А
Абордаж — способ ведения боя гребными и парусными кораблями (до XIX века); сцепление атакующего корабля с неприятельским для захвата его в рукопашном бою.
Аванпорт — 1. Приспособленная для якорной стоянки судов и, как правило, защищенная от волнения искусственными сооружениями внешняя часть порта. Для причаливания судов к берегу не оборудована. 2. Один из двух портов, находящихся в устье реки, который расположен на более близком расстоянии к морю. 3. Акватория в верхнем бьефе судоходного канала, защищенная оградительными сооружениями. Предназначена для отстоя ожидающих шлюзования судов или для формирования из судов, прошедших шлюз и направляющихся далее по водохранилищу, буксируемого состава.
Авария — повреждение судна, его механизмов или устройств судна, препятствующие нормальной эксплуатации судна.
Аварийная осадка — осадка судна в результате затопления одного-двух отсеков при аварии.
Авианесущий корабль — боевой надводный корабль, имеющий в составе своего вооружения самолеты или вертолеты.
Авианосец — боевой надводный корабль, основной ударной силой которого являются палубные самолеты и вертолеты.
Авизо — достаточно быстроходный корабль небольшого водоизмещения, используемый для выполнения задач разведки и посыльной службы.
Аврал — работа на судне, в которой задействованы все члены экипажа или значительная его часть. Вызов экипажа для авральной работы производится специальным сигналом и командой «Все наверх!», т. е. на палубу. К авральным относятся работы, связанные с перемещением судна в пределах рейда, производимый вручную выбор из воды буксирного троса, постановка дебаркадеров в начале навигационного периода и на зимовку, аварийные работы, направленные на исправление повреждений машины или корпуса судна, если эти повреждения препятствуют его движению и т. д.
Азимут — угол, образуемый между линией на плоскости или любым заданным направлением и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект. Отсчитывается от севера или юга по часовой стрелке от 0 до 360 градусов.
Айсберг — плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника; большая часть ее объема находится под водой. Айсберг может быть на плаву или сидеть на мели.
Акватория — участок водного пространства в пределах порта, в установленных границах района океана, моря, водохранилища. Служит стоянкой судам, находящимся под загрузкой и погрузкой, для ремонта судов, испытания техники и др.
Амфибия — судно, способное перемещаться по суше и по воде.
Анкерок — бочонок для хранения пресной воды на шлюпках (емкостью от 12 до 24 л).
Антициклон — область повышенного атмосферного давления с вихреобразными точками воздуха, расходящимися от центра, характеризующаяся малой облачностью, слабыми ветрами, отсутствием осадков. Давление в антициклоне уменьшается с отдалением его от центральной области.
Артиллерийский корабль — боевой корабль, основным вооружением которого является реактивная и ствольная артиллерия.
Атомная подводная лодка — подводная лодка с ядерной энергетической установкой.
Багор — шест, на одном конце которого имеется металлический крюк и острие. Острие служит для отталкивания судна, крюк — для подтягивания и удержания судна при подходе и отходе от пристани, другого судна и т. д. Применяется на шлюпках и малых судах. Цельнометаллические багры употребляются в качестве пожарного инструмента.
База судоремонтная — предприятие, предназначенное для ремонта судов. Бывают береговые и плавучие.
Байдара — гребное судно, использовавшееся на Днепре. На Камчатке и Алеутских островах так называют самодельные лодки из тюленьей кожи с деревянным каркасом.
Байдарка— 1. Легкая спортивная лодка на 1—2 человек. 2. Промысловая быстроходная морская лодка, управляемая двухлопастным веслом.
Бак — надстройка судна в носовой части, доходящая до форштевня. На речных судах баком называется возвышение над палубой в носовой части судна. На баке устанавливаются механизмы для подъема якорей.
Бакен — основной плавучий знак речной судоходной обстановки для обозначения навигационных опасностей или фарватера. Представляет собой установленную на деревянном плотике трехгранную деревянную пирамиду, которая окрашивается в красный (правая кромка судового хода, правый берег) или белый (левый берег) цвета. Ночью на бакене зажигается сигнальный огонь красного (правый берег) или белого (левый берег) цвета. В местах массового скопления огней (населенные пункты, пристани и пр.) допускается замена белого огня зеленым. На бакене применяется керосиновое или электрическое освещение.
Бакинский норд — местный северный холодный ветер, дующий у побережья Баку и сопровождающийся большим количеством пыли.
Бакштаг — 1. Снасть стоячего такелажа, применяемая для крепления в определенном положении дымовой трубы, мачты или стеньги, причем один конец бакштага крепится к палубе у борта судна, а другой — к верхней части мачты, трубы, стеньги. Бакштаги всегда парные — правый и левый. 2. Курс судна относительно ветра (полным ветром). Если считать углы от носа судна, при бакштаге угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна больше 90, но меньше 180 градусов.
Балктанкер — судно специальной постройки, способное перевозить жидкие и сыпучие грузы.
Балл — условная цифровая отметка для оценки по определенной шкале какого-нибудь явления (силы шторма, землетрясения, ветра).
Балласт — груз (вода, песок), помещаемый на судно для улучшения его мореходных качеств.
Баллер руля — ось вращения руля. Внизу соединена с пером руля, а вверху — с рулевым приводом.
Банка — отдельно лежащая мель, образованная возвышенностью морского дна. Бывают песчаные, каменистые, коралловые и т. д.
Баржа — грузовое несамоходное судно.
Барк — морское парусное судно с тремя и более мачтами; имеет прямые паруса на всех мачтах, кроме последней (на ней ставятся косые паруса).
Барка — речное, беспалубное, несамоходное, плоскодонное, грузовое, деревянное судно без руля.
Баркалон — суда, сходные с галесами. Строились во времена Петра I
Баркас — самоходное судно небольших размеров, предназначенное для обслуживания портов, затонов и местных перевозок грузов. Точно так же называется самая большая шлюпка на военном корабле.
Баркентина (или шхуна-барк) — морское трехмачтовое судно с прямыми парусами на передней мачте и косыми — на второй от носа и задней.
Бензиновоз — наливное судно, предназначенное для перевозки бензина и других производных продуктов нефти.
Береговой знак — знак, служащий для ориентировки cудово-дителей. Он бывает: указательным (или направления супового хода) — весенним, перевальным, ходовым и др.; сигнальными — семафорная мачта; предупредительным и оповестительным — столб у надводных и подводных сооружений, знаки «Внимание» и «Сигнал» и др.
Бермудское вооружение — вид вооружения парусников. Состоит из косых парусов в виде вытянутых прямоугольных треугольников.
Берстер — местный сильный шквалистый южный и юго-восточный ветер, дующий от побережья Австралии.
Бест — узкая, длинная, легковесная шлюпка полукруглого сечения для одного человека. Имеет выносные уключины и подвижные сиденья; вместо киля — плавник-стабилизатор.
Бизань — 1. Кормовая мачта на парусном судне (с тремя и более мачтами). 2. Нижний парус на бизань-мачте.
Бимс — поперечная балка или брус, поддерживающий палубу; часть поперечного набора судна. Различаются холостые, рамные бимсы из металла или дерева.
Бирема — боевой гребной корабль с двумя ярусами весел. Применялись в Древней Греции и в Древнем Риме в VIII—I вв. до н.э.
Бом-брам — часть слова, которым называются рангоут, такелаж и паруса, принадлежащие четвертому снизу колену мачты парусного судна.
Боковые суда — специальные суда для постановки, обслуживания.
Бора — сильный северо-восточный ветер, дующий осенью и зимой у восточного побережья Черного и в Адриатическом море.
Борей — северный ветер, дующий с гор, в Греции.
Борт — совокупность элементов набора и обшивки, образующих боковые стенки корпуса судна.
Бот — небольшое одномачтовое гребное судно, парусное или моторное. Применяется для ближних разъездов или перевозок грузов.
Бофорта шкала — 12-балльная шкала для оценки силы ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря.
Боцман — должность младшего командного состава экипажа судна, непосредственный начальник палубной команды по хозяйственным судовым работам. В его обязанности входит: организация судовых работ, содержание судна в чистоте, наблюдение за исправным состоянием трюмов, обучение рядового состава палубной команды и т. п. Боцман заведует трюмами, такелажем, якорными, буксирными и швартовыми устройствами и принадлежностями, тросами, блоками и др. На военных кораблях может быть несколько боцманов, и только один из них главный.
Брам — часть от всех слов, которыми называют рангоут, паруса или такелаж, принадлежащие третьему снизу колену мачты парусного судна (брам-стеньге).
Брама — деревянная баржа (дебаркадер). Предназначена для перевозки грузов на рейдах в тех пунктах, где не могут пройти крупные корабли.
Брамсель — прямой парус; бывает верхний и нижний, которые ставятся на брам-стеньге на больших парусных судах. Брамселем летучим называется парус, рей которого не оснащен брасами и топенантами.
Брандвахта — несамоходное служебное судно с надстройками. Предназначено для проживания команд судов, партий водолазов и т. д.
Брезент — полотнища парусины, сшитые вместе. Предназначен в основном для закрытия люков судна, накрывания груза, используется как подстилочный материал и т.п.
Бриг — боевое двухмачтовое судно (XVIII—XIX века) с прямыми парусами на обеих мачтах.
Бригантина — морское парусное двухмачтовое судно (XVI— XVII века). Имеет прямые паруса на передней мачте (фок-мачте) и косые — на задней (грот-мачте).
Бриз — ветер, который дует на морском побережье и меняет свое направление два раза в сутки: днем он дует с моря, а ночью — с берега.
Броситься к ветру — выражение, которое означает, что парусное судно очень быстро поворачивается по направлению к ветру (обычно произвольно или по ошибке рулевого).
Бугель — 1. Деталь гребного колеса с поворотными лопастями. 2. Кольцо для крепления на мачте или грузовой стреле, называющееся в зависимости от положения (например, бугель на середине рея).
Буй причальный — буй большого размера и грузоподъемности. Устанавливается в открытом водном пространстве на прочных якорях и используется для временного причаливания судов.
Буксир — самоходное судно для вождения (буксировки) несамоходного, плотов и др. Иногда так называют трос, при помощи которого крепится буксируемое судно.
Буксировка — способ вождения при помощи буксира любого несамоходного судна, плота или другого плавучего сооружения.
Буря — ветер, дующий длительное время с большой силой и причиняющий разрушения. Представляет большую опасность для судов.
Бухта — небольшой залив, защищенный от ветра и обособленный от открытых вод отрезками берега или островами, удобный для стоянки судов.
Бушприт — приспособление, с помощью которого отдают якорь. Представляет собой конусообразный деревянный брус, расположенный в носу судна.
В
Ванты — стальные или пеньковые тросы, с помощью которых мачта крепится с боков.
Ватервейс — крайний утолщенный деревянный брус на палубе парусных судов. Предназначен для связывания бимсов, увеличения продольной плоскости судна и предохранения его от попадания воды.
Ватерлиния —- линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Грузовая отметка совпадает с поверхностью воды при полной загрузке судна и соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке.
Вахта — 1. Основной вид дежурства на кораблях, обеспечивающий их безопасность, плавание. 2. Часть экипажа, несущая вахтенную службу. 3. Промежуток времени, в течение которого ведется дежурство.
Вахтенный журнал — книга, в которую вахтенный начальник судна в хронологическом порядке записывает информацию: состояние принятой вахты, происшествия во время вахты, встреченные суда, состояние погоды, глубину наиболее трудных перекатов и т. п. Обязательно указывается время прибытия в порт-пристань, время отправления или проследования судна. Записи в журнале имеют официальный характер и силу юридического доказательства.
Вельбот — легкая, быстроходная пяти- или шестивесельная шлюпка.
Верп-верпанкер — судовой якорь, предназначен для завоза судна в тех случаях, когда необходимо оттянуть корму, перетянуться в другое место или сняться с мели.
Верповальные суда — используются для увеличения скорости движения сплавных плотов при недостаточной скорости течения путем перетяжки. Оборудованы специальными электрическими или паровыми лебедками.
Вертикал — круг на небесной сфере, проходящий через точку зенита и надира.
Верфь — предприятие для постройки судов.
Весло — приспособление, служащее для перемещения судна.
Вест — то же, что и запад.
Ветер морской — ветер, дующий с моря.
Веха — 1. Круглый деревянный шест. Применяется при топог-рафо-геодезических работах для обозначения различных точек местности, хода или передвижения земснаряда (при вешении линии). 2. Предостерегательный знак, устанавливаемый на мертвом якоре.
Вира — термин, означающий «выбирай, поднимай, тащи вверх».
Водоизмещение судна — количество вытесненной судном воды; характеристика размеров судна.
Вокзал морской — сооружение на берегу, предназначенное для обслуживания пассажиров.
Вооружение судна — приведение судна в полную готовность для плавания (снабжение такелажем и оснасткой).
Выбрасываться на берег судном — вынужденный маневр, единственный способ спасения людей на терпящем бедствие судне.
Вымпел — длинный флаг треугольной формы или с раздвоенными концами; поднимаемый на мачте военного корабля; служит признаком государственной принадлежности корабля.
Вытравить — выпустить постепенно на всю длину якорную цепь или трос.
Гавань — часть портовой акватории, искусственно или естественно защищенная от ветра, волн и течений; пространство для стоянки, ремонта и зимовки судов. Также называется часть акватории порта для производства грузопассажирских операций.
Газотурбоход — суда с газотурбинными силовыми установками. Применялись в середине XX века.
Галеас — военный парусно-гребной корабль типа галеры.
Галера — военное гребное судно, получившее распространение в средневековье.
Галион — парусный военный корабль, распространенный в Англии, Франции и Германии в XVI—XVII вв.
Галиот — небольшое транспортное двухмачтовое судно, распространенное в Германии и Скандинавских странах в XVHI-XIX вв.
Гале — 1. Курс судна относительно ветра. Различают левый и правый галс (в зависимости от того, с какой стороны дует ветер). 2. Отрезок пути судна (от поворота до поворота), идущего зигзагообразным курсом при встречном ветре, тралении и т. д.
Гафель — рей, ставящийся вдоль судна и.закидывающийся в бока. Укрепленный наклонно в верхней части мачты, может подниматься по ней вверх. Предназначен для крепления верхней кромки косого паруса — триселя.
Гиг — беспалубная корабельная шлюпка с наборной обшивкой.
Гик — часть рангоута парусного судна, которая представляет собой горизонтально расположенное бревно, укрепленное подвижно одним концом позади мачты в нижней ее части, а другим направленное к корме (нок). Предназначен для растягивания нижней кромки косого паруса (триселя).
Гиты — блоки, по которым ходят парусные снасти.
Гичка — легкая быстроходная гребная шлюпка с транцевой кормой. Использовалась до 1917 года.
Глобус — изображение карты на поверхности шара, сохраняющее геометрическое подобие контуров и соотношений географических объектов.
Глубина — высота слоя воды над ложем водного бассейна в данный момент и в данном месте.
Голова руля — верхняя цилиндрическая часть руля (баллер), проходящая внутрь судна. Служит для вращения руля.
Гонг — металлический ударный инструмент в форме диска. Используется на судне для подачи особых сигналов.
Гондола — венецианская длинная, плоскодонная лодка с тентом или с каютой для пассажиров и поднятым фигурным носом и кормой.
Горизонт — кривая, ограничивающая часть земной поверхности, доступную взору. Имеет на открытой местности вид окружности.
Грот — 1. Название второй по счету мачты, если считать от носа. 2. Приставка к названиям частей рангоута, стоячего и бегучего такелажа и парусов, расположенных на этой мачте. 3. Нижний парус грот-мачты.
Груз — общее название товаров, перевозимых на судне.
Губа — залив с устьем реки в его глубине.
Гюйс — флаг, который поднимается в носу на некоторых военных кораблях во время их стоянки на якоре. Гюйс обычно поднимается в 8 часов утра и спускается с заходом солнца.
Д
Джонка — военное или грузовое деревянное парусное судно, предназначенное для плавания по рекам и прибрежным районам, получила распространение в Юго-Восточной Азии.
Доггер — рыболовное двух-трехмачтовое парусное судно с га-фельным вооружением, предназначенное для ловли сельди.
Докер — портовый грузчик или рабочий.
Долгота географическая — одна из координат, определяющая положение точек на поверхности Земли, Солнца, планет и на небесной сфере относительно начального меридиана (за который принят гринвичский). Считается в сторону востока и запада от О до 180 градусов.
Драить (надраить) — 1. Туго натягивать, набивать, выдувать. 2. Чистить палубу, медные части и т. д.
Дрифтер — парусно-маторное рыболовное судно.
Е
Ела — норвежское промысловое беспалубное судно, построенное по образцу судов викингов.
Ж
Журнал путевой — обязательный документ на каждом судне, который ведется штурманом или помощником капитана. В журнале отмечается каждая работа судна и его состояние. Ведется беспрерывно в течение всей навигации. Всякая работа на судне начинается с оформления соответствующего приказания; номер, дата и указание, от кого исходит приказ, также записываются в журнал.
З
Задраивать, задраить — плотно закрепить при помощи задраек люк, иллюминатор, водонепроницаемую дверь и т. д.
Задрайка — 1. Приспособление для плотного закрывания иллюминаторов, люков, водонепроницаемых дверей и т. д.
Зеркало воды — площадь воды, ограниченная берегами.
Зюйд — то же, что и юг.
И
Иллюминатор — застекленное окно на судне для освещения и вентиляции внутренних помещений. Бывают круглые и прямоуголыше, глухие и открывающиеся, с водонепроницаемыми крышками и без них. Обычно выполняются из толстого стекла с глухой крышкой.
Иол — двухмачтовое парусное судно с косыми парусами и кормовой мачтой, установленной позади оси баллера руля.
К
Кабельтов — 1. Внесистемная единица длины, применяемая в мореходной практике. 1 кабельтов = 0,1 мили (морской) = 185,2 м. 2. Растительный трос кабельной работы.
Каботаж — судоходство между портами одной страны. Различают большой (между портами разных морей) и малый (между портами одного моря).
Камбуз — 1. Судовая кухня. 2. Металлическая плита на судне.
Канат — гибкое изделие из стальных, синтетических или растительных волокон.
Канонерская лодка — боевой корабль с мощным артиллерийским вооружением, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных районах моря, озерах и реках.
Каноэ — спортивное гребное судно с высокими штевнями.
Капер — частновладельческое судно, вооруженное для ведения боевых действий в районе морских коммуникаций противника.
Капитан — офицерское звание в вооруженных силах. Капитан судна — лицо, возглавляющее судовой экипаж и осуществляющее управление судном.
Каравелла — морское парусное судно XIII—XVII веков с 3—4 мачтами, одной палубой, высокими бортами и надстройками в носовой части и на корме. X. Колумб достиг на ней берегов Северной Америки, а Васко да Гама — Индии.
Каракка — парусное судно XIV—XVI вв. Впервые появилось в Португалии, затем получило распространение в Англии и Франции. Применялось для перевозки грузов и для боевых действий.
Карта — условное изображение на плоскости всей поверхности земли или ее частей в проекции и масштабе.
Катамаран — судно с двумя параллельными корпусами, соединенными в верхней части.
Катер — общее название небольших, обычно быстроходных судов различного назначения.
Качка — колебательное движение судна, плавающего на воде и выведенного из состояния равновесия.
Каюта — помещение на судне, предназначенное для проживания экипажа и пассажиров судна.
Кают-компания — общее помещение для командного состава судна. Служит столовой, местом собраний и отдыха.
Квадрирема — гребной боевой корабль флота Древнего Рима с 4 рядами весел.
Квинквирема — гребной боевой корабль флота Древнего Рима с 5 рядами весел.
Кеч — небольшое парусное судно с двумя мачтами и косыми парусами.
Киль — основная балка, проходящая посредине днища судна от носовой до кормовой оконечности и обеспечивающая продольную прочность судна.
Кильватер — строй кораблей при следовании один за другим.
Кильсон — продольная связь днища судна. На судах с поперечной связью делаются интеркостельные кильсоны.
Кливер — косой треугольный парус, поднимаемый впереди фок-мачты.
Клюз — отверстие в палубе и надводной части борта судна для пропуска якорной цепи и троса.
Кнехты — стальная или чугунная (обычно пустотелая) парная тумба, за которую закрепляются швартовные или буксирные тросы. Укрепляется на палубе судна или причале.
Кница (косынка) — 1. Небольшой лист стали треугольной или другой формы. Служит для соединения деталей набора судна (шпангоутов, бимсов и т. д.). 2. Корневая деревянная кокора, которая применяется на деревянных судах для соединения бимсов с приставками.
Когг — грузовое парусное судно с одной мачтой и прямым парусом. Применялось в XIII—XV вв. в Европе.
Кок — повар на судне.
Компас судовой — навигационный прибор, который указывает курс судна относительно сторон горизонта.
Конец — общее название снасти, часто небольшой длины.
Корабль — то же, что и судно. В современном русском языке так называются в основном военные суда. В парусном флоте — 3—4-мачтовое судно с прямыми парусами на всех мачтах.
Корвет — трехмачтовое военное судно XVII—XIX вв. с прямым парусом и 18—30 орудиями. Использовалось в разведывательных и посыльных целях.
Корма — подводная и надводная задняя оконечность судна.
Кортик — колющее холодное оружие с прямым клинком различной формы и рукояткой с крестовиной и головкой. Появился в конце XVI века как абордажное оружие. В настоящее время его ношение присвоено начальствующему составу флота.
Коч — поморское палубное парусно-гребное одномачтовое судно, прспособленное к плаванию во льдах.
Круг спасательный — средство спасения, находящееся на судне для оказания помощи людям, упавшим за борт.
Кубрик — жилое помещение для команды в корпусе судна.
Кунгас — небольшое рыболовное судно на Дальнем Востоке.
Курс — направление движения судна. Определяется измерением угла между меридианом и носовой частью диаметральной плоскости судна.
Курс корабля относительно ветра — угол между линией направления ветра и диаметральной плоскостью судна. Считается от 0 до 180 градусов от носовой части судна и по каждому борту. Курс судна называется в соответствии с величиной угла: менее 90 градусов (8 румбов) — круто к ветру (бейдевинд); 90 градусов — полветра (галфвинд); более 90 градусов — полный ветер; 180 градусов (16 румбов) — по ветру (фордевинд). В зависимости от того, каким бортом судно обращено к ветру к слову добавляется «галс левый» или « галс правый».
Л
Лавировать — идти против ветра на парусах зигзагами, по ломаному курсу.
Лаг — прибор для определения пройденного расстояния относительно воды и скорости хода.
Ладья, лодья — парусное грузовое палубное судно, вышедшее из употребления.
Лайба — морское грузовое палубное судно с гафельным вооружением (применяется в основном в Финском заливе).
Лайнер — название быстроходных транспортных судов, совершающих регулярные рейсы между определенными портами.
Левеш — южный теплый ветер в Испании.
Ледокол — судно, прокладывающее путь другим судам путем разрушения ледяного покрова и поддерживающее навигацию в зимнее время.
Леер — ограждение (тросовое, металлическое и т. д.) на судне вдоль бортов или люков; трос для постановки некоторых парусов.
Лесовоз — сухогрузное судно, предназначенное для перевозки лесоматериалов.
Лесте — пыльный ветер на Канарских островах.
Лечь в дрейф — 1. На механическом судне — смещение с заданного курса и перемещение с неработающими двигателями под воздействием ветра и течения. 2. На парусном судне — расположение парусов с таким расчетом, чтобы часть из них работала вперед, а часть — назад.
Лиман — залив, образующийся при затоплении морем устьев рек, отделенный от моря узкими и невысоким косами. Некоторые лиманы сообщаются с морем.
Линейный корабль — крупный боевой корабль с мощной артиллерией и броней, предназначенный для уничтожения в морском бою кораблей всех классов.
Лисели — паруса на судах. Используются в помощь прямым парусам и ставятся по их сторонам при попутном ветре. Название получают в зависимости от места постановки (например, брам-лисели).
Лихтер — несамоходное грузовое судно (деревянное или металлическое).
Лодка судовая — небольшое деревянное гребное судно, которое применяется на судах в качестве спасательных средств, рабочих лодок для завоза чего-либо и т. д.
Лопасть — 1. Рабочая часть гребного винта и гребного колеса. 2. Лопатообразная часть весла.
Лот — прибор для измерения глубины воды с судна. Различаются ручные, механические, гидроакустические, электрические (эхолот).
Лоцбот — небольшая лоцманская гребная лодка, остойчивая во время волнения.
Лоция — 1.Часть науки о судовождении, изучающая условия плавания в водных бассейнах. 2. Руководство для плавания в определенном бассейне с подробным описанием его навигационных особенностей.
Лоцман — специалист по проведению судов, знающий местные условия плавания.
Люгер — небольшое трехмачтовое палубное судно с косым рей-ковым вооружением и 10—16 пушками.
Люк — вырез в палубе судна.
М
Майна — 1. Выражение, употребляемое на судах в значении «вниз». 2. Пространство чистой воды среди льда.
Маневры — 1. Передвижение судов с целью формирования составов. 2. Работа главной судовой машины на переменных ходах и разных оборотах при швартовке, плавании во льдах и т. д.
Манишка — флаг белого цвета. Применяется для сигнализации в дневное время при расхождении и обгоне судна.
Марс — площадка в верхней части мачты для наблюдения, установки прожекторов и различных приборов.
Марсель — прямой парус, который ставится на марса-рее.
Матрос — воинское звание в военно-морском флоте, соответствующее званию рядового в других родах войск. В торговом флоте — служащий в составе судовой команды.
Мачта — металлическая или деревянная конструкция на судах, закрепленная в вертикальном положении на палубе. Используется для постановки парусов, приборов сигнализации и связи, подъема флажных сигналов и т. д.
Маяк — сооружение башенного типа с источником света, установленное на выступающих берегах, скалах, отмелях. Служит для опознавания берега, опасных для судоходства мест или определения местонахождения судна.
Межеумок — несамоходное деревянное крепленое речное судно баржевого типа.
Меридиан — большой круг, проведенный через какую-либо точку земной поверхности и ось вращения Земли.
Мертвая зыбь — волнение при полном безветрии.
Мертвый штиль — полный штиль, т. е. спокойная зеркальная поверхность моря при полном безветрии.
Механик судовой — человек, который руководит командой, обеспечивающей правильную эксплуатацию механизмов судна.
Мидель — слово, означающее «средний» (например, мидель-дек — средняя палуба).
Миля морская — единица длины в морском деле; равна длине 1 минуты дуги меридиана при принятии Земли за сферу (приблизительно 1 852 м).
Мистраль — холодный северный и северо-западный ветер в Лионском заливе Средиземного моря, часто переходящий в шторм.
Мокшанка — небольшое парусное речное судно с одной мачтой и 6—10 веслами. В настоящее время не строится.
Мол — 1. Вдающийся в акваторию порта двусторонний причал. 2. Оградительное сооружение для защиты портовых сооружений и судов от действия волн. Бывают соединенные и не соединенные с берегом (волноломы).
Монитор — бронированный, низкобортный боевой корабль, предназначенный для операций у морских берегов и на реках.
Море открытое — часть моря, которая лежит за пределами территориальных и внутренних вод, не находящаяся во владении какого-либо государства.
Мореплавание, мореходство — искусство плавать по морям.
Мореходность судна — совокупность мореходных качеств судна: плавучесть, обеспеченность судна навигационными приборами, непотопляемость, остойчивость, ходкость, поворотливость, плавность качки, устойчивость на курсе, крепость корпуса.
Морская болезнь — укачивание в результате раздражения вестибулярного аппарата при качке судна.
Морские течения — поступательные движения масс воды в морях и океанах, обусловленные различными силами (действием силы трения между водой и воздухом, приливообразующими силами Солнца и Луны и т. д.). На направление течений оказывает влияние сила вращения Земли, отклоняющая их в северном полушарии вправо, а в южном — влево. Морские течения различаются: по происхождению, неравномерным распределением солености и температуры воды, по расположению, физико-химическим свойствам и т. д.
Моряк — человек, который имеет специальную подготовку и служащий в военно-морском или торговом флоте.
Моряна — юго-восточный ветер, дующий на Каспийском море.
Мостик — палуба верхней надстройки, на которой расположены приборы управления судном на ходу, штурманская и рулевая рубки. Различают: главный мостик, кормовой, промерный, ходовой, штормовой.
Муссоны — ветры, периодически дующие в тропическом поясе: зимой — с суши на море, а летом — наоборот.
Мыс — часть суши, выступающая в море, реку, озеро под острым углом.
Н
Набивать трос — тугое натяжение какой-либо из снастей, выборка слабины.
Набор судна — остов судна, который состоит из продольных и поперечных связей, придающих судну необходимую форму и прочность.
На борту — одно из положений руля: «на левом борту» или «на правом борту».
Навал — любое касание корпуса судна к объекту швартовки, которое происходит в результате неправильного маневра при подходе к причалу.
Наветренный борт — тот борт судна, в который дует ветер.
Навигационные знаки — приспособления, устанавливаемые на берегах морей и фарватеров. Используются для ориентирования судоводителями.
Навигационные приборы — устройства, служащие для контроля за правильностью курса и установления его местонахождения.
Навигация — 1. Мореплавание, судоходство. 2. Время, в течение которого возможно плавание по морям и рекам. 3. Раздел науки о судовождении.
Надводный борт — часть борта от грузовой ватерлинии до верхней палубы, которая возвышается над водой.
Надстройки — элементы корпуса судна, которые находятся выше непрерывной палубы.
Найтов — 1. Перетяжка тросом двух или нескольких мачт, рейев и т. д. 2. Трос, используемый для крепления предметов на палубе.
Нактоуз — деревянный шкафчик, на верху которого монтируется компас.
Наливное судно — самоходное или несамоходное судно, перевозящее жидкие грузы.
Наутофон — электрический мембранный звуковой прибор, применяемый для подачи сигналов с маяка при густом тумане.
Непотопляемость — свойство судна оставаться на плаву и не опрокидываться при получении повреждения и затоплении водой нескольких отсеков.
Неустойчивость на курсе — явление, показывающее, что судно плохо идет по прямому курсу, отклоняясь все время в какую-либо сторону.
Нирал — снасть, предназначенная для уборки косых парусов.
Нок — оконечность реев, бушприта и утлегаря.
Норд — северный ветер.
О
Обвес — навес, изготавливаемый из парусины или брезента, применяется для защиты от ветра и водяных брызг.
«Обе на воду» — команда для гребцов шлюпки, означающая, что нужно грести веслами обеих бортов.
Обрастание судов — образование на днище судна наростов из растений и морских животных организмов.
Обрезать нос или корму — проход судна на очень близком расстоянии перед другим идущим или стоящим.
Обшивка судна — бывает внутренней и наружной. Представляет собой стальную или деревянную оболочку, прикрепляемую к корпусу судна.
Оверштаг — поворот, совершаемый парусным судном; при этом линия ветра пересекается носом судна против направления дующего ветра.
Одновинтовое судно — судно, движущееся с помощью гребного винта.
Октан — угломерный инструмент, внешне похожий на секстан, но меньшего размера.
Осадка судна — расстояние от нижней части днища до линии касания бортом поверхности воды.
Оснастка — 1. Весь такелаж судна (стоячий и бегучий). 2. Работы, выполняемые при наложении стоячего и проводке бегучего такелажа.
Ост — то же, что и восток.
Остойчивость — свойство судна возвращаться в прежнее положение при выведении его из равновесия внешними силами.
Отбивать склянки — отбивать положенное число ударов в судовой колокол, обычно каждые полчаса начиная с 00 часов 30 минут. Таким образом на судне определяют время.
Отличительные судовые огни — прожектора, включаемые на судах с наступлением темноты. На левом борту зажигают красный огонь, а на правом — зеленый. С их помощью определяется направление движения и состояние судна, а также его местоположение.
Отмашка — внешняя дневная или ночная сигнализация, используемая при прохождении мимо других судов или дноуглубительных земснарядов. В дневное время отмашка осуществляется при помощи флага-манишки с правого или левого борта, в ночное время — миганием фонаря-отмашки, установленного на капитанском мостике.
Отмель — самая мелкая часть моря, реки или озера, образованная наносами грунта.
Отсек — помещение на судне, отделенное от других водонепроницаемыми переборками.
Отстой судов — стоянка судов после окончания навигации в затонах.
Отшвартовка — отдача швартовных концов и отход судна от причала.
Ошвартовка — крепление судна при помощи швартовных концов у причала.
П
Пайол — съемный деревянный щит, при помощи которого защищается днище трюма или шлюпки от механического повреждения.
Палуба — представляет собой настил из деревянных или металлических листов. Палуба бывает верхняя, главная, жилая, тен-товая, мостиковая, нижняя, прогулочная, средняя, шлюпочная.
Параллель — малый круг на небесной сфере, параллельный небесному экватору.
Паром — самоходное или несамоходное судно, предназначенное для переправы через залив, канал, реку и т.д.
Паротеплоход — общее название пароходов и теплоходов без деления их по типу двигателя. Применяется в основном в речном флоте.
Пароход — судно, имеющее паровой двигатель.
Паруса — изготавливаются из парусины или брезента в виде полотнищ определенной формы и размера. Различают паруса: га-фельный, косой, крюйсельный, латинский, люгерный, прямой, шпрюйтовый, или шпринтовый, штормовой.
Парусная шлюпка — шлюпка, использующая для передвижения паруса.
Парусник — судно, двигающееся за счет использования энергии ветра.
Пассаты — ветры, дующие постоянно в экваториальной зоне по обе стороны экватора.
Переборки — стенки, разделяющие судно на отсеки. Изготавливаются из металла или дерева и бывают водонепроницаемыми, поперечными, продольными.
Пересечь курс — пройти наперерез другому судну у него перед носом.
Переход судна — путь из одного порта в другой.
Перо руля — плоская часть руля, выполненная в виде рамы, покрытой стальными листами.
Пиллерс — стойка любого сечения, расположенная вертикально и служащая для поддержания вышерасположенной палубы. Пиллерсы устанавливают рядами в корпусе и надстройках, их количество зависит от ширины судна.
Пирс — сооружение в порту, предназначенное для швартовки и стоянки судов.
Плашкоут — несамоходное палубное или беспалубное речное судно небольших размеров и упрощенной формы.
Плица — лопасть гребного колеса. Бывают плицы неподвижные и поворотные.
Подводка судна — один из способов подхода к пристани или пирсу, когда для этого используется другое судно.
Подтрапник — длинный кусок парусины, подвешиваемый под вертикальным трапом и защищающий его поверхность.
Позывные — сигналы, подаваемые для привлечения внимания или опознания судна.
Полундра — окрик, означающий «берегись»Помощник капитана — должностное лицо на гражданском флоте, во время вахты обеспечивает управление судном, организует работы на судне.
Понтон — несамоходное плоскодонное судно прямоугольной формы, изготавливаемое из металла, дерева или железобетона и применяемое для установки на них перегрузочных кранов или в качестве опоры для понтонного моста.
Посадка судна на мель — это аварийное происшествие, вызывающее потерю эксплуатационного времени.
Пояс спасательный — индивидуальное средство спасения, представляющее собой пробковые пластины или измельченную пробку, помещенную в парусиновый футляр с тесемками.
Прибой — накат волны на берег. Высота волны зависит от формы берега.
Приливы и отливы — колебание уровня воды под действием Луны и Солнца. Повышение уровня воды называется приливом, понижение — отливом. Приливы и отливы бывают правильные и неправильные.
Пробоина — дыра в корпусе судна, образовавшаяся из-за удара о камень или по другой причине.
Прожектор судовой — прибор освещения, испускающий узкий луч. Применяется при производстве некоторых работ на судне.
Проложить курс — отметить на карте направление движения и путь судна.
Пятнерс — отверстие в палубе, в которое вставляется мачта. Его края окантованы накладкой из древесины твердых пород.
Р
Равендук — толстая льняная ткань, род парусины.
Радиокомпас — устройство для автоматического пеленга.
Радиорубка — помещение на судне, в котором установлена радиоаппаратура и средства связи.
Разъездное судно — обычно катера служебно-вспомогательного флота, используемые для служебных поездок начальствующего состава.
Рангоут — набор деревянных и металлических устройств, которые служат для постановки парусов.
Расцвечивание флагами — украшение судна цветными флажками в честь какого-либо торжества.
Реактивное судно — судно, движущееся за счет выброса струй воды или газов из горизонтальной трубы в кормовой части.
Ревун — звуковое устройство для подачи сигналов во время тумана.
Редан — выступ на днище катера, глиссера или лодки, а также поплавка гидросамолета. Во время движения судна он обеспечивает его подъем до положения скольжения, чем уменьшает силу сопротивления корпуса.
Рейд — часть акватории, на которой формируются составы, происходит отстой судов. В морском флоте рейдом называют удобную якорную стоянку у берегов, защищенную от ветра и волнений; глубиной не менее 40 м и без подводных опасностей.
Рейдер — военный корабль, который во время боевых действий выполняет самостоятельные операции по уничтожению торговых судов противника.
Рейс — 1. Переход судна от одного до другого порта и обратно. 2. Законченный процесс транспортировки грузов. Различают рейсы: заграничные, круговые, простые, сложные и пр.
Ремонт судна — восстановление изношенных или поврежденных деталей корпуса судна, механизмов и оборудования. Ремонт бывает капитальным, средним и текущим.
Речной трамвай — небольшое пассажирское судно, предназначенное для перевозки пассажиров внутри города.
Рея — рангоутное дерево, расположенное горизонтально, к которому крепится прямой парус. Реи изготавливаются из дерева.
Риф — 1. Петля или отверстие на полотнище, в которые продергивается веревка для стягивания паруса. 2. Скалистая подводная отмель, расположенная вдоль берега.
Роза ветров — график или диаграмма, на которой показана повторяемость ветров разных направлений и их скорость в каком-либо пункте за какой-либо период.
Ростры — участок палубы, имеющий вид платформы и опирающийся на специальные стойки. На рострах обычно размещаются шлюпки.
Рубашка — средняя часть паруса.
Рубка — помещение на верхней палубе или мостике, в котором располагается пост управления судном. Подразделяется на рубку: рулевую и штурманскую.
Руль — устройство, применяемое для изменения направления движения судна. Различают руль балансирный, полубалансирный.
Румб — 1. Единица угловой меры, равняющаяся 1/32 части окружности. 2. Слово, используемое вместо термина «направление». 3. 32 направления по картушке компаса, имеющие свои названия.
Румпель — рычаг с одним или двумя плечами, который насаживается на голову руля.
Рундук — ящики или лари для хранения припасов и вещей, служащие одновременно койками для экипажа.
Рустерц — покрышки под люками, выполненные в виде решетки.
Рында — судовой колокол. Его звон обозначает полдень.
С
Сажень морская — мера длины, равная 1,83 м (6 футов). В морской практике обычно применяется 7-футовая сажень.
Салон — помещение на пассажирском судне для отдыха.
Сампан — гребное или парусное судно с плоским дном, изготавливаемое из дерева. Распространено на реках Дальнего Востока.
Свести руль — отклонить перо руля к правому или левому борту.
Свод сигналов — набор условных знаков, который состоит из одной или нескольких букв, обозначающих целые фразы или понятия. Его используют для переговоров между судами и для связи с берегом.
Сейнер — морское рыболовное судно небольшого размера. Лов рыбы производится при помощи кошелькового невода.
Секстан — угломерный инструмент, применяемый в морской практике для измерения высоты светила или углов между береговыми предметами.
Семафор — береговой знак для обозначения судоходной обстановки.
Сигнальщик — матрос, который подает сигналы.
Сирокко — влажный, теплый ветер, дующий над Средиземным морем и Италией.
Скутер — спортивное гоночное судно.
Слань — настил в корпусе судна, изготавливаемый из дерева или металла.
Снасть — любой из всех входящих в оснащение судна тросов.
COC(SOS) — международный сигнал бедствия, подававшийся по радио и извещавший об опасности, грозящей какому-либо судну.
Спасательные средства — все устройства и аппараты, предназначенные для спасения людей на воде. К ним относятся: спасательные шары, шлюпки, буек, жилет, круг, плот, пост, пояс.
Спуск судна на воду — перечень работ, выполняемых при спуске судна со стапеля на воду.
Стаксель — треугольный парус.
Стапель — сооружение, имеющееся на верфи для ремонта и постройки судов.
Степс — 1. Гнездо, в которое вставляется мачта. Оно бывает деревянным или стальным. 2. Цилиндрическое отверстие в палубе. В него вставляется баллер руля.
Стеньга — рангоутное дерево, принимающее название той мачты, к которой принадлежит (например, грот-стеньга, фор-стеньга).
Стоп-анкер — адмиралтейский якорь, самый тяжелый из всех.
Струг — гребное или парусное судно с плоским дном для плавания по рекам.
Стюард — официант или буфетчик на судне.
Судно — любое сооружение/предназначенное для плавания по воде, независимо от размеров, конструкции, типа двигателя и материала, из которого оно построено.
Судоводитель — специалист по вождению судна.
Судоходство — плавание судов. Оно бывает морским, речным и озерным.
Суперкарго — помощник капитана судна по специальной грузовой части.
Сухогруз — специальное судно, перевозящее грузы, боящиеся воды. Строится обычно с закрытой палубой.
Суши весла — команда, подающаяся гребцам и означающая, что весла следует поставить горизонтально, лопастями параллельно воде.
Сходни — мостки для спуска с судна на берег, обычно они бывают деревянными.
Съемка с якоря — все операции, выполняемые при изменении положения с якорного на походное. Заключается в вызове палубной команды, выбирании якоря, уборке его и даче хода судну.
Т
Табанить — грести в обратную сторону, давая шлюпке задний ход.
Тайфун — так называют ураган в Тихом океане у берегов Китая и Японии.
Так держать — команда рулевому, означающая, что он должен держать судно на том курсе, на котором оно лежало в момент отдачи команды.
Такелаж — снасти, имеющиеся на судне и служащие для крепления рангоута, для постановки и уборки парусов и т. д. Бывает такелаж бегучий и стоячий.
Танкер — морское или речное самоходное судно, предназначенное для перевозки жидких грузов.
Твиндек (межпалубное пространство) — помещение на судне между двумя палубами. Его используют для перевозки грузов или для размещения пассажиров и экипажа.
Тельняшка — вязаная нательная рубашка с белыми и синими полосками. Носит ее обычно рядовой состав.
Тендер — одномачтовое парусное судно небольших размеров.
Тент — навес из парусины, устраиваемый над палубой для защиты пассажиров от солнца и дождя.
Теплоход — речное или морское самоходное судно с двигателем внутреннего сгорания.
Территориальные воды — прибрежная полоса, являющаяся продолжением территории государства. Ширина их в разных государствах равна 3—12 миль. Все иностранные суда, заходящие в территориальные воды, обязаны соблюдать законы прибрежного государства.
Технический флот — плавучие сооружения и суда, используемые при разного рода путевых работах (дноуглубительные и дноочистительные снаряды), и вспомогательные суда (боты, понтоны, брандвахты и пр.).
Тихвинка — несамоходное, деревянное, беспалубное судно небольших размеров, распространенное на реке Тихвин.
Толкан — самоходное судно, применяемое для толкания несамоходных.
Топ — верхний конец стеньги, мачты и т. п.
Топенант — 1. Снасть бегучего такелажа. 2. Снасть, предназначенная для подъема и спуска грузовых стрел.
Топляк — бревно, дерево, затонувшее или плавающее под водой.
Топреп — снасти, применяемые на парусном судне и имеющие металлические кольца, обшитые кожей. Через них пропускают лопарь грота-брамса.
Топсель — треугольный или трапецеидальный парус небольшого размера, поднимаемый между стеньгой и гафелем.
Торос — нагромождение расколовшегося льда.
Траверс — 1. Поперечная дамба. 2. Направление движения, перпендикулярное к судовому курсу.
Трал — приспособление для траления. Тралы бывают жесткие, мягкие и гибкие.
Тральщик — военный корабль, выполняющий траление, т. е. очистку участков моря или реки от мин.
Трамп — судно, перевозящее грузы не на определенных линиях, а заходящее во все без исключения порты.
Транспорт — вспомогательное судно, перевозящее войска, продовольствие, военное снаряжение, топливо для кораблей военного флота.
Трап — судовая лестница. Бывают трапы забортные, парадные, сходные и пр.
Траулер — промысловое судно для ловли рыбы на значительных морских глубинах при помощи глубоководного невода-трала.
Трешкоут — речное судно небольшого размера, оборудованное тентом и построенное из дерева. Трешкоуты бывают грузовыми и пассажирскими.
Трос — общее название для такелажных, грузоподъемных и других судовых канатов и снастей.
Трисель — косой четырехугольный парус, ставящийся позади мачты.
Трюм — помещение на судне, предназначенное для перевозки грузов.
Туер — судно, которое движется при помощи подтягивания цепи, троса, проложенного по дну реки или канала.
Тузик — двухвесельная шлюпка небольшого размера, длиной около 3 м.
Тумба причальная — устройство для закрепления судов у причала.
У
Увал — дрейф судна.
Углярка — баржа, перевозящая уголь.
Узел — 1. Единица измерения скорости судов. Узел равен 1 морской миле в час (1,852 км/ч). 2. Место скрепления концов троса или каната. Имеется много разновидностей морских узлов и способов их вязания.
Унжак — несамоходное, беспалубное, речное судно с тупым носом и малой осадкой. Унжак обычно строили из дерева.
Ураган — разрушительный ветер силой 12 баллов по шкале Бофорта.
Утлегарь — рангоутное дерево, являющееся продолжением бушприта и скрепленное с ним при помощи эзельгофта.
Ф
Фалреп — трос, служащий поручнем у забортных трапов.
Фальшборт — участок борта, расположенный выше открытой палубы.
Фалы — снасти бегучего такелажа, используемые при постановке прямых парусов, для подъема косых парусов и реев.
Фарватер — часть русла, пригодная для прохода судов.
Фата-моргана — своего рода мираж, физическое явление, при котором маяки или другие предметы открываются раньше времени. Объясняется это преломлением лучей, величина которого зависит от разницы в температуре и давлении воздуха.
Фелюга — морское парусное судно небольших размеров.
Фиорд — немного вдающийся в сушу, извилистый, глубокий, узкий морской залив.
Флаг — закрепленное на древке полотнище определенного цвета. Флаги бывают государственными, карантинными, кормовыми, постовыми, сигнальными.
Флагшток — металлическая или деревянная стойка, на которой укрепляется судовой флаг.
Флот — суда одного назначения. Бывает флот военный, торговый, промысловый, китобойный, рыболовный и пр.
Флотилия — небольшой отряд военных кораблей (например, канонерских лодок, мониторов).
Флюгарка — флажок со специальным рисунком и расцветкой, присваиваемый каждой шлюпке и наносящийся снаружи на оба борта в носовой части, на транце и на задней шкаторине паруса, ниже кормового флага.
Фордуны — снасти стоячего такелажа, соединяющие топ каждой стеньги с вант-путенсами, укрепленными несколько позади бакштагов. Фордуны держат стеньги с боков и сзади.
Форменка — белая рубашка без застежки, изготавливаемая из полотна, с вырезом на груди и большим воротником синего цвета, имеющая обшлага на рукавах тоже синего цвета. Носит форменку рядовой состав военно-морского и торгового флота.
Фофан — спортивное гребное судно.
Фрегат — трехмачтовый военный корабль с парусным вооружением и одной крытой батарейной палубой.
Футшток — шест, размеченный на футы и имеющий длину от 3 до 5 м. Используется для измерения небольших глубин.
ХХамсин — горячий ветер, несущий песок и пыль и дующий у восточного побережья Средиземного моря.
Ханбот — судно небольших размеров с люками и разборной палубой.
Ход судна — движение судна с определенной скоростью.
Хронометр — специальные астрономические часы большой точности, смонтированные в ящиках с подвесами. Считаются хранителями среднего гринвичского (всемирного) времени на судне.
Ц
Цепной ящик — отсек в форпике, в котором хранятся якорные цепи.
Циклон — вихревое перемещение воздуха вверх в атмосфере. Прохождение циклона сопровождается облачностью и осадками.
Цистерна Фрама — несколько емкостей, наполненных водой, соединенных между собой трубами большого диаметра и размещенных по бортам судна. Они применяются для уменьшения крена во время качки.
Ч
Чалка — причальный торс.
Частоты бедствия — международные радиочастоты, использующиеся для вызова помощи и передачи сигналов бедствия.
Челн — маленькая лодка, изготовленная путем долбежки из цельного ствола дерева.
Человек за бортом — вид тревоги, объявляемой на судне, когда человек упал за борт и нуждается в помощи.
Чертить килем по грунту — идти, задевая килем грунт на мелководье.
Четверка — шлюпка, имеющая четыре весла.
Чехол — кусок парусины, которым закрывают различные механизмы и устройства на палубе.
Чтение карты — умение разбираться в условных обозначениях, нанесенных на карту.
Ш
Шаланда — 1. Самоходное или несамоходное судно, используемое при отвозке грунта от земснарядов. 2. Небольшое несамоходное судно типа баржи, предназначенное для перевозки различных грузов.
Шаландер — буксирное судно для буксировки грунтоотвозных шаланд от земснаряда к месту высыпки грунта и обратно.
Шамаль — местное название ветра, дующего в Персидском заливе.
Шампунька — разновидность китайской гребной шлюпки, двигающейся с помощью паруса или одного весла, устанавливаемого на корме.
Швабра — метла для мытья палубы, изготавливаемая из распущенных каболок троса. Швабры бывают ручные и палубные.
Швартов — трос, изготовленный из растительного или металлического сырья и служащий для удержания судна у пристани во время стоянки.
Швертбот — спортивное судно с широким корпусом, плоским дном и малой осадкой. В дне проделана щель для выдвижения плоского киля (шверта).
Шипшандлер — человек, занимающийся снабжением судов провизией и всем необходимым для рейса.
Широта географическая — угол между плоскостью экватора и вертикальной линией места. Он измеряется дугой меридиана от экватора до данной параллели в сторону севера и юга от 0 до 90 градусов.
Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом (мягким пеньковым тросом). У прямых парусов бывают шкаторины верхние, нижние и боковые, а у косых — косые, передние и нижние, у кливеров — косые, или передние, задние и нижние.
Шквал — резкий порыв ветра со скоростью более 10 м/с. Иногда шквал доходит до силы шторма и сопровождается ливнем с грозой.
Шкипер — 1. Капитан речного несамоходного судна. 2. На морских, торговых и военных судах — человек, отвечающий за палубное имущество.
Шлюп — морское парусное судно, имеющее одну мачту и небольшие размеры, оснащенное косым гротом, стакселем и топселем.
Шлюпки — общее название для всех гребных судов. Бывают шлюпки палубные и спасательные.
Шнява — парусное судно небольших размеров, имеющее грот-мачту бушприт.
Шпангоут — 1. Поперечная связь корпуса судна. 2. Поперечное сечение на теоретическом чертеже.
Шпор — конец любого вертикального рангоутного дерева, а также внутренний конец бушприта, утлегаря, выстрела, лисель-спирта.
Шпринтов — длинный реек, служащий для постановки косого четырехугольного паруса на небольших парусниках и шлюпках.
Шпринтовов парусное вооружение — состоит из косого четырехугольного паруса, передняя шкаторина которого крепится с помощью шнуров к мачте, а парус растягивается шпринтовом.
Шпринтовый парус — большой парус.
Штаг — снасть стоячего такелажа, предназначенная для удержания мачты и стеньги спереди, а бушприта, утлегаря и бом-утлегаря снизу.
Штевень — особо прочная часть корпуса судна. Состоит из форштевня и ахтерштевня.
Шторм — очень сильный ветер, имеющий скорость 18,3— 25,1 м/с, что соответствует 9—10 баллам по шкале Бофорта.
Штормовое предупреждение — сигнал, передаваемый радиостанциями в случае возникновения ветра силой 8—9 баллов.
Штурвал — колесо машины, служащей для перекладки руля на заданный угол.
Штурман — специалист по прокладке курса и проводке судов.
Шхеры — скалистые острова различного размера, окаймляющие побережье Скандинавского полуострова, Финляндии, Шотландии и Исландии. Плавание среди шхеров очень затруднено.
Шхуна — морское двухмачтовое парусное судно, иногда имеющее и большее количество мачт. Оснащено в основном косыми парусами. Шхуны подразделяют по типу парусов на гафельные, вооруженные триселями и топселями, марсельные, бермудского вооружения, т. е. имеющие паруса треугольной формы, передняя шкаторина которых закреплена на мачте, а нижняя — на гике.
Щ
Щука — распространенное название плотика для бакена.
Э
Эверс — парусное одномачтовое судно небольших размеров, оснащенное по типу тендера.
Эзельгофт — двойной бугель, изготавливаемый из металла и используемый для скрепления двух рангоутных деревьев.
Экватор географический — большой круг, плоскость которого перпендикулярна к оси вращения Земли.
Экипаж судна — команда, обслуживающая судно. В ее состав входят капитан, помощник капитана, судовые механики, электромеханики, радиооператоры, судовой врач, палубная и машинная команды и пр.
Экспедиционное судно — специальное судно, обслуживающее различные научные экспедиции.
Экспресс — грузопассажирское или пассажирское судно, работающее на скоростной линии.
Электроход — самоходное судно, у которого гребные винты вращаются при помощи электродвигателей.
Элефанта — название местного штормового ветра с юга или юго-востока, дующего у Малабарского берега.
Эллинг — механизированное судоподъемное сооружение, имеющее рельсовые пути с тележкой, на которую устанавливается судно.
Эхолот — электрический прибор для измерения глубины.
Ю
Южный шквал — местное название ветра в Австралии. Юнга — воспитанник на судне, обучающийся морскому делу. Ют — надстройка на корме, расположенная выше верхней палубы и идущая от борта до борта.
Я
Якорь — приспособление, с помощью которого судно удерживается на одном месте.
Ял — короткая и широкая военная шлюпка.
Ялик — маленькая шлюпка с двумя парами весел.
Яхта — спортивное или прогулочное судно. Чаще всего яхты оснащены парусами, но бывают яхты и с мотором. Парусные яхты подразделяют на гоночные и крейсерские.
Ящичное судно — судно, предназначенное для перевозки сыпучих грузов. На палубе у него имеются возвышения в виде ящиков, которые идут от средней надстройки до бака и юта.
2i.SU ©® 2015