2i.SU
Современные технологии и производство

Современные технологии и производство

Содержание раздела

ИСТОРИЯ ФЛОТА

Экспедиция Жана-Франсуа Лаперуза

Жан-Франсуа Лаперуз (1741—1788) — французский мореплаватель. В 1785—1788 гг. руководил кругосветной экспедицией, исследовал острова в Тихом океане, берега Северо-Западной Америки, Восточной Азии и Татарского пролива, открыл пролив, названный впоследствии его именем. Экспедиция пропала без вести. Ее останки найдены на острове Ваникоро.

В конце XVIII в. французское правительство приступило к организации морской экспедиции для исследования и по возможности захвата новых тихоокеанских земель взамен утерянных Францией владений в Северной Америке и Индии.

Начальником экспедиции назначили Лаперуза (он же командир «Буссоли»), опытного моряка. В состав экипажей кораблей вошли также ученые различных отраслей, художники и коллекторы. Командиром «Астролябии» стали Поль Антуан Флерио де Лангль. По неизвестной причине в списки не включили Наполеона Бонапарта, одного из учеников Парижской военной школы, который тоже должен бьш отправиться в плавание, но осталря на берегу. 20 августа 1785 г. из Бреста экспедиция вышла в море.

Обогнув мыс Горн, Лаперуз взял направление к острову Святой Пасхи, а оттуда к Гавайям. В июне фрегаты подошли к северному берегу залива Аляска. Обследовав залив Айси-Бей, они отправились в юго-восточном направлении (до залива Монтерей), противоположном движению Кука, исследуя по пути берега и пополняя данные, собранные им. Сделав обход, Лаперуз пришел к выводу, что близ материка расположен архипелаг.

В это же время он открыл бухту Сан-Франциско и в сентябре 1786 г. отправился обследовать берега Восточной Азии, постеленно продвигаясь на север. По пути он нанес на карту (правда, очень неточную) берега Восточно-Китайского и Японского морей. Продолжая двигаться к северо-востоку, однажды утром мореплаватели увидели гористую землю. Самую высокую вершину Лаперуз назвал «Пиком Ламанон». Но вскоре на море опустился сильный туман, закрывший от взора землю и дальше на север экспедиции пришлось продвигаться практически наугад. Через несколько дней бросили якорь в удобной бухте у острова, который назывался, по объяснениям местных жителей, Сахалином.

Поднявшись по Татарскому проливу (название дано Лаперу-зом) до залива Де-Кастри, Лаперуз вновь повернул на юг и, обогнув Сахалин, открыл пролив, названный впоследствии его именем. Через этот пролив Лаперуз прошел впервые из Японского моря в открытый океан. В августе экспедиция сделала остановку в Петропавловске-Камчатском, где их ждал радушный прием. Оттуда Лаперуз послал в Париж сухим путем через Сибирь и Европу с экспедиционными материалами, отчетами и журналами Жана Батиста Лессепса, оказавшегося единственным участником, вернувшимся на родину и завершившим кругосветное путешествие.

От Камчатки Лаперуз направился на юг, в Океанию, к островам Мануа. Здесь во время одной из кровопролитных стычек с туземцами по невыясненным обстоятельствам были убиты капитан Лангль и еще несколько матросов. За Уполу был открыт остров Савайи, самый крупный в архипелаге Самоа. Оттуда Лаперуз направился к Австралии, где встал на якорь в заливе Бота-ни и встретился с английской флотилией, доставившей в Австралию первую партию ссыльнокаторжных. В феврале 1788 г. Лаперуз послал во Францию последнее донесение, в котором сообщил, что собирается еще посетить острова Меланезии, Сайта-Крус, обогнуть Новую Голландию и идти к острову Иль-де-Франс (Маврикий).

После того как экспедиция вышла из порта Джексон в море, она пропала бесследно. События, происходившие в это время во Франции, задержали поисковую экспедицию на длительное время. Лишь в 1791 г. на поиски пропавшей экспедиции снарядили корабль под руководством Дантрекасто, который не смог отыскать никаких следов Лаперуза. В 1826 г. капитан английского коммерческого флота Дидлон случайно обнаружил на одном из островов у туземцев предметы французской работы. Но место кораблекрушения он так и не смог определить. Только спустя 40 лет после случившейся трагедии Дюмон-Дюрвилем были найдены доказательства, что оба фрегата потерпели крушение у острова Ваникоро, когда ночью напоролись на коралловые рифы. Часть экипажа была убита туземцами, а другая построила из остатков судна шлюпку и поплыла в неизвестном направлении. Среди них, возможно, был и Лаперуз. Несколько человек, оставшихся жить на острове Ваникоро, умерли в старости, еще до прибытия Дюмон-Дюрвиля.

В честь Лаперуза назван пролив между островами Сахалин и Хоккайдо, соединяющий Охотское и Японское моря.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru