Главной задачей американских подводных лодок, построенных после войны, стали испытания новой техники, оружия и корпусов для получения данных, необходимых для постройки новых, усовершенствованных субмарин. В 1954 г. вступил в строй первый атомный подводный корабль США «Наутилус». Во Франции и Англии тоже началось строительство вначале опытных, а затем и боевых подлодок с атомным двигателем, которые являлись прекрасными носителями баллистических и крылатых ракет (Англия — «Резолюшен», 1969 г.; «Трафальгар», 1984 г.; «Свифштур», 1981 г.; Франция — «Редутабль», 1980 г.; «Энфлегсибль», 1985 г.; «Рубис», 1983 г.).
Водоизмещение атомных субмарин было больше дизельных почти в шесть раз. Рост данного параметра случился из-за увеличения массы и габаритов энергетической установки, систем оружия, комплексов и систем наблюдения, связи и навигации, оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность экипажа. Двигателями надводного и подводного хода у атомных лодок являлись паровые турбины, а источником энергии — атомные реакторы.
В отличие от подводных лодок Второй мировой войны, атомные субмарины могли плавать без перезарядки в течение нескольких лет, иметь большие подводные скорости и не всплывать в надводное положение на протяжении длительного времени. Для уменьшения шумности энергетических установок подводных кораблей данного типа конструкторы отказались от зубчатых передач. Механизмы и системы стали устраивать на амортизаторах. Были предусмотрены звукоизолирующие выгородки, воздушные прослойки и шумопоглощающие покрытия.
Трехлопастные гребные винты заменили пятилопастными, шестилопастными и семилопастными. Корпусу для снижения шумов от трения воды придали обтекаемую форму. Выступающие части лодки стали съемными или убирающимися в межбортное пространство.
Подводные корабли послевоенной постройки отличались наличием средств автоматизации, которые применялись в системах ракетного и торпедного оружия, целеуказания и противодействия, наблюдения и управления энергетикой, связи и опознавания и т. д.
В 1957 г. в США построили атомную торпедную подводную лодку «Сивулф» с реактором, имеющим жидкометаллический теплоноситель; в 1958—1959 гг. американцы создали атомные субмарины «Скейт», «Сидрегон», «Сарго» и «Сордфиш», в 1960 г. — «Хэлибат» и «Таллиба». Последняя была вооружена новыми гидроакустическими средствами и имела турбоэлектрический привод гребного винта.
Первый американский атомный подводный ракетоносец «Д. Вашингтон», вышедший на боевое патрулирование в 1960 г., имел 16 баллистических ракет «Поларис», дальность полета которых составляла около 3 000 км. Ракетоносец США нового типа оснастили 24 многозарядными баллистическими ракетами с дальностью полета почти 12 тыс. км.
В 1965 г. в Америке создали малошумную атомную подводную лодку «Джек» с прямодействующей безредукторной турбиной и соосными гребными винтами. За период с 1959 по 1967 г. американцы построили пять атомных субмарин типа «Д. Вашингтон», пять типа «Этен Аллен» и тридцать одну типа «Лафайет». В 1981 г. в ВМС США была принята подводная лодка «Огайо». В 1984 г. спущена на воду атомная субмарина SSN 719 типа «Лос-Анджелес», оснащенная установкой вертикального пуска крылатых ракет «Томагавк».
Согласно мирному договору с Германией, заключенному после Второй мировой войны, ей запрещалось строительство подводных лодок. Однако в 1961 г. ФРГ получила разрешение НАТО строить дизельные субмарины водоизмещением 1 000 т. В 1974 г. ФРГ добилась отмены ограничений в тоннаже при производстве подводного флота. Немецкие судостроители даже создавали подводные корабли для Норвегии, Дании, Греции, Турции и латиноамериканских стран. В 1980 г. Западноевропейский союз снял с ФРГ ограничения в строительстве подводных лодок.
В Японии и Швеции после Второй мировой войны в основном создавали небольшие серии дизельных торпедных подводных кораблей. Они предназначались для противолодочной обороны в прибрежных районах и для обеспечения боевой подготовки противолодочных сил.
В наши дни зарубежный подводный флот продолжает развиваться и совершенствоваться. Однако в конструкции атомных подводных лодок США, Англии и Франции остается неизменным следующее:
Однокорпусная субмарина
|
В послевоенные годы отечественные подводные корабли строились с усовершенствованными тактико-техническими характеристиками. Увеличилась автономность плавания, глубина погружения, подводная и надводная скорости, количество торпедных аппаратов и водоизмещение. Энергетическая установка оставалась дизель-электрической.
Создавались подводные лодки двух видов — океанские и морские. Первый вид был способен совершать плавания не только в моря, но и в самые отдаленные акватории Мирового океана. На некоторых субмаринах в качестве вооружения устанавливали баллистические и крылатые ракеты. Недостатком новых океанских лодок была их неспособность долгое время находиться в подводном положении и маневрировать на больших скоростях.
В послевоенные годы США и страны НАТО приступили к разработке и воплощению в жизнь глобальной ракетно-ядер-ной системы. В результате было положено начало новому этапу развития советского ВМФ — созданию океанского ракетно-ядер-ного флота. Началось строительство атомных торпедных, затем ракетных подводных лодок и морских ракетно-ядерных систем стратегического назначения. Стратегические субмарины вооружали баллистическими или крылатыми ракетами дальнего действия класса «корабль-земля» с ядерными боеголовками и торпедами для самообороны. Они предназначались для нанесения ракетно-ядерных ударов по важнейшим военно-экономическим объектам противника.
С появлением атомных энергетических установок подводные лодки получили возможность находиться в подводном положении столько, сколько требовалось. Запас энергии позволял им бороздить глубины океана длительное время и всплывать под перископ лишь для того, чтобы уточнить место положения по солнцу, звездам, космическим или радионавигационным системам. В последующие годы ведущей тенденцией развития отечественного военно-морского флота являлось дальнейшее наращивание стратегического потенциала главным образом за счет совершенствования подводных ракетно-ядерных сил.
Многоцелевые подлодки использовались для несения дозорной службы и разведки. В случае войны их задача заключалась в уничтожении атомных подводных ракетоносцев, надводных кораблей и транспортов противника. Субмарины данного типа бьцщ вооружены ракетами класса «корабль-корабль», торпедами и ра-кетоторпедами.
Советские лодки первого поколения, которые американцы прозвали «мычащими коровами», не могли вести патрулирование незамеченными прорывались через противолодочный рубеж НАТО, расположенный между Гренландией, Исландией и Великобританией, чтобы нести дежурство у берегов США, где располагалась зона мощных противолодочных соединений. Вследствие этого перед советскими судостроителями поставили задачу создать такой корабль для базирования оружия, который обладал бы всеми совершенными для того времени показателями, т. е. наибольшей глубиной погружения, максимальной скоростью, низким уровнем шума, обитаемостью для экипажа, и способностью поражать противника с позиции в наших водах. В противовес американской «Огайо» в конструкторском бюро «Рубин» и был разработан ракетоносец «Тайфун».
Ракетоносец «Тайфун»
|
Всего заложили семь таких подводных ракетоносцев, но достроили и сдали флоту только шесть из них. Именно они и составили основную ударную силу морских стратегических ядерных сил России. В марте 1977 г. на воду был спущен головной тяжелый крейсер ТК-208 типа «Акула». Его экипаж возглавил Герой Советского Союза капитан I ранга А. Ольховиков.
Это оказалась самая большая подводная лодка, когда-либо построенная (недаром она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса): ее надводное водоизмещение составляло 24 000 т, подводное — свыше 33 000 т, длина равнялась 175 м, ширина — 22,8 м, осадка — 11,5 м. Стальной корпус лодки сделали довольно легким, а внутри него расположили еще два прочных корпуса диаметром по 10 м; между ними находится носовой модуль с шестью торпедными аппаратами, а также кормовой и центральный пост. Всего в лодке было 19 отсеков. На подводном крейсере для членов экипажа создали поистине роскошные условия для жизни: у офицеров были двух- и четырехместные каюты с умывальниками, телевизорами и кондиционерами. При строительстве на подлодке оборудовали душевые, сауну с бассейном и небольшую оранжерею с цветами.
Система вооружения «Тайфуна», как называлась подводная лодка «Акула» по классификации НАТО, представляла собой ракеты РСМ-52 (на западе SS-N-20 «Стерджен») с дальностью полета более 9 тыс. км. Разделяющиеся боевые части обладали мощностью по 100 кг каждая. Эти ракеты отличались от предыдущих моделей еще и тем, что имели вместо жидкостных двигателей твердотопливные. На одном крейсере было размещено около 20 пусковых установок, один залп которых мог разнести половину любого континента. Вся система имела неоднократное продуб-лирование и страхование от несанкционированного пуска.
Двигатели состояли из двух атомных водо-водяных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 тыс. л, которые позволяли ракетоносцу с двумя шестилопастными винтами в кольцевых направляющих насадках развивать подводную скорость в 27 узлов.
Кроме того, на лодке имелись аварийные дизель-генераторы по 800 кВт, кормовое и носовое подруливающее устройство из выдвижных винто-рулевых поворотных колонок, всплывающие спасательные камеры и современное навигационное радио- и телеоборудование.
Корпус лодки имел черный или черно-коричневый окрас, сигнальные буи — красно-белый цвет. Винты выполнялись из латуни, а обтекатели носовой гидроакустической станции — из металла. Ракетоносцы класса «Тайфун», способные запускать баллистические ракеты весом в 100 т, и в наши дни считаются новейшими субмаринами, находящимися на вооружении ВМФ России.
2i.SU ©® 2015