Задача любых боевых действий — поразить противника, оставаясь при этом неуязвимым. Такое определение цели явилось необходимым условием при разработке новых видов оружия. В наиболее законченном виде это проявилось при создании морских видов вооружений дистанционного действия, приведшему к появлению во флоте торпед.
Предшественниками торпед являлись речные плавучие мины, изобретателем которых был действительный член Петербургской Академии наук Б. С. Якоби.
Благодаря созданию паровых машин появились шестовые и буксируемые мины. Первая из них прикреплялась к десятиметровому металлическому шесту, установленному на борту катера. При приближении катера к кораблю противника на определенное расстояние мина ударяла в борт судна ниже ватерлинии. Вторая — буксировалась на тросе, и следовало протащить ее так, чтобы она задела неприятельский корабль. Поскольку их использование требовало приближения к неприятелю вплотную, то это было опасно и не всегда осуществимо.
Создание самодвижущейся мины стало возможным после появления компактных энергетических установок (двигателей), работающих на сжатом воздухе.
В 1865 г. российский конструктор И. Ф. Александровский предложил Морскому министерству проект самодвижущегося снаряда. Однако эту разработку признали преждевременной. Через три года проект Александровского рассмотрели вновь, и изобретателю предложили изготовить мину на свои средства с последующим возмещением затрат в случае успешных испытаний. Но к этому времени приоритет в создании торпеды уже принадлежал англичанину Р. Уайтхеду.
В 1866 г. Уайтхед, работавший в Австро-Венгрии на заводе в городе Фиуме (ныне Риека), официально объявил о спроектированной им совместно с лейтенантом австрийского флота И. Луп-писом самодвижущейся мине, получившей название «торпеда» (от латинского слова torpedo — «электрический скат»). Через год был изготовлен опытный образец нового оружия.
Александровскому удалось сконструировать собственную торпеду в 1874 г., и он составил сильную конкуренцию Уайтхеду.
Торпеда Александровского
|
Испытания показали, что оружие Александровского не уступает зарубежному, а по некоторым параметрам превосходит его. Тем не менее Морское министерство купило торпеды за границей. Всего Россия приобрела 250 зарубежных самодвижущихся мин.
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. молодой лейтенант флота С. О. Макаров, будущий знаменитый адмирал, добился, чтобы ему дали четыре торпеды (мины Уайтхеда), купленные перед войной в Фиуме. Для их запуска под килем одного из катеров установили трубу — прообраз торпедного аппарата, другой катер должен был пускать торпеду с плотика, привязанного к борту.
14 января 1878 г. вошло в историю флота как дата первого успешного торпедного удара. С расстояния в 60 м одновременно два катера выпустили торпеды. Они ударили в борт турецкий сторожевой пароход «Интибах». Раздался взрыв, затем сильный треск от проломившегося судна. Пароход лег на правую сторону и быстро погрузился на дно. До того как скрылись мачты, прошла одна или две минуты.
Катера «Чесма» и «Синоп», с которых были выпущены торпеды, по праву считаются родоначальниками торпедных катеров и тактики группового торпедного удара. Важным результатом смелых атак Макарова и его сподвижников стало то, что русские судостроители создали еще один класс кораблей — миноносцы. Они могли плавать в открытом море и там наносить торпедные удары по неприятельским судам.
Во второй половине XIX в. торпеда являлась одним из самых убедительных воплощений последних достижений науки и техники. Со времени изобретения торпеды совершенствовались, значительно улучшились ее параметры.
Опыт Первой мировой войны наглядно показал, что торпедное оружие является одним из самых эффективных боевых средств флота. В период между мировыми войнами интерес к этому виду морского оружия возрос еще больше. Продолжались поиски новых видов зарядов для торпед, взрывателей, горючих веществ, двигателей, систем самонаведения.
Современная торпеда — это самодвижущийся, самоуправляемый и самонаводящийся на цель подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный или ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и других объектов.
Современная торпеда
|
Торпедами вооружены подводные лодки, надводные корабли, торпедные катера, самолеты, вертолеты. На кораблях они выпускаются при помощи торпедных аппаратов.
Торпедный аппарат представляет собой устройство на судах для хранения и выстреливания торпед: трубу диаметром и длиной, соответствующую калибру выстреливаемой торпеды, приборы для ввода данных в торпеду от системы управления стрельбой.
После Второй мировой войны торпеда совершенствовалась, и ее модернизация приобрела явную противолодочную направленность. Именно самонаводящийся торпедный снаряд стал основным противником современных атомных субмарин. В настоящее время большинство торпед — противолодочные или двухцелевые.
В новейших модификациях торпед, кроме сложной автоматики, вычислительной техники, размещаются компьютеры, которые управляют энергетической установкой, выбирая оптимальный режим движения, а также системой самонаведения. Это позволяет распознавать и классифицировать цели, отличать их от имитаторов и ловушек и обеспечивать попадание в наиболее уязвимое место боевой техники неприятеля.
2i.SU ©® 2015