуются тепло и электроэнергия, смазочные и обтирочные материалы, инструмент и приспособления. В цехе работают инженеры, мастера, ремонтные рабочие, контролеры, электромонтеры, уборщики. Они непосредственно деталей машины не изготовляют, но без них цех не сможет работать. Им тоже надо платить заработную плату. Эти расходы называются цеховыми.
Станки, прессы, печи и другое оборудование, установленное в цехах, в процессе работы изнашиваются, стареют и со временем должны быть заменены новыми. Оборудование изнашивается при изготовлении машин, следовательно, покупатели машин должны как-то возместить эти расходы. Постепенное перенесение стоимости основных фондов: зданий, сооружений, машин, оборудования и т. п.- на производимую продукцию в связи с их физическим и моральным износом называется амортизацией ("амортизация" от латинского amortisatio - погашение, уплата долгов). Суммы амортизации включаются в издержки производства, т. е. в себестоимость каждого изделия в виде амортизационных отчислений. Скажем, станок стоит 2500 руб., и по нормам он должен проработать 10 лет. Значит, ежегодные амортизационные отчисления составят 250 руб. (без учета капитального ремонта).
Сумма амортизационных отчислений по всему оборудованию, работающему в цехах, включается в цеховые расходы. Чем больше оборудования, чем оно дороже и чем меньше срок его работы, тем больше амортизационные отчисления.
Цеховые расходы подсчитываются на год, а нам нужно внести в калькуляцию только частицу, относящуюся к одной изготовляемой машине. Как это сделать?
Если в течение года завод выпускает только одинаковые машины, это просто: надо цеховые расходы разделить на количество выпускаемых в течение года машин и мы получим четвертую строку нашей калькуляции - цеховые расходы.
Но чаще завод выпускает много различных машин. В этом случае подсчет цеховых расходов на одну машину значительно сложнее.
Кроме цехов на заводе есть дирекция, службы главного механика и энергетика, экономиста, плановый отдел, отделы снабжения материалами и сбыта готовой продукции, отдел кадров и много других отделов, необходимых для организации работы завода. Завод "размещается в зданиях, имеет территорию, дороги, железнодорожные пути, которые надо убирать, обслуживать, ремонтировать. На заводе надо проводить мероприятия по технике безопасности и охране труда рабочих, готовить кадры, повышать их квалификацию.
Как и станки в цехах, заводские здания и сооружения изнашиваются, стареют и со временем требуют замены. Значит, и на них надо подсчитывать амортизационные отчисления. Учтем и эти расходы, отнесем их к одной машине, и у нас появится пятая строка в калькуляции - общезаводские расходы.
Получая от конструкторского бюро чертежи на новую машину, завод должен полностью или частично оплатить ему расходы по разработке конструкции новой машины. Кроме того, надо возместить расходы на приспособления и оснастку, которые разработали технологи и изготовил инструментальный цех. Может быть, для изготовления каких-либо деталей новой машины пришлось купить и установить в цехах новые станки или автоматические линии. Эти расходы называются внепроизводственными и также учитываются в калькуляции машины.
Теперь сложим все расходы вместе и получим полную себестоимость новой машины. Например:
|
|
---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Столько будет стоить заводу изготовление одной машины.
Но если завод будет продавать машины по их себестоимости, то производство их будет нерентабельным, т. е. не доходным, не прибыльным. А прибыль нужна заводу для дальнейшего развития производства, улучшения условий труда рабочих, для строительства жилых домов, пионерских лагерей, детских садов и яслей, для поощрения лучших работников. Не будет у завода прибыли,- значит, не будет у коллектива завода материальной заинтересованности в освоении новых машин, которые так нужны всем отраслям народного хозяйства. Более того, завод не сможет вложить свою долю в народную копилку -в государственный бюджет, откуда черпаются средства на развитие народного хозяйства, на просвещение, здравоохранение, на развитие науки, на укрепление обороны страны. Поэтому цены на продукцию завода должны быть выше себестоимости. Тогда завод будет получать прибыль. Чем ниже себестоимость, тем больше прибыль. Примем для нашего примера размер прибыли 12% к себестоимости и впишем в калькуляцию строку: "прибыль".
Полная себестоимость | 7450 руб. |
---|---|
Прибыль | 900 руб. |
Отпускная цена машины | 8350 руб. |
В нашем примере машина стоит 8350 руб. Много это или мало? Выпустит завод новые машины и продаст другим заводам. Какая разница, сколько один завод заплатит другому?
Разница есть, и очень большая.
В самом деле: для чего нужны нам машины?
Разумеется, автомобили нужны, чтобы перевозить людей и различные грузы; ткацкие станки, чтобы изготовлять ткани, а вязальные автоматы, скажем, чтобы вязать носки.
Вернемся к нашей калькуляции. Вспомните, что в цеховые и общезаводские расходы мы включили амортизационные отчисления и заметили, что чем дороже станки и оборудование на заводе, тем дороже будет стоить машина.
Давайте рассуждать дальше: представьте, что нашей новой машиной оказался вязальный автомат. Его купила и установила трикотажная фабрика. При подсчете стоимости носков, которые будут вязать на этом автомате, составят такую же калькуляцию, в которую войдут амортизационные отчисления на этот вязальный автомат. Значит, чем дешевле автомат, тем дешевле носки. А автомат будет дешевле, если будут дешевле станки, на которых его изготовляли.
Так стоимость одних машин влияет на стоимость других и в конечном счете на стоимость предметов широкого потребления: тех машин, приборов, вещей, материалов и продуктов, которыми пользуемся мы с вами в нашем быту.
Следовательно, чем дешевле работающие в народном хозяйстве машины, чем больше продукции они выпускают, тем дешевле товары, тем выше уровень жизни советского народа, тем богаче государство.
Вот почему конструкторы и технологи стараются сделать машины высокопроизводительными и в то же время по возможности дешевыми. Но стоимость машины зависит не только от конструкторов и технологов. Вернемся еще раз к калькуляции.
Большую долю в стоимости машин составляет заработная плата производственных рабочих и всего заводского коллектива. Главной задачей экономической политики Советского государства является дальнейшее повышение жизненного уровня трудящихся. Снижать стоимость машин путем снижения заработной платы работников нельзя, так как это привело бы к ухудшению их благосостояния. Поэтому у социалистического предприятия есть только один путь - непрерывно повышать производительность труда за счет внедрения новой техники, улучшения организации производства, повышения квалификации рабочих. За счет этих мероприятий завод при том же количестве рабочих и служащих и за то же время будет выпускать больше машин. Значит, зарплата рабочих и служащих разделится на большее число машин и стоимость каждой машины уменьшится. Но при этом производительность каждого рабочего будет больше и, следовательно, увеличится и его зарплата.
Итак, рост производительности труда, сокращение стоимости продукции при одновременном повышении зарплаты - это и есть главный путь развития экономики советского производства.
Снизить стоимость машин можно и за счет бережливого расходования электроэнергии, тепла, топлива и материалов. Большую роль в экономии металла играет, например, ассортимент сортового проката, выпускаемого металлургическими заводами. Чем больше ассортимент, тем легче подобрать нужный профиль заготовки, тем меньше расход металла и меньше труда затратится на изготовление детали.
Но может случиться и так. На заводе установлено высокопроизводительное оборудование, разработана отличная технология изготовления машин, много высококвалифицированных рабочих, а работа не ладится: то на складе не оказалось необходимых материалов, то в каком-нибудь цехе прекратилась подача электроэнергии, то кончился запас инструментов или приспособлений, то не хватает рабочих какой-нибудь профессии, то остановился сборочный конвейер из-за отсутствия деталей... В результате станки и рабочие простаивают без дела, сокращается выпуск продукции, повышается ее себестоимость, падает заработная плата, завод лишается прибыли.
Этого можно избежать только при правильной организации производства.
2i.SU ©® 2015