Прежде чем приступать к изготовлению новой машины, надо знать, как это сделать. Каким способом лучше и выгоднее изготовить детали и собрать из них машины? Ответ на этот вопрос дадут заводские технологи.
Слово "технология" произошло от двух греческих слов: "техно" - мастерство и "логос" - наука, т. е. технология - это наука о мастерстве. В современном понимании технология машиностроения - это наука о производственных способах обработки материалов, об изготовлении деталей и машин. Например, технология обработки металлов резанием изучает и разрабатывает способы обработки металлов на металлорежущих станках (токарных, фрезерных, . сверлильных и др.). На этих станках куски металла - заготовки приобретают заданные формы и превращаются в нужные нам детали. Технология литейного производства - это способы отливки деталей из расплавленного металла (литье в землю, в кокиль, литье под давлением и т. д.). Технология термической обработки занимается вопросами обработки металлов путем нагрева и охлаждения (закалка, обжиг), при которой форма изделия не изменяется, а изменяются физические свойства материала (прочность, твердость, упругость). Как мы увидим дальше, и собирать машину можно различными способами, по различной технологии.
Первый вопрос, который технологи, ознакомившись с чертежами новой машины, зададут своим заказчикам: сколько Машин в год надо изготовлять? Оказывается, количество выпускаемых машин, деталей - это основное и главное, что надо знать, чтобы выбрать наиболее выгодную и правильную технологию производства.
В самом деле, возьмем простейшие примеры. Изготовить несколько болтов можно на обычном токарном станке. Ну а если таких болтов нужно тысячи, сотни тысяч штук? Тогда изготовление их на простых токарных станках потребует много времени, труда и будет очень невыгодно. Лучше применить специальные станки-автоматы. Дело пойдет быстрее. Но при такой технологии очень много металла уйдет в стружку - это тоже плохо. При массовом производстве болтов заготовки надо делать на штампах, а резьбу нарезать на специальных резьбонарезных станках.
Цех сборки автомобилей "Жигули".
Кондуктор для сверления деталей: 1 - деталь.
В простой прямоугольной пластине нужно просверлить обыкновенное отверстие для болта. Ну что же, наметим на пластине центр будущего отверстия, накерним его, т. е. сделаем углубление, и на обычном сверлильном станке просверлим - все очень просто. Просто, если таких деталей мало. А если их очень много, то такая технология уже не подойдет -слишком много времени будет затрачивать рабочий на разметку и керновку деталей. Что же делать?
Технологи решают эту задачу так - они отказываются от разметки и керновки детали и изготавливают приспособление - кондуктор. Рабочий вкладывает деталь в кондуктор, имеющий направляющую втулку для сверла, и без разметки сверлит отверстие в детали. А можно применять кондуктор сразу для нескольких деталей - это еще больше ускорит работу.
Иногда оказывается более выгодным не применять универсальные резцы и фрезы, пригодные для выполнения различных работ, а изготовить специальный режущий инструмент, предназначенный только для определенных операций.
Набор специальных кондукторов, штампов, инструментов и других приспособлений, необходимых для крепления, подачи и контроля заготовок и деталей, называется оснасткой. Ее создают на заводе, готовясь к производству новых машин. А какой должна быть оснастка, какие должны быть режимы обработки деталей - все это решают технологи. На каждую деталь они составляют маршрутную технологическую карту. В ней указана последовательность всех операций, маршруты детали из цеха в цех. Карта следует вместе с деталью.
Для массового производства деталей составляются пооперационные технологические карты. В них подробно описан ход операций, выполняемых на каждом рабочем месте. Эти карты даются рабочим, выполняющим данные операции.
Детали изготовлены, из них надо собрать машины. Технология сборки также зависит от количества выпускаемых машин. Автомобиль, например, можно собрать на небольшой площадке сборочного цеха. Ну а если надо выпускать сотни тысяч автомашин в год? Тогда на заводе устанавливают конвейерные линии. К ним из различных цехов в определенном лорядке непрерывно подаются необходимые детали и узлы.
Вот в начале главного конвейера, на котором собирают, скажем, автомобиль "Жигули", установили кузов машины. Лента конвейера движется, и постепенно к кузову рабочие прикрепляют все остальные детали и узлы: двигатели, колеса с надетыми и надутыми шинами, дверцы с вставленными ручками и стеклами и т. д. Эти узлы тоже собираются на конвейерах, только не на главных, а на вспомогательных. В конце главного конвейера в готовый автомобиль садится шофер и выезжает на нем из ворот сборочного цеха.
Таким образом, от количества выпускаемых машин зависит технология и изготовления деталей, и сборки машин. А это, в свою очередь, определяет состав станочного и сборочного оборудования, планировку и размещение цехов завода, организацию производства.
В машиностроении различают три основных вида производства - индивидуальное, серийное и массовое, и каждый из них имеет свою технологию.
Но это еще не все.
В рассказе о конструкторских бюро мы говорили об их специализации. Еще большую специализацию имеют современные машиностроительные заводы. Есть автомобильные заводы, станкостроительные, заводы авиационных двигателей, электрических машин и многие другие. Конечно, технология изготовления станков отличается от технологии изготовления, скажем, экскаваторов или электрических двигателей. Следовательно, отличается и оборудование, установленное на этих заводах, и применяемые на них технологические процессы.
Сборочный цех авиационного завода.
Поэтому, разрабатывая конструкцию новой машины, конструкторское бюро должно заранее знать, на каком заводе она будет изготовляться, учесть его возможности и применяемые на нем технологические процессы и оборудование.
Еще лучше, если конструкторы будут разрабатывать машину в содружестве с технологами завода -будущими изготовителями этих машин. Тогда машина получится технологичной, удобной, легкой в изготовлении, и заводу будет легко освоить ее производство.
Как видите, разработать правильную, наиболее рациональную технологию изготовления машины не так-то просто, но очень важно. Если технология разработана правильно, то и оборудование будет использоваться полностью, производительность труда рабочих будет высокой, качество деталей и машин хорошим. А это значит - завод будет выпускать много хороших и дешевых машин!
Можно смело сказать: технология - это основа производства, без которой в наше время не может развиваться современная промышленность, и особенно такая важная, как машиностроение.
2i.SU ©® 2015