2i.SU
Современные технологии и производство

Современные технологии и производство

Содержание раздела

Энциклопедия

Что мы называем машиной

Мы живем в мире машин. Они окружают нас дома, на улице и на работе. Их гул слышен на земле и под землей, на воде и под водой. Они подняли человека в небо и открыли путь в космические дали.

От разнообразия, технического совершенства и количества машин зависят условия и производительность труда человека, благосостояние народа, сила и мощь государства. Машиностроение - основа современной техники, одна из самых важных отраслей промышленности.

Многим из вас, конечно, интересно узнать, как делают машины. Но прежде чем познакомиться с машиностроением, давайте ответим на вопросы: а что такое машина? Почему столько устройств, различных по назначению, конструкции и размерам, называют одним универсальным словом-машина? Да потому, что их объединяет одно общее свойство: все они выполняют какую-либо полезную работу. Это основной признак машины.

Возьмем для примера две бритвы - электрическую и безопасную. Назначение у них одинаковое - резать волосы. Но электрическая бритва - машина. Она сама выполняет основную рабочую операцию -сама режет волосы. Человек только управляет ею. А вот безопасная бритва не машина, а всего лишь инструмент - простейшее орудие, с помощью которого человек сам совершает работу.

Еще пример. Обычная лопата - это инструмент, при помощи которого человек копает землю. Экскаватор служит для этой же цели. Но вы без колебаний назовете экскаватор машиной. И не ошибетесь, потому что экскаватор сам совершает полезную рабочую операцию, а человек только управляет им.

Значит, главное отличие машины от других устройств заключается в том, что машина сама совершает основные рабочие операции, в то время как орудия только помогают человеку совершать работу.

Машины могут быть самыми разными, в зависимости от того, какую работу они выполняют: транспортными (самолет и вертолет, электровоз и теплоход, автомобиль и велосипед), энергетическими (турбина и двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель и электрогенератор), машинами-орудиями, или технологическими (подъемный кран и сеялка, металлообрабатывающий станок и печатная машина), счетно-решающими (от простого арифмометра до современных электронных вычислительных машин).

У каждой машины есть 3 основные части: двигатель а, передаточный механизмб, рабочий орган в.

0050-1.jpg

Но как бы машины ни отличались друг от друга, опытный глаз инженера всегда найдет в них общие черты. Возьмем, например, настольный вентилятор, гигантский шагающий экскаватор и автомобиль. Прежде всего у каждого из них есть рабочий (исполнительный) орган, при помощи которого они выполняют полезную работу. У вентилятора рабочий орган - это небольшой пропеллер, у экскаватора -гигантский ковш, у автомобиля - колеса.

Рабочие органы нужно приводить в движение,-значит, у машины должны быть двигатели. У вентилятора в корпусе спрятан маленький электрический двигатель, колеса автомобиля вращает двигатель внутреннего сгорания, а у шагающего экскаватора более 40 электродвигателей. У других машин в качестве двигателя может быть паровая машина или газовая турбина - от этого суть не меняется.

Движение от двигателя передается рабочим органам машины с помощью передаточных устройств (передаточных механизмов). Это может быть канатно-рычажный механизм, как у экскаватора, или коробки передач, как у автомобиля.

Вот мы и установили, что машина состоит из трех основных частей: рабочего органа, двигателя и передаточного механизма. Правда, у некоторых машин, например у обычного велосипеда двигателя нет, он приводится в движение человеком. Но от этого велосипед не перестает быть машиной.

Габотой каждой машины надо управлять. Значит, у нее должны быть еще устройства управления: рычаги, штурвалы, педали, кнопки. Кроме того, машины могут иметь автоматические программные устройства, в этом случае человеку не приходится непосредственно управлять ими, он только составляет для них программу и следит за их работой. Такие машины называются автоматами.

И наконец, каждая машина должна иметь какой-то остов, раму или станину, на которых крепятся все ее устройства.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru