Дорогие друзья, юные любители техники, читатели Детской энциклопедии!
Вы получили книгу, которая познакомит вас, может быть, впервые с вашей будущей профессией. Вы узнаете, как работают энергетики, машиностроители, механики, токари, бетонщики... Но прежде чем вы начнете читать, мне хочется сказать вам несколько напутственных слов. В жизни я видел много такого, чего вы не увидите никогда. Может быть, вам трудно будет понять меня. Но все-таки постарайтесь понять и запомнить мои слова.
Вы знаете, какой великолепный город наша столица Москва. Проспекты, огромные здания, каменные набережные, высокие мосты, потоки автомашин, красивейшее в мире метро. Но я помню Москву с маковками церквушек, помню цоканье лошадиных подков на тряском булыжнике, лотки с зеленью в Охотном ряду. Мои современники, товарищи, сверстники превратили купеческую Москву в социалистическую. Вы видите результат, а я вспоминаю труд инженеров, каменщиков, землекопов...
Ведь я жил еще в дореволюционной, отсталой России. Я видел бурлаков на Волге, помню крестьян в лаптях, гнувших спину над допотопной сохой, помню унылое брюзжание некоторых интеллигентов: "Куда уж, где уж нам до заграницы! Мы - лапотники, мы - самоварники. Вот в Париже - культура, вот в Берлине - техника!"
И когда в первые суровые годы существования Советской власти был поставлен вопрос: "Что делать в области экономики?" - ответ был найден не сразу. Много раз великий Ленин совещался с инженерами и экономистами. Мы все искали тот решающий рычаг, с помощью которого можно было бы быстро поднять советскую экономику.
Вспоминаю, как 26 декабря 1919 г. Владимир Ильич вызвал меня в Кремль. В этот вечер мы много говорили об электрификации. Я знал, что не было лучшего средства отвлечь Ильича от тяжелых забот, как рассказать ему о последних завоеваниях науки и техники. А интересовали его, конечно, прежде всего те достижения, которые могли найти приложение у нас в стране.
В то время я управлял подмосковной электростанцией "Электропередача" - первой в нашей стране и даже первой в мире электростанцией на торфе. В те тяжелые годы, когда центральные губернии были отрезаны от нефтяного Баку и угольного Донбасса, когда Ленин должен был лично следить за каждым вагоном топлива, поступающим в Москву, скромная станция "Электропередача" играла важную роль в снабжении нашей столицы Москвы электричеством.
И вот я рассказал Владимиру Ильичу о возможностях использования подмосковного торфа. Торф мог бы стать базой для электрификации. Но чтобы получить достаточное количество торфа, нужно было усовершенствовать технику добычи: не горбом и лопатами, а машинами следовало его добывать.
В тот же день поздно вечером кремлевский курьер доставил мне на квартиру срочный пакет от товарища Ленина.
"Меня очень заинтересовало ваше сообщение о торфе",- писал Владимир Ильич. И затем он просил поскорее составить для печати статью о торфе, его запасах и значении для электрификации. Предлагался даже план статьи. Поручение Ленина было выполнено. Статья появилась в "Правде".
Вскоре по просьбе Ильича я написал и другую статью - об электрификации промышленности - и послал ему на просмотр. В этой статье доказывалось, что подъем промышленности тесно связан с электрификацией. С увлечением я нарисовал будущее электрификации молодой Советской республики. На другой день Ленин прислал мне такое письмо.
"Гл. М.1 (Глеб Максимилианович.-
Ред.)
Статью
получил и прочел. Великолепно. Нужен ряд таких..." Далее в письме Владимир
Ильич указал, что нужно дополнить статью предложениями о плане электрификации
России:
"Примерно: в 10 (5?) лет
построим 20-30 -(30-50?) станций, чтобы всю страну усеять центрами на 400
(или 200, если не осилим больше) верст радиуса; на торфе, на воде, на сланце,
на угле, на нефти... Через 10 (20?) лет сделаем Россию "электрической"...
Надо увлечь массу рабочих и сознательных крестьян великой программой
на 10-20 лет, Позвоните мне, пожалуйста, по телефону, получив это письмо,
и мы поговорим".
Это замечательное письмо послужило основой для технической разработки Государственного плана электрификации России - ГОЭЛРО. От него ведет свою историю электрификация нашей страны.
Вспоминаю, как накануне VIII Всероссийского съезда Советов, на котором впервые был оглашен план ГОЭЛРО, я выступал в Колонном зале Дома Союзов с предварительным докладом о плане электрификации.
Мраморный зал с роскошными люстрами был не топлен. Я стоял на трибуне в пальто, видел перед собой истощенных голодом людей. Сколько раздраженных, сколько враждебных выкриков слышал я по своему адресу: "Страна погибает от голода и тифа! На улицах Москвы дохлые лошади! А тут инженер-практик рассуждает о гигантских стройках, о миллиардных вложениях, об электрической стране будущего! Как барон Мюнхгаузен, сам себя собирается вытащить из болота за волосы!"
И все же, несмотря ни на что, несмотря на интервенцию, гражданскую войну, блокаду, мы ленинский план осуществили.
Громадный путь прошла советская энергетика от подмосковных торфяных болот до сверхмощных тепловых турбин, до порогов Ангары, до атомных электростанций. И все это произошло на моей памяти, все сделано руками моих современников, товарищей, знакомых. Многих я знал лично, помню их трудности, сомнения, неудачи, находки...
Интереснейшую жизнь прожил я, но ваша будет еще интереснее. При вас будет создана Единая энергетическая система. Она свяжет все электростанции страны в один узел, будет распределять потоки электричества по всей Европейской России, а затем Сибири и Средней Азии, позволит охватить централизованным энергоснабжением все города, промышленные и сельские районы нашей страны. При вас будут включены в сеть новые источники энергии -Солнце, подземное тепло, при вас вступят в строй многочисленные атомные станции. Вы будете изучать и осваивать Луну, Марс, Венеру и другие планеты, уничтожите болезни, продлите жизнь вдвое, втрое... Даже трудно представить себе блистательные перспективы жизни, науки и техники в ближайшие полвека, трудно представить то, что вы сделаете своими руками. Ваши горизонты шире, но это потому, что мы - ваши прадеды, деды и отцы - расчистили дорогу для вас, прошли самый трудный и опасный участок пути.
Глубоко ошибаются те пустоцветы, которые уповают на счастливый случай, вместо того чтобы работать по плану. Успех всегда пропорционален затраченному труду. Поистине справедливы слова, что гений - это на один процент вдохновение и на 99 процентов - труд и терпение.
Глубоко ошибаются и те белоручки, которые чуждаются физического труда, думают, что вся работа в будущем сведется к нажиманию кнопок. Ведь, прежде чем нажимать кнопки, прежде чем управлять машиной, нужно задумать ее, сконструировать, изготовить детали, собрать и отрегулировать, проверить и тогда уже пустить в ход. Вы будете бетонировать, сваривать, пилить, сверлить, шлифовать, чертить, рассчитывать. Вам изрядно придется поработать и руками и головой в своей жизни. Готовьте себя к сложному, многообразному труду. Учитесь, чтобы трудиться как следует, читайте книги, посвященные науке и технике! Будьте трудолюбивы, требовательны к себе и скромны...
Мне выпало в жизни великое счастье в течение тридцати лет встречаться с самым трудолюбивым, требовательным и скромным из великих людей, с величайшим гением человечества - Владимиром Ильичем Лениным. Образ его незабываем! Небольшого общения с Лениным было достаточно, чтобы почувствовать его особую бодрящую силу, энергию борца, страстного, находчивого и много знающего. Ильич был преисполнен самоотверженной любви ко всем "страждущим и обремененным". И особенно отличался он исключительной простотой.
Костюм Ленина всегда был прост, обычен и опрятен. Фразерства он не выносил, высоко ценил меткое, простое, всем понятное слово. В самые ответственные моменты своей жизни он всегда был самим собой. Необыкновенный трудолюбец, Владимир Ильич обладал необычайной способностью к неустанной и непрестанной работе над собой, умением организовать свой рабочий день и часы досуга.
Вся жизнь Ленина, все черты его служат замечательным примером для подражания. Я не говорю вам: "Будьте, как Ленин!" Такие, как Ленин, рождаются один раз в эпоху. Но старайтесь подражать ему, будьте достойны звания пионера-ленинца и члена Ленинского комсомола.
2i.SU ©® 2015