2i.SU
Современные технологии и производство

Современные технологии и производство

Содержание раздела

ИСТОРИЯ ФЛОТА

Мины и противоминное оружие

Впервые морская донная пороховая мина была взорвана в районе военно-морской крепости Кронштадт в 1807 г. Конструкция разрабатывалась преподавателем морского кадетского корпуса И. И. Фитцумом. В октябре 1812 г. другой выдающийся русский изобретатель П. Л. Шиллинг испытал первые в мире неконтактные электрические мины. Они подрывались под водой с помощью электрического тока. Вместо сложного, который применялся ранее, конструктор использовал изолированный электрический подводный кабель.

Новый тип минного взрывателя изобрели тоже в России. Он был назван по имени автора — профессора инженерной академии К. П. Власова — власовской трубкой. Минный взрыватель использовался русскими моряками во время Крымской войны 1853—1856 гг. Его взаимствовали и иностранные флоты.

Значительный вклад в минное дело внес и выдающийся русский ученый-физик и электротехник Б. С. Якоби. Разработанные им проекты в области применения гальванических токов послужили основанием для создания различных видов гальванических и гальваноударных мин. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отечественный флот располагал новыми образцами якорных сфероконических гальваноударных мин с массой заряда в 40 кг.

Гальваноударная мина образца 1877 г.
  • увеличено
  • В тот период в России существовал Минный офицерский класс и Минная школа рядового состава. А в Балтийском флоте был отряд минных судов. В 1882 г. лейтенант русского флота Н. Н.Азаров разработал специальное устройство, которое размещалось на якоре мины и позволяло производить автоматическую постановку на заданное углубление и значительно сократило время минирования.

    В конце XIX в. русский флот явно опережал иностранные по развитию минного вооружения. Например, морская гальваноударная мина, созданная в России в 1888 г., на практике превзошла по всем показателям немецкое минное вооружение Герца, которые за рубежом считались наиболее совершенными. В 1889 г. русский флот был оснащен шаровыми минами. Благодаря новой форме корпуса данного вида оружия увеличилась масса заряда.

    Английский флот в конце XIX в. использовал гальваноударные мины, оборудованные ртутными замыкателями во взрывающемся приспособлении. Они не имели автоматических якорей и их боевой заряд не превышал 30 кг. Британский флот использовал столь несовершенные мины потому, что предполагал только наступательные операции, в которых оборонительное оружие использовалось крайне редко.

    Французский флот был оснащен 30-килограммовыми цилиндрическими минами, оборудованными приспособлениями для автоматической постановки, разработанными офицером австро-венгерского флота лейтенантом Петруски.

    Итальянский флот в 1896 г. располагал ударной цилиндрической миной системы Эллиа, которая обладала массой заряда, равной 50 кг пироксилина, и приспособлениями для автоматической постановки.

    В те годы на вооружение немецкого флота поступила мина заграждения системы Герца, которая по своим характеристикам приближалась к русской мине образца 1883 г.

    Во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. наш флот на Дальнем Востоке использовал 4 275 мин, из них 2 520 гальваноударных и 1 775 гальванических. Благодаря правильно выбранным районам постановки минных заграждений и высоким тактико-техническим характеристикам отечественных мин японцы несли на море большие потери. Например, у Порт-Артура в результате подрыва были выведены из строя 1 броненосец, 2 крейсера и 3 миноносца противника.

    Однако многие иностранные державы, несмотря на опыт Русско-японской войны, довольно скептически относились к минному вооружению вплоть до начала Первой мировой войны. Например, британское адмиралтейство называло свои мины слабыми и неудовлетворительными. Столь нелестная характеристика относилась к ударным минам системы Виккерса, которые допускали автоматическую постановку на глубинах более 100 м и обладали зарядом массой 55-113 кг.

    Французский флот перед Первой мировой войной оснащался якорными минами G/06 с массой заряда 70-80 кг. В 1911 г. на вооружении появились более совершенные мины G/10 (Котте-Гарле) системы Виккерса-Брега, представляющие собой французскую модификацию английской мины. Масса заряда составляла около 100 кг.

    Военный флот Италии в 1906 г. располагал минами Новера, а спустя пять лет — минами системы Белло. Итальянские гальваноударные и ударно-механические мины обладали зарядом массой 34-100 кг и автоматическими якорями. Японцы после войны с Россией приобрели большой опыт в использовании минного оружия. В результате усовершенствовались мины системы Ода. Они имели чувствительный маятниковый взрывной механизм.

    Серьезное внимание к использованию минных заграждений проявили немецкий и австро-венгерский флоты. В 1914 г. в Германии на вооружении флота находилось несколько типов гальваноударных мин — больших и малых, сферических, сфероконических и сфероцилиндрических. Их постановка производилась на глубине 100-125 м. В зависимости от величины мины масса ее заряда (пироксилин или гексонит) составляла от 24,5 до 114,6 кг.

    Опыт Первой мировой войны продемонстрировал тот факт, что применение противоборствующими сторонами на море минного вооружения значительно влияет на ход боевых действий.

    Наиболее подготовленными в этом отношении были русский и немецкий флоты. Англичане, союзники России по Антанте, в 1904 г. запросили у нашего флота 1 000 минных заграждений. Они получили их из владивостокского арсенала. В Великобританию также послали «Правила постановки мин», образцы и чертежи новейшего русского минного вооружения и специалисты-минеры для оказания практической помощи по развертыванию производства данного вида оружия.

    В Первую мировую войну российский флот был снабжен миной образца 1905 г., обладающей недостаточно мощным зарядом; гальваноударной миной образца 1908 г., которая ставилась штертогрузовым способом и внутри ее находилось сильное взрывчатое вещество — тротил, ее также оборудовали противотральными патронами конструкции Киткина; ударной всплывающей миной образца 1912 г., постановка которой осуществлялась с помощью автономного гидростатического прибора; тройными минами, способными при их затравливании автоматически ставить на свое место другую, а затем трешку минными заградителями подлодочного типа ПЛ-100.

    Гальваноударная мина образца 1908 г.
  • увеличено
  • Последние предполагалось устанавливать на Черном море на подходах к Босфору. Удачная по своим характеристикам малая мина типа «Р» — «Рыбка» — предназначалась для постановки на малом углублении против подводных кораблей противника.

    Малая мина «Рыбка»
  • увеличено
  • В дальнейшем постоянно совершенствовались гальваноударные и ударно-механические взрыватели минных Заградителей. Также увеличивалась масса боевого заряда и скорость постановки. В связи с появлением подводных лодок были созданы новые образцы мин с зарядом массой 120—200 кг и глубиной постановки 300 м. Английские изобретатели сконструировали противолодочную антенную мину с электролитическим взрывателем. В конце войны также появились первые образцы донных магнитных мин с большим зарядом.

    После 1918г. мировой флот стал вооружаться неконтактными минами, которые реагировали на электромагнитные, гидростатические и акустические физические поля кораблей. К 1939 г. в Англии в основном использовали гальваноударные мины системы Виккерса. Масса их боевого заряда составляла 145—200 кг. Кроме того, на вооружении состояла антенная противолодочная мина, которая устанавливалась на глубине 60 м.

    К началу Первой мировой войны наибольшим количеством мин обладала Германия. Ее флот был снабжен гальваноударными минными заграждениями типа EMC, EMC/11, FMB и УМА, масса боевых зарядов которых составляла 300, 13—20 и 30 кг соответственно. Почти все флоты снабжались минными защитниками различных типов, которые резали или перебивали трал специальными патронами.

    В России после Октябрьской революции 1917 г. минное оружие не осталось без внимания. 28 мая 1918 г. Совет Труда и Обороны принял решение об увеличении производства мин различных типов. Например, на подступах к Кронштадту революционно настроенные моряки-балтийцы выставили около 1 500 мин.

    В советское время первой принятой на вооружение миной стала подлодочная ПЛ-150. Она являлась усовершенствованным вариантом русской мины ПЛ-100. В 1926 г. в отечественном флоте появилась М-26. Масса ее заряда была в полтора раза выше, чем у корабельных мин периода Первой мировой войны.

    Для того чтобы защитить мины от их вытраливания, частью советского флота стал минный защитник четырехкратного действия М-26, спроектированный контр-адмиралом П. П. Китки-ным. В состав М-26 входили якорь и магазин, в котором размещались четыре буйка с буйрепом и закрепленные на нем подрывные патроны. После того как защитник устанавливался на заданное углубление, сначала всплывал один из буйков. Когда трал подсекал буйреп, происходил взрыв, в результате которого перебивался и трал, и буйреп. Затем на место первого буйка всплывал следующий. В то время ни в одном из иностранных флотов не существовало подобных минных защитников.

    В 1931 г. советские конструкторы создали большую корабельную гальваноударную мину КБ. Для нее разработали предохранительные колпаки, сбрасываемые в воде автоматически. Это позволяло ставить мины даже в битый лед. На вооружении в Советском Союзе были и такие совершенные мины, как авиационная контактная МАВ-1, беспарашютная гальваноударная АМГ-1, авиационная донная неконтактная МИРАБ, подлодочные контактные ПЛТ и ЭП и многие др.

    Беспарашютная гальваноударная мина АМГ-1
  • увеличено
  • В таблице приведены тактико-технические данные отечественного минного оружия, созданного до начала Второй мировой войны.

    Тактико-технические данные отечественного минного оружия

    Тип Общая масса, кг Масса ВВ, кг Длина минрепа, м Максимальная скорость носителя, узлов
    гальвано-ударная 144 30 - -
    - 450 55 120
    - 480 48-70 120 -
    - 582 115 110 9-16
    ударная 750 116 400 14
    - 179 12 110 -
    - 960 250 130 24
    гальвано-ударная 1020 230 263 24
    донная,неконтактная 280 64 - -
    авиационная, гальвано-ударная - 250 140 -

    В ходе войны советский ВМФ получил в распоряжение глубоководную антенную мину АГСБ, неконтактные индукционные АМД-500 и АМД-1000, минный защитник для глубоководных заграждений ГМЗ-43. Минное оружие в годы борьбы с фашистами применялось с грандиозным размахом. На морских путях было выставлено свыше 700 000 мин. Немецкое минное оружие стало причиной гибели около 280 английских кораблей и 300 транспортов. На британских минах подорвалось 250 боевых и 800 вспомогательных и транспортных судов противника. В период с 1944 по 1945 г. флоты США и Англии, проводя десантирование войск, потеряли на минах каждый пятый из своих десантных кораблей.

    После Великой Отечественной войны важнейшей тенденцией в области минного дела стало создание новых неконтактных авиационных и подлодочных мин. Современное вооружение по-прежнему составляют мины периода борьбы с фашистской Германией. Из них наиболее распространены американские Мк-6 и Мк-16.

    В середине 60-х г. американский флот снабжался авиационными донными неконтактными минами Мк-52, Мк-55 и Мк-56, а также подл од очной якорной неконтактной Мк-57. Созданная в США активная мина «Кептор» являлась целым комплексом, представляющим собой комбинацию противолодочной торпеды с минным якорным устройством. Торпеда, размещенная в специальном алюминиевом контейнере, ставилась на глубине до 8 000 м. Она действовала следующим образом: специальная аппаратура обнаружения работала в режиме поиска, после захвата и классификации объекта она выдавала сигнал, который и запускал торпедный двигатель. Однако высокая стоимость данного комплекса препятствовала его распространению.

    Появление и производство приспособлений для борьбы с минами имеет не менее долгую историю. Поначалу противоминные средства были крайне примитивны и представляли собой разнообразные варианты троса с крюком или кошкой. Морской трал конструкции лейтенанта русского флота К. Ф. Шульца, принятый на вооружение в 1898 г., стал первым реально эффективным приспособлением для выявления мин. Он состоял из двух смычков тралящей части, соединенных буксирами с парой тралящих кораблей. Трал постоянно находился на определенной глубине за счет специальных грузов и плавучих буев.

    Трал Шульца: 1 — тральщик; 2 — буксир; 3 — цепь; 4 — груз; 5 — кошка; 6 — тралящая часть; 7 — минреп; 8 — мина; 9 — оттяжка; 10 — буй
  • увеличено
  • В 1911 г. российский флот получил новый змейковый трал. Он приводился в действие одним кораблем. Своеобразное название данное приспособление для борьбы с минами получило из-за специального водяного змея — устройства, отводившего тралящую часть при движении в сторону. Трал мог быть двухсторонним или односторонним, т. е. с двумя или одной ветвями. Мин-реп перебивался за счет подрывного патрона или резака, который устанавливали вблизи змея.

    Созданный по идее старшего лейтенанта Н. В. Сомова щитковый трал, который появился на вооружении отечественного флота практически одновременно со змейковым, состоял из четырех смычек тралящей части длиной по 73 м. Данное противоминное средство работало в двух режимах — подсекающем при скорости 10—12 узлов и буксирующем при скорости 8—10 узлов. Все последующие конструкции отечественных тралов представляли собой усовершенствованные варианты ранее изобретенных.

    Самый распространенный за рубежом тип трала — английский «Оропеза» — появился в годы Второй мировой войны. Он состоял из буксира с углубителем, двух тралящих частей длиной от 550 до 820 м и двух отводителей с ведущими буями. «Ортопеза» до сих пор состоит на вооружении английского флота и даже входит в комплект оборудования новейшего американского искателя мин «Авенджер».

    Необходимо отметить, что создание неконтактных донных мин привело к появлению соответствующих тралов — акустических, гидродинамических и электромагнитных. Принцип их действия основан на создании искусственного физического поля, имитирующего поле судна.

    В 1942 г. на вооружение отечественного флота поступил катерный электромагнитный трал КЭМТ. Путем воздействия электромагнитных импульсов он уничтожал магнитные и индукционные мины. За один проход трал очищал полосу шириной 34 м при глубине до 20—25 м.

    По типу источника излучения современные электромагнитные тралы подразделяют на три группы: петлевые, соленоидные и электродные. Кроме того, суда данного типа бывают корабельными и вертолетными. Акустические тралы классифицируют аналогичным способом.

    перейти к началу страницы


    2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru