Поднятый на корабле ВМФ Государственный флаг страны является символом государственного суверенитета, а Военно-морской — боевым знаменем корабля. На каждом судне имеется комплект самых разнообразных флагов. Каждый из них поднимается на мачту при точно регламентированных обстоятельствах и на четко установленных местах. В данном случае все имеет строго определенное значение. Каждый флаг обладает собственной историей происхождения.
Их зарождение началось на самых ранних этапах судостроения и мореплавания. Изображение судовых флагов археологи обнаружили даже на древнеегипетских фресках. Корабельные флаги древних времен служили отличительными знаками, символами экономического могущества владельца. Чем человек был богаче, тем роскошнее украшал свое судно флагами. Например, в середине XIV в. особым шиком считалось поднять на корабле флаг огромного размера.
Герцог Орлеанский, командовавший в 1494 г. французским флотом, имел собственный штандарт. Его длина составляла 25 м. Флаг был изготовлен из желтой и красной тафты. С каждой стороны на фоне серебряного облака помещено изображение Богородицы. Вымпелы и флаги короля Генриха VIII вышивались золотом.
На средневековых кораблях количество флагов доходило до полутора десятков. Их устанавливали на мачтах, на кормовых, носовых и даже бортовых флагштоках. Однако со временем их количество сократилось. Флаги стали поднимать только на носу корме и мачтах. Благодаря им экипажи отличали во время сражений свои корабли от вражеских, а также определяли место пребывания адмиралов, командующих эскадрами.
С развитием средств вооруженной борьбы на море появились флагманские, адмиральские, капитанские флаги, а позднее и флаги, сигнализирующие авангард, кордебаталию, арьергард, т. е. части боевого порядка, в котором сражались военные корабли. Когда на борту судна находилось значительное должностное лицо, поднимали особый флаг.
С давних пор у каждого экипажа были сигнальные флаги, каждый из которых обладал определенным буквенным или специальным смысловым значением. Набором в два, три или четыре флага данного типа, поднятом на рее, команда могла передать в зашифрованном виде любое сообщение. В наши дни большая часть сигнальных флагов имеет прямоугольную форму, но существуют треугольные, а также длинные флаги. Большая часть корабельных флагов шьется из флагдуха — специальной легкой шерстяной материи.
Образование суверенных государств обусловило появление национальных флагов. Таким образом, каждое судно, покидавшее пределы своего государства, было обязано поднимать флаг своей родины. Когда флот разделился на военный, транспортный, грузовой и т. д., по флагу стали различать не только принадлежность к тому или иному государству, но и назначение корабля.
В России судовые флаги появились задолго до образования централизованного государства. Еще на ладьях русичи поднимали, как правило, два флага. Один имел прямоугольную форму. Другой был с углом, вырезанным на внешней стороне, т. е. с косицами. Флаги данного типа позднее стали неотъемлемой частью казацких чаек и стругов.
Но историки связывают начало истории русского корабельного флага с постройкой первого военного судна «Орел». По велению Петра I на нем красовался бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом. Некоторые исследователи полагают, что это был не только первый национальный морской флаг, но и первый штандарт.
Штандарт появился во флоте еще в первой четверти XVI в. Он являлся флагом главы государства и поднимался на грот-мачте корабля, когда король или император находился на борту. Сначала штандарты изготавливались из дорогих парчовых тканей, расшивались золотом, серебром и украшались драгоценными камнями. Но в середине XVI в. на них стали изображать государственные гербы — символы власти.
В 1699 г. Петр I ввел новый царский штандарт, который представлял собой желтое прямоугольное полотнище с черным двуглавым орлом посредине и с белыми картами Азовского, Белого и Каспийского морей в ключах и в одной из лап. Когда русские войска захватили крепость Ниеншанц, благодаря чему Россия приобрела выход в Балтийское море, на царском штандарте появилась карта и этого моря.
История появления Российского герба в виде двуглавого орла, который стал и частью штандарта, началась в 1472 г. Великий князь московский Иван III сочетался браком с племянницей последнего императора Византии Константина XI. Это событие способствовало провозглашению Русского государства приемником Византийской империи. В связи с этим в Россию пришел герб Византии — двуглавый орел. Он не был заимствован, а являлся логическим продолжением наследования великим князем московским титула наместника восточного государства.
На корабельном штандарте Российской империи начала XX в. изображали герб в виде черного двуглавого орла, коронованного тремя коронами, держащего в лапах знаки государственной власти — скипетр и державу. На груди орла находился московский герб с изображением Святого Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Щит герба обвивала цепь ордена святого Андрея Первозванного. На крыльях орла и вокруг него располагались символы царств, великих княжеств и земель, входивших в состав Российского государства. На гербе также изображали святых Михаила и Гавриила и императорскую сень с надписью: «С нами бог». Над ней располагалась государственная хоругвь с восьмиконечным крестом на древке.
В 1699 г. Петр I ввел единый флаг для всех боевых кораблей. Андреевский военно-морской флаг представлял собой прямоугольное трехполосное полотнище бело-сине-красного цвета. На нем были изображены лучи синего диагонального креста. Выбор Андреевского креста в качестве эмблемы для флага Петр I объяснил тем, что именно от этого апостола Россия приняла святое крещение.
В 1700 г. по указанию императора парусный флот поделили на три генеральные эскадры — кордебаталию, авангард, арьергард — и ввели для них соответствующие флаги — белый, синий и красный с синим. В 1710 г. утвердили новый рисунок кормового флага. В его центре по прежнему находился Андреевский крест, но его концы не доходили до краев полотнища. Под этим флагом отправился в свое первое плавание линейный корабль Балтийского флота «Полтава».
В 1712 г. синий крест Андреевского флага был доведен до кромок полотнища. Такое изображение просуществовало без каких-либо изменений до Октябрьской революции. После государственного переворота 1917 г. всю символику бывшего Российского императорского флота отменили.
18 ноября того же года на I Всероссийском съезде военного флота приняли постановление поднимать на кораблях вместо Андреевского флаг интернационала, который являлся красным полотнищем без эмблем и надписей.
С 20 апреля 1918 г. на советских судах ввели красный флаг с аббревиатурой РСФСР. В 1920 г. советское правительство узаконило новый флаг военно-морского флота. Он имел две косицы, а в середине полотнища был изображен большой синий адмиралтейский якорь, на веретене которого находилась пятиконечная красная звезда, внутри звезды перекрещивались синие серп и молот. На штоке якоря находилась надпись: «РСФСР».
В 1923 г. ввели новый флаг ВМФ. В середине красного полотнища помещался белый круг с восемью белыми лучами, расходящимися во все стороны от центра к краям. В белом круге располагали красную пятиконечную звезду с белыми перекрещивающимися серпом и молотом. В 1926 г. советское правительство учредило особый флаг. Им награждали корабли или соединения за особые заслуги. В отличие от обычного Почетный революционный военно-морской флаг изготовляли из шелка. В его верхнем левом углу изображали орден Красного Знамени. Награжденные этим флагом корабли и соединения стали называть Краснознаменными.
В 1935 г. были утверждены рисунки и цвета новых флагов кораблей военно-морского флота (они использовались до января 1992 г.). В этом же году в рисунке Почетного революционного Военно-морского флага СССР появились некоторые изменения. Флаг нового образца, Краснознаменный Военно-морским флаг СССР, представлял собой полотнище прямоугольной формы. В его левой половине была изображена пятиконечная звезда, а в правой — перекрещенные серп и молот красного цвета. Вдоль нижней кромки полотнища располагалась голубая кайма. Звезда Краснознаменного Военно-морского флага перекрывалась изображением ордена Красного Знамени.
19 июня 1942 г. был учрежден гвардейский Военно-морской флаг СССР. Его присваивали кораблям за особые отличия. С тех пор боевое судно носило звание гвардейского. На полотнище флага над голубой каймой дополнительно изображали гвардейскую ленту, состоящую из трех черных и двух оранжевых полос.
Ежедневно все вспомогательные суда и боевые корабли утром в определенное время поднимали на кормовом флагштоке, а с заходом солнца спускали военно-морской флаг. Во время стоянки на боевых судах I, II, III рангов одновременно с флагом поднимали и спускали пойс. Находясь в море, корабли устанавливали флаг на гафеле и не спускали его до возвращения в базу.
В корабельном уставе четко определялся порядок подъема, спуска и вручения Военно-морского флага. Каждый день в восемь утра по местному времени, а в выходные дни на час позже на всех судах военно-морского флота в соответствии с ритуалом, регламентированным корабельным уставом, поднимали флаг. Впервые эта процедуру изложил Петр I в морском уставе:
«...Поутру прежде всего должно выстрелить из пушки и ружей, потом играть на всех кораблях марш, бить поход, поднимать флаг, а по поднятии флага играть и бить обыкновенную злро,.. В какое бы время флаг поднимаем и опускаем ни был, вееща надлежит как при поднятии, так и опущении оного бить в бара баны поход и играть в марш». Аналогичным образом проводился ритуал спуска флага, т. е. вечерней «Зори». За многовековую историю отечественного флота процедура подъема и спуска флага претерпела много изменений.
Во время Великой Отечественной войны охрана корабельного знамени в бою была священной обязанностью для всех моряков. Если противнику удавалось сбить флаг, то его немедленно заменяли другим, чтобы враг не мог предположить, что экипаж сдается.
Существует много примеров, когда мужественные русские моряки погибали вместе с высоко поднятым на мачтах корабельным знаменем. Например, 10 августа 1941 г. в неравном бою с несколькими немецкими эсминцами на сторожевом корабле «Туман» был сбит флагшток. Тяжелораненый матрос Константин Семенов подхватил упавший флаг и высоко поднял его над головой. Однако вражеский осколок сразил героя, и он упал на палубу. На помощь матросу подоспел радист Константин Блинов. Под яростным огнем фашистов они вновь подняли корабельное знамя. Вскоре морская пучина поглотила «Туман», который так и не спустил свой флаг.
25 августа 1942 г. в Карском море фашистский крейсер «Адмирал Шеер» настиг ледокольный пароход «Александр Сибиряков», вооруженный всего лишь несколькими небольшими пушками. Гитлеровцы не сомневались в легкой победе и подали сигнал, чтобы советский корабль спустил свое корабельное знамя и сдался. В ответ наши моряки подняли на форстеньге Государственный флаг и открыли по неприятелю огонь из 76-мм и 45-мм орудий. В первый миг командование крейсера «Адмирал Шеер» застыло в растерянности. Затем гитлеровцы открыли по советскому кораблю шквальный огонь. Старший лейтенант Анатолий Ка-чарава — командир ледокольного парохода — искусно маневрировал, уклоняясь от прямых попаданий противника. Однако силы были неравными, и героический экипаж «Александра Сибирякова» погиб вместе со своим боевым судном, но флага перед врагом не спустил.
Кроме Военно-морского знамени, в жизни корабля и его команды важную роль играет вымпел — длинный и узкий флаг, который скорее похож на вьющуюся среди рангоута и такелажа цветную ленту. Он поднимается на военном судне, если по своему техническому состоянию и уровню подготовленности экипажа оно способно успешно решать свойственные ему боевые задачи.
История появления вымпелов уходит в далекое прошлое флота. Сначала прикрепленные к вершинам мачт неширокие плоские ткани служили простейшим прибором для определения направления и силы ветра. Во времена парусных кораблей вымпел служил отличием военного судна от торгового. Флаг данного типа поднимали на всех военных кораблях, кроме флагманских. Он представлял собой узкое полотнище до 10 м длиной и шириной в 10—15 см.
Вымпелы первых отечественных боевых судов были бело-сине-красными и с двумя косицами. Петр I в 1700 г. ввел новый рисунок вымпела: на примыкавшей к фалу шкаторине на белом поле изображался синий Андреевский крест, далее помещались две косицы бело-сине-красного цвета.
Советские боевые корабли носили вымпел, который представлял собой узкое красное полотнище с косицами. Во флоте также были приняты брейд-вымпелы. Их присваивали командирам отрядов боевых кораблей, которые имели ранг ниже контр-адмирала. Брейд-вымпелы практически не отличались от обычных. Только цвет косиц зависел от должности начальника, которому он был присвоен: командиру бригады кораблей — красный, командиру дивизиона — синий.
На крупных боевых кораблях при стоянке на якоре, на бочке или у пирса на носовом флагштоке поднимали особый флаг — гюйс. Он был введен в русском флоте в 1700 г. С 1701 по 1720 г. его поднимали только над приморскими крепостями, и лишь после введения устава 1720 г. его стали устанавливать на бушприте военных судов.
Гюйс, учрежденный Петром I, использовался в советском флоте до 28 августа 1924 г. Однако его рисунок немного изменился. В середине полотнища находился белый круг, в котором изображалась красная пятиконечная звезда с белыми перекрещивающимися серпом и молотом в центре. В 1932 г. ввели новый гюйс. Он представлял собой прямоугольное красное полотнище, в центре которого в белой окантовке помещалось изображение красной пятиконечной звезды с серпом и молотом.
В 1992 г. правительство России приняло постановление об отмене советской военно-морской символики. 26 июля того же года в День Военно-морского флота на боевых кораблях под звуки гимна Советского Союза были спущены и переданы командирам на вечное хранение флаги ВМФ СССР. Вместо них в сопровождении гимна Российской Федерации подняли легендарные Андреевские флаги и гюйсы, учрежденные Петром I.
2i.SU ©® 2015