Как известно из истории, во времена парусного флота военные суда отличались от торговых тем, что в экипаже было разное количество матросов. В XV—XVI вв. на парусных судах устанавливали составные мачты. Они могли нести несколько парусов, а это увеличивало их скорость и облегчало управление судном и его маневрирование. В связи с тем, что мореходные качества заметно улучшились, борта парусников оснастили пушками, т. е. происходила специализация флота. Началось строительство чисто военных парусников. Государства стали бороться за первенство на море.
Первый корабль такого типа был заложен в 1509 г. на верфи в Портсмуте. Судно решили строить с применением новейших достижений в судостроении того времени. Наружную обшивку корпуса выполнили вгладь, не стали делать клинкер. Закончили судно в 1511 г. Его масса составляла 600 т, длина по конструктивной ватерлинии — 37,3 м, по килю — 32 м, ширина — 11,4 м, осадка — 4,5 м. Водоизмещение при всех этих размерениях бьшо около 1 150 т, на борту находилось 78 разнокалиберных орудий.
Через некоторое время судно модернизировали. После окончания всех работ водоизмещение возросло до 1 530 т, количество орудий — до 91. Кроме того, на борту корабля прорезали пушечные порты. Работы, связанные с модернизацией, оказались роковой ошибкой. В первоначальном виде корабль, названный «Мэри Роуз», имел хорошие мореходные качества и достаточное вооружение; океанские просторы покорялись ему с легкостью.
Корабль «Мэри Роуз»
|
Корабль «Васа»
|
Намеревались построить четыре судна подобного типа. Предполагалось, что водоизмещение корабля составит 1 300 т, осадка — 4,7 м. Корпус изготовили из дуба с поперечной системой набора, однако его сделали соразмерно зауженным. На судне находилось большое количество артиллерийских орудий. Это привело к тому, что 10 августа 1628 г. на выходе из гавани на корабль налетел шквалистый ветер и положил его на левый борт. В открытые пушечные порты ворвалась вода. Судно затонуло в то же мгновение, экипаж даже не успел убрать паруса. Таким образом за стремление «короля-рационализатора» сделать судно уникальным бьшо заплачено жизнью людей.
В XVI в. венецианскими корабелами был создан новый тип парусно-гребного боевого судна — галеас. Согласно декрету сената Венеции от 1 530 г., корабль данного типа должен был иметь следующие размерения: длину 47 м, ширину 8 м, высоту борта 3,2 м. Экипаж тоже должен был соответствовать вышеназванному декрету, т. е. состоять из капитана, 3 его помощников, 2 лоцманов, 4 морских офицеров, 1 боцмана, 1 помощника боцмана, 1 священника, 62 матросов и рулевых, 7 плотников, 268 гребцов (по 5—6 человек на весло), 4 армейских офицеров, 254 солдат и 1 бомбардира.
Несмотря на то, что в середине XVII в. основу флотов многих морских держав составляли линейные корабли, французские корабелы продолжали строить галеасы. Они считали, что подобные суда более успешно ведут боевые действия в стесненных навигационных обстоятельствах в прибрежных районах.
Самым удачным и крупным кораблем такого класса являлся французский галеас «Рояль».
Французский галеас «Рояль»
|
Он имел длину 58 м, ширину 11,6 м. На нижней палубе размещалось 292 гребца, а на верхней — 250 солдат и 34 пушки различного калибра. Парусами управляли 80 матросов.
В 1636 г. во Франции корабельным мастером Шарлем Морье был построен военный корабль «Ля Коронне».
Французское военное судно «Ля Коронне»
|
В течение 200 лет он оставался прототипом хорошего парусного судна. В это время при строительстве кораблей большое внимание уделяли прочности и долговечности корпуса. В связи с этим, французы соорудили судно из дуба, причем старались, чтобы форма ствола дерева соответствовала той или иной детали конструкции. Обшивку крепили к шпангоутам при помощи деревянных стержней (нагелей).
Была предусмотрена защита от жуков-древоточцев. Обшивку 1Щопитали специальным составом и сверху обили досками из вяза, будно имело водоизмещение 2 100 т, длину по ватерлинии 50,7 м, щирину 9,3 м. Его вооружение состояло из 72 пушек разного кали6ра, а экипаж насчитывал 638 человек.
Примерно в это время, в 1637 г., в Англии, в городе Вулвич, было построено судно «Соверин оф зе сиз».
Английское военное судно «Соверин оф зе сиз»
|
Автором Щроекта являлся инженер Финеас Петт. Корабль отличался от всех, ранее построенных, своей величиной и артиллерийской мощью. Он нес на борту 104 орудия, имел длину киля 38,7 м, корпуса — 71 м. Ширина конструкции составляла 14,6 м, осадка — 6,75 м.
После постройки судно много раз подвергалось реконструкции. Были уменьшены кормовые надстройки, укорочены бак и кормовая полупалуба, произошли значительные изменения в такелаже. Оснастка, опробованная на данном паруснике, стала применяться на всех флотах только примерно через 100 лет.
В середине XVII в. французские корабелы первыми решили научно обосновать конструкции и формы судов, которые создавались до этого только на основе опыта предыдущих поколений судостроителей. Четко определилось само понятие «инженер-судостроитель»: в королевском указе от 15 апреля 1689 г. было оглашено, что строители кораблей Его Величества короля Франции должны иметь титул «инженер-конструктор флота». Также в это время во всех крупных морских державах появился «табель о рангах кораблей». На его основании в зависимости от водоизмещения, основных размеров, вооружения и численности экипажа все корабли классифицировались на шесть рангов. Решающим фактором для причисления судна к определенному рангу являлось число пушек.
Для примера можно назвать корабль I ранга «Солейль Рояль», который был спущен на воду в 1690 г.
Французский линейный корабль «Солейль Рояль»
|
Он являлся трехпалубным, имел 120 пушек и в соответствии с тактикой войны того периода относился к классу линейных кораблей, т. е. «кораблей для боя в линии». Примерно в конце XVII в. он становится основным видом судна для флотов всех стран. «Солейль Рояль» имел водоизмещение более 2 000 т, длину 55 м, ширину 15,5 м, высоту бортов 13,5 м, экипаж насчитывал 875 человек.
Из-за своего декоративного убранства, ходовой и огневой мощи данный корабль долгое время слыл самым лучшим среди линейных судов многих флотов мира. Самым мощным кораблем I ранга считался испанский линейный корабль «Сантиссима Тринидад», построенный в 176,9 г. на крупнейшей в мире испанской военно-морской вер-фи в Гаване.
Испанский линейный корабль «Сантиссима Тринидад»
|
Для изготовления корпуса и палубы мастерами ис-пользовалось кубинское и гондурасское красное дерево, а для мачты и реи-мексиканская сосна.
Судно имело следующие размеры: длина от носа до кормы более 63 м, наибольшая ширина около 18 м, толщина борта 60 см, а высота с современный пятиэтажный дом. Водоизмещение корабля составляло 1 900 т. Он представлял собой мощную плавучую батарею, т. е. впервые на судах такого класса находились 4 орудийные палубы, на которых размещались 144 орудия. Пушки могли поражать цель на расстоянии 1,5 мили (2778 м) и пробивать борта из дуба толщиной около 1 м с дистанции 150—200 м. Кроме экипажа, на борту корабля было 1 200 моряков и солдат морской пехоты. Судьба корабля оказалась весьма трагичной: спустя два дня после Трафальгарского сражения англичане захватили его и потопили.
В XVII в. крупное парусно-гребное судно шхерного флота стали называть фрегатом. На нем, кроме обычного парусного вооружения, дополнительно размещали 12—18 пар весел и до 38 пушек разного калибра.
Уже в конце XVIII в. фрегат стал самым совершенным и красивейшим трехмачтовым военным кораблем, считавшимся вторым по величине после линейного. Он обладал закрытой и открытой батарейной палубой и мощной артиллерией. Суда такого типа предназначались для дальней разведки и крейсерской службы. Фрегаты часто включали в боевую линию и тогда называли линейными.
К этому времени французские суда являлись более мощными и лучшими, чем английские того же класса. Фрегат «Флора» был спущен на воду в 1780 г.
Французский фрегат «Флора»
|
Он имел наибольшую длину около 47 м, длину по килю 38 м, максимальную ширину 11,6 м, осадку 5 м. Корабль нес на борту тридцать 9-фунтовых пушек и около 300 человек экипажа.
В 1797 г. в Бостоне построили фрегат «Конститьюшн».
Американский фрегат «Конститьюшн»
|
Корабль предназначался для защиты от пиратов американских судоходных путей в Карибском и Средиземном морях.
Для изготовления корпуса фрегата использовалась древесина очень твердого белого дуба, которая выдерживала попадание крупных ядер. «Конститьюшн» обладал следующими размерами: длина между штевнями 62,2 м, ширина 13,6 м, высота борта 6,85 м. Для борьбы с кораблями своего класса фрегат имел прекрасное вооружение, а для того, чтобы уклониться от боя с сильным противником, — хорошую быстроходность. По проекту судно оснастили 44 артиллерийскими орудиями. Экипаж состоял из 22 офицеров, 378 матросов и старшин.
У корабля сложилась славная судьба. В 1844—1846 гг. он совершил кругосветное путешествие и за 495 дней прошел больше 52 тыс. миль. После этого его несколько раз модернизировали, и в результате примерно 90% оснастки и элементов конструкции было заменено. Фрегат «Конститьюшн» находился на плаву более 150 лет и считался самым старейшим кораблем военно-морских сил США. В 1947 г. его поставили на вечную стоянку В Бостоне, и с тех пор «Конститьюшн» служит памятником. На его борту работает экспозиция, посвященная истории фрегата.
В России крупные военные парусники строились примерно с конца 1600 г. Первым судном, заложенным на воронежской верфи в 1698 г., стал корабль «Гото Предистинация».
Корабль «Гото Предистинация»
|
В табели о рангах это судно относилось к IV рангу, но оно интересно тем, что полностью было спроектировано «голландским плотником Петром Михайловым». Теперь мы знаем, что под таким именем за границей обучался судостроению Петр I. Декоративное убранство корабля также разработал сам царь.
При разработке проекта Петр I использовал идеи английской школы судостроения, так как в молодости учился не только в Голландии, но и в Англии. Поскольку государственные дела не давали царю возможности постоянно присутствовать на верфи, то он специально вызвал из Венеции корабельного мастера Феодосия Скляева. Таким образом с самого начала кораблю был обеспечен хороший пригляд, а его строительство — поручено надежному человеку.
В апреле 1700 г. «Гото Предистинацию» торжественно спустили на воду. На мероприятии присутствовали государственные представители и дипломатический корпус. Судно находилось на службе у России более 10 лет, а затем его с выгодой продали за границу.
Корабль имел 58 пушек, две батарейные палубы, его длина по конструктивной ватерлинии составляла 36 м, ширина — 9,5 м, глубина трюма — 2,9 м. Все пушки изготовили на заводах Н. Демидова. Необходимо отметить, что на данном судне все, до мельчайшей детали, было сделано на российских предприятиях. Современники дали кораблю очень высокую оценку.
В 1712 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе построили 54-пушечное судно «Полтава».
Корабль «Полтава»
|
Оно очень напоминало по внешнему виду и характеристикам корабль «Гото Предистина-Ция». Но ничего удивительного в этом не было, так как спроектировал «Полтаву» тоже Петр I.
Царь настолько любил это судно, что часто поднимал на нем свой флаг. У корабля были богато украшены корма и гакаборт. Прослужило судно более 20 лет, что для деревянного корпуса весьма неплохо. Когда оно совсем обветшало, его разобрали в Кронштадте, а в память о корабле остались гравюры и офорты голландского мастера Питера Пикарта.
Немного позже Петр I спроектировал еще один корабль, снова показав блестящее дарование корабельного мастера. У судна, как оказалось, были возможности для модернизации. Поэтому за 20 лет его без особого труда совершенствовали шесть раз. В 1715 г. был построен флагманский корабль «Ингерманланд».
Корабль «Ингерманланд»
|
атем в 1733, 1752, 1773 и 1843 гг. создали еще пять одноименных судов. На них поменяли вооружение, но не в ущерб мореходным качествам.
Постройку «Ингерманланда» Петр поручил корабельному мастеру Ричарду Козенцу. Англичанина пригласили на службу в Россию и не пожалели. Он полностью оправдал надежды Адмиралтейства. Работая в Санкт-Петербурге, он познакомился, а затем и женился на дочери одного из судостроителей. После этого Россия стала для него второй родиной и он отдал ей весь свой талант.
Предложив Козенца в качестве главного корабельного мастера при постройке «Ингерманланда», царь не ошибся. Англичанин внес в конструкцию судна ряд изменений и усовершенствований. Например, шпации бьши заполнены деревянными брусьями, которые увеличили общую прочность корпуса, на фок-и грот-мачте установили не по два, а по три прямых паруса. Пушки тоже были размещены по-иному. Кроме обычной артиллерии, на корабле установили на шканцах и форкасле 16 пушек 4-фунтового калибра. В наше время их бы назвали противоминной артиллерией. Одним словом, данный корабль имел очень мощную огневую силу.
«Ингерманланд» имел длину по конструктивной ватерлинии 46,6 м, ширину — 12,5 м, среднюю осадку с полным грузом — 5,2 м, водоизмещение составляло 1870 т.
Поскольку корабль обладал отличными ходовыми и мореходными качествами, Петр сделал его своим флагманом в кампаниях 1715, 1716, 1718, 1719 и 1721 гг. Кроме того, в 1716 г. судно стало флагманом объединенной англо-голландско-датско-русской эскадры. По повелению Петра Гкорабль должен был храниться вечно.
Все построенные корабли данного типа отличились при разгроме турецкого флота в Чесменском сражении 1770 г., некоторые из них совершили дальний поход в Средиземное море в 1769 г. Таким образом Россия получила признание мирового сообщества в качестве великой морской державой.
Петр I очень часто приглашал на службу английских мастеров. В апреле 1716 г. на Адмиралтейской верфи в присутствии губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова был заложен корабль «Святой Андрей».
Корабль «Святой Андрей»
|
Главным мастером по постройке назначили англичанина Р. Рамз. Поскольку судно строилось во время Северной войны, то все трудности военного времени, сказались на качестве постройки; много недостатков допустили из-за поспешности, и в результате корабль «Святой Андрей» получился не самым лучшим.
Поскольку строительство затягивалось, а потребность в боевых судах нарастала, то накануне переговоров в Ништадте Петр I в феврале 1721 г. приказал спустить корабль «Святой Андрей» на воду.
Мастера и рабочие оказались перед проблемой: как спустить судно на воду, если река Нева покрыта льдом? Но спорить с царем никто не стал. На ледовую поверхность реки пригнали роту солдат с топорами, пешнями и взрывчаткой. С огромными усилиями проделали большую, длинную полынью, и спуск судна состоялся.
За то время, пока корабль стоял у достроечного причала, Рос-сия подписала выгодный для нее мирный договор. Под контроль русского флота перешло побережье Балтики от Риги до Выборга, торговым судам больше ничего не угрожало, и корабль «Святой Андрей» оказался ненужным.
Во время испытаний, проходивших 7 июня 1721 г., корабль проявил отличные мореходные качества, хорошую скорость и маневренность. «Святой Андрей» имел длину по палубе 47,87 м, ширину без наружной обшивки — 13,61 м, среднюю осадку — 5,63 м, высоту борта до гондека (нижней батарейной палубы) — 6,8 м. Водоизмещение при полной боевой нагрузке составляло 2250 т.
Корабль причислили к практической эскадре, на нем проходи-ли морскую подготовку будущие матросы и офицеры. Он про-«Иужил русскому флоту 15 лет и в 1736 г. пошел на слом.
В XVII в. в морском сражении между англо-французскими и голландскими флотами впервые применили новый вид морского боя — кильватерный. Для англичан было совершенно удивительно видеть не скученную эскадру, а боевые корабли, идущие по одной кильватерной линии на расстоянии друг от друга около 100 м. Данный параметр выдерживался очень строго. Англо-французский флот потерпел поражение, так как голландский адмирал де Рюйтер умело использовал линейный строй с бортовым расположением пушек.
Чтобы применять кильватерный (линейный) строй, потребовался новый тип кораблей. Каждый из них занимал определенное место в строю и мог оказаться один на один с сильным противником. Такие корабли назвали линейными. С их появлением возник вопрос о техническом применении судов данного типа в военных условиях. Почти все морские державы создали бригады и эскадры линейных кораблей, которые стали основной ударной силой флотов.
В результате появилась необходимость в разработке тактики морского боя. Вскоре она была создана и представляла собой бой в линии. Противники выстраивали корабли в кильватерные колонны, сближались на расстояние пушечного выстрела и начинали применять орудия. Для того чтобы победить, корабль должен был иметь мощную и дальнобойную артиллерию, т. е. исход боя решал главный калибр.
Зарубежные корабли имели, как правило, 80 или 100 пушек на борту. На русских кораблях их было 66, но в линейном бою наши суда являлись конкурентно способными, потому что имели хорошую скорость и маневренность, а комендоры — отличную выучку. Все это позволяло командиру часто менять диспозицию, не давая противнику пристреляться и вести огонь на поражение. Поэтому подобные корабли строились в России на протяжении 100 лет.
Но необходимость создания мощного ядра в ударном флоте все равно возникла. В России начались работы по строительству линейных кораблей. Много позже их стали называть линкорами, так у судна данного типа появилось новое обозначение.
По указанию Г. А. Потемкина летом 1790 г. корабельный мастер С. И. Афанасьев приступил к проектированию 90-пушечного линейного корабля «Святой Павел».
Линейный 90-пушечный корабль «Святой Павел»
|
В течение года шла детальная проработка проекта, составлялись рабочие чертежи, возводился новый эллинг в Николаевском адмиралтействе, заготавливался строительный материал. И вот 20 ноября 1791 г. началось строительство корабля. Он имел следующие размеры: длина 5|,86 м, ширина 15,24 м, глубина трюма 6,25 м, средняя осадка 6,5 м и при этом водоизмещение составляло около 3 350 т. Вооружили корабль очень солидно: на гон-деке установили 24 36-фунтовых и 6 картаульных единорогов. Это были самые современные по тем временам орудия, по мощности они даже Превосходили зарубежные аналоги. Также установили 26 24-фунтовых и 6 картаульных единорогов на опер-деке (верхней палубе), 24 18-фунтовых пушки на шканцах и полубаке, 4 четверть-Картаульных единорога на полуюте.
Судно имело три мачты, которые состояли из четырех элемен-тов: самой мачты, стеньги, брам-стеньги и флагштока. Высота грот-мачты составляла около 70 м. Раньше на грот-мачте и грот-Чарселе ставилось по три прямых паруса, а на «Святом Павле» их было четыре. Это обеспечило большую площадь парусности, а значит и хорошую мореходность и скорость корабля.
Начавшаяся война с Турцией затормозила постройку корабля. Имелись и другие причины: смерть Потемкина и сокращение ассигнований, нехватка строительных материалов. Но, когда в конце 1793 г. Турция стала усиленно вооружаться, императрица Екатерина II указом от 16 января 1794 г. выделила 2 миллиона рублей на «поспешное вооружение судов существующих, окончание начатых и сооружение новых».
29 августа 1794 г. корабль «Святой Павел» спустили на воду. Командиром судна назначили капитана II ранга И. Я. Перри. В первый большой поход «Святой Павел» вышел только 1 июня 1797 г. под флагом вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Летом 1798 г. командиром корабля стал капитан I ранга Е. П. Сарандинаки, и в этом же году судно в составе эскадры Черноморского флота совершило три учебных похода.
Ф. Ф. Ушаков дал высокую оценку техническим качествам корабля, который впоследствии стал флагманом Черноморского флота. 13 августа 1798 г. началась Ионическая кампания, в которой противником России была Франция. «Святой Павел» участвовал в этом походе под флагом Ф. Ф. Ушакова.
Сначала корабельные комендоры заставили замолчать береговые батареи на острове Видо, затем была взята считавшаяся неприступной крепость Корфу, ее комендант генерал Шабо 20 февраля 1799 г. подписал акт о капитуляции.
После столь блистательных побед Черноморская эскадра 26 октября 1800 г. вернулась в Севастополь. Поскольку за два года непрерывных сражений корабли значительно обветшали, после сарваерского осмотра их поставили на ремонт. Корабль «Святой Павел» простоял на Николаевской верфи три года; за это время ему частично поменяли, частично отремонтировали оснастку и вооружение, догрузили балласт, и он снова был включен в бригаду, перевозящую на остров Корфу солдат и артиллеристов.
Итак, 2 ноября 1804 г. корабль снялся с якоря и вышел в море. Недалеко от побережья Турции он попал в жестокий шторм. 6 ноября, при подходе к Босфору, рухнула грот-стеньга, затем грот-мачта и следом за ней — бизань-мачта. Судно подхватило ветром и понесло на скалы. Удалось остановить дрейф при помощи становых якорей, когда до берега оставалось меньше трех миль. Но на этом беды не закончились. Хотя якоря и держали судно, но упала фор-стеньга, и ударом волны сорвало с петель перо руля. Корабль полностью утратил способность двигаться. В это время экипаж уже вовсю боролся с поступлением воды, так как пазы обшивки дали течь.
Когда шторм прекратился, на помощь судну пришли турецкие едасатели, которые отбуксировали его на рейд. Поскольку изрядно потрепанному штормом кораблю требовался основательный ремонт, то экипажу пришлось выгрузить имущество. Ремонт про-дрлжался с января по апрель, но только в мае судно снялось с якоря, и через 4 дня «Святой Павел» стоял на рейде в Севастополе. Вновь последовал сарваерский осмотр судна и в результате был сделан вывод, что корабль не годен к морским походам. В 1810 г. его пустили на слом.
В XVIII в. на Соломбальской верфи в Архангельске построили 2/3 всех кораблей военно-морского флота России. Там же было изготовлено и линейное судно «Сильный».
Линейный 74-пушечный корабль «Сильный»
|
Его построй-занимались самые знаменитые корабельные мастера, авторитет которых признавали не только в России, но и за ее пределами. Их школа опережала таких признанных асов судостроения, как англичане. Российские суда, построенные отечественными мастерами, получали неизменно отличные оценки видных флотоводцев.
В 1804 г. был спущен на воду линейный корабль «Сильный». Он являлся частью большой серии аналогичных 74-пушечных кораблей, обладал отличными мореходными и маневренными качествами, сильным артиллерийским вооружением, прекрасной планировкой и следующими размерами: длина 51,8 м, ширина 12,7 м, осадка 6,3 м, водоизмещение около 2 500 т.
В государственный флот корабль принимала очень авторитетная комиссия, которая в своем отчете отметила, что он сочетает прочность с удобством и красотой отделки. Также высоко оценил новое судно командующий Средиземноморской эскадрой вице-адмирал Д. Н. Сенявин. Корабль участвовал в Афонском и Дар-данелльском сражениях и долгое время являлся флагманом.
20 октября 1825 г. на Соломбальской верфи в Архангельске были заложены два абсолютно одинаковых линейных 74-пушечных корабля — «Азов» и «Иезекииль», имеющие следующие размерения: длина 54,2 м, ширина 14,6 м, осадка 6,1 м, водоизмещение 2 900 т.
Линейный 74-пушечный корабль «Азов»
|
За строительством судна «Азов» наблюдал его командир, капитан I ранга М. П. Лазарев. Такое содружество с мастерами-корабелами принесло ощутимые плоды. Работая совместно, мастера и капитан обсуждали постройку и внутреннюю отделку корабля. Пожелания Лазарева учли, и 28 мая 1826 г. состоялся торжественный спуск на воду «Алова» и «Иезекииля». 5 августа корабли ушли в Кронштадт.
Поскольку при постройке был предусмотрен значительный запас остойчивости и грузоподъемности, то вместо запланированных 74 орудий на «Азове» весной 1827 г. установили 80. 24 36-фунтовых и 4 40-фунтовых единорога стояли на гон-деке, на опер-деке — 30 20-фунтовых пушек, 22 карронады такого же калибра расположили на шканцах и полубаке.
Оба корабля строились для Средиземноморской эскадры и при переходе к месту боев продемонстрировали отличные мореходные и маневренные качества.
8 октября 1827 г. данные боевые суда приняли участие в Нава-ринском сражении, особо отличился при этом «Азов». Он был флагманом и принял на себя основной удар. В бою судно получило 153 попадания, 7 подводных пробоин, были повреждены паруса и рангоут. Ремонтировали корабль в порту Ла-Валетта на острове Мальта.
После этого оба судна несли крейсерскую службу в Архипелаге» а 12 мая 1830 г. встали на якорь в Кронштадте. В 1831 г. «Азов» пришлось исключить из списков флота, так как он не мог дальше участвовать в сражениях из-за полученных повреждений. «Иезекииль» прослужил в составе Балтийского флота до 1842 г. и пошел на слом в 1849 г. Таким образом корабли данного типа оставили яркий след в истории флота российского.
3 февраля 1794 г. на стапелях Херсонского адмиралтейства были заложены два 74-пушечных корабля. Впоследствии они Получили название «Святой Петр» и «Святые Захарий и Елиса-вет».
Линейный 74-пушечный корабль «Святые Захарий и Елисавет»
|
Главным мастером при строительстве этих кораб-лей назначили генерал-лейтенанта корпуса корабельных инженеров А. С. Катасанова. Его новаторские идеи часто опережали время и не всегда принимались современниками. Но у него был влиятельный покровитель — морской министр Н. С. Мордвинов. Он верил в талант Катасанова и всячески способствовал внедрению в практику его новшеств, которые повышали боевые качества кораблей.
Новые суда спустили на воду в той же последовательности, как и заложили: «Святого Петра» — 5 ноября 1794 г., а «Святых I Захария и Елисавет» — 1 августа 1795 г. Суда встали на якорь на севастопольском рейде. Строили их по одним и тем же чертежам, и поэтому они выглядели абсолютно одинаково. Однако по сравнению с другими кораблями из Черноморской эскадры имелось существенное различие — оба судна были гладкопалубными.
Таких кораблей в России до сей поры не строилось. И началась многолетняя тяжба-спор. Высшие морские офицерские чины никак не могли решить: принимать такие суда в эксплуатацию или нет. Высказывались различные мнения и проводилось множество испытаний, в спор было вовлечено правительство и даже вступивший на престол император Павел I.
Он запросил чертежи гладкопалубных кораблей. После ознакомления с ними Павел дал указание провести последние испытания и высказать мнение всей комиссии.
С 30 апреля по 3 мая 1798 г. прошли испытания, за которыми наблюдала весьма авторитетная комиссия. Для сравнения в море вместе с двумя гладкопалубными вышли и три других, обыкновенных, ранее построенных корабля. В рапорте комиссии на имя императора было указано, что новострои «Святой Петр» и «Святые Захарий и Елисавет» не только не имеют никаких недостат-ковв, но и превосходят уже имеющиеся в составе российского флота корабли по всем параметрам. Павел I дал указание отныне строить только такие корабли и прекратить все дрязги по этому поводу.
России удалось создать лучший в мире военный флот, но скольку крови и нервов это стоило его создателям. Военно-морской флот России получил корабли, которые по всем характеристикам намного превосходили зарубежные аналоги. Теперь следует рассказать о целой серии кораблей, носивших имя «Париж». Первый с таким именем был заложен на стапелях Херсонскоro адмиралтейства 18 сентября 1812 г. корабельным мас-тером 6-го класса М. И. Суровцовым. Название корабль получил в честь вступления русской армии во французскую столицу (1814 г.). 22 ноября 1814 г. судно спустили на воду. Оно имело следую-размерения: длину 57,9 м, ширину 15,9 м, глубину интрюма 6,8 м. На вооружении состояло 110 пушек.
Служил корабль 15 лет. За это время он принял участие в кам-пании под руководством вице-адмирала А. С. Грейга и контр-га Ф. Ф. Мессера. В 1818 г. судно входило в состав практической эскадры. После этого оно было исключено из списков флота, но некоторое время использовалось в качестве блокшива.
17 октября 1823 г. корабельным мастером 7-го класса И. С. Ра-на стапелях Николаеве кого адмиралтейства был заложен 110-пушечный корабль под названием «Дербент». 23 сентяб-ря 1826 г. судно спустили на воду. Оно имело длину 58,9 м,ширину 15,9 м, глубину интрюма 6,6 м. Изменив первоначаль-ныe планы, на корабле установили 112 пушек. В 1827 г. «Дер-ввнт» переименовали в «Париж», потому что носовая фигура была выполнена в виде двуглавого орла, который держал в когтях щит с гербом Парижа.
Новый корабль участвовал в русско-турецкой войне 1828—1829 гг.; в августе 1828 г. Черноморская эскадра, в составе которой был и «Париж», брала Варну и Анапу. Корабль в это время являлся флагманом, на нем держали свой флаг адмирал А. С. Грейг и контрадмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен. Судно принимало участие во взятии Мессемврии, Бургаса, Ахоилло, Инады и Мидии, несло крейсерскую службу у Босфора в составе отряда кораблей под командованием капитана I ранга И. С. Скаловского.
В 1830 г. «Париж» перевозил войска, которые воевали на территории современных Болгарии и Румынии, в 1833 г. принимал участие в Босфорской экспедиции Черноморского флота под руководством контр-адмирала И. И. Стожевского. Но ничто не вечно под луной, пришел конец и этому кораблю. Он сильно обветшал, и поэтому в 1834 г. его перепланировали в плавбатарею, защищавшую Севастополь, а через два года — в блокшив-казарму. Корпус «Парижа» был разобран только в 1845 г., что ярко свидетельствует о том, какое высокое качество постройки имело судно.
Но это был не последний корабль из «парижской» серии. 18 июня 1847 г. подполковник корпуса корабельных инженеров С. И. Чернявский заложил на стапеле Николаевского адмиралтейства последний корабль «Париж».
На воду его спустили 23 ноября 1849 г. со следующими размерами: длина 63,7 м, ширина 17,6 м. «Париж» представлял собой большой линейный корабль I ранга со 120-пушечным вооружением и гладкой палубой, за счет которой удалось повысить продольную прочность кораблей, а значит, размеры и огневую мощь. Артиллерийское вооружение поражало воображение: 28 60-фунтовые бомбические орудия, 4 36-фунтовые длинных пушки, 34 36-фунтовые коротких пушки, 24 24-фунтовые и 34 36-фунтовые карронады. Корабельные гребные суда (шлюпки) могли нести на своем борту 1 24-фунтовую, 2 12-фунтовые и 8-фунтовые карронады, 8 3-фунтовые фальконеты.
Едва корабль сошел со стапеля, как тут же принял участие в боевых действиях, так как началась Крымская война. Уже 17 сентября 1853 г. корабль высадил десант на побережье Кавказа. В составе Черноморской эскадры «Париж» 18 ноября 1853 г. участвовал в Синопском сражении. В это время на нем держал свой флаг контр-адмирал Ф. М. Новосильский.
В Синопском бою орудия мидель-дека и опер-дека корабля произвели 3 051 выстрел по противнику, а орудия гон-дека сделали 893 выстрела, обрушив на врага примерно 28 т артиллерийских снарядов. «Париж» потопил 22-пушечный фрегат «Гюли-Зефид», от его огня загорелись и выбросились на берег 62-пушечный фрегат «Низамие» и 56-пушечный «Дамиад». Сам корабль в сражении понес минимальные потери.
Служба корабля закончилась в Севастопольской бухте, когда моряки затопили флот, чтобы не пропустить противника в город. Но орудия с линкора продолжали громить врага и на берегу. Такова история короткой, но бурной жизни последнего линейного корабля «Париж».
В 1829 г. спроектировали 120-пушечный корабль, применяя все научно-технические достижения того времени. Корабль назвали «Варшава». Судно представляло собой предел возможностей деревянного судостроения, так как ничего лучшего ни до, ни после этого не было создано ни в России, ни за рубежом. Английские кораблестроители весьма активно интересовались данным проектом.
Все расчеты элементов производились по методике, которую придумал кораблестроитель из Швеции Фредерик Генрик Чап-ман. Ее суть заключалась в следующем: зная уравнение параболы, можно было рассчитать площадь на плоскости, ограниченной этой параболой. Способ Чапмана впоследствии усовершенствовал известный русский математик П. Л. Чебышев (этот способ не Утратил преимуществ и в наши дни).
На любой судостроительной верфи находится плаз — большое помещение с гладким полом. На нем вычерчиваются в натуральную величину детали корпуса и судового набора. Потом По чертежам изготавливаются лекала, а следом и детали. Необ-ходимые расчеты для плазовых работ по кораблю «Варшава» сделал сам А. С. Грейг, чертежи выполнил прапорщик Корпуса Корабельных инженеров Г. В. Афонасьев.
Судно было заложено 30 марта 1832 г. на специально спроектированном для этого стапеле, предназначенном для строительства трехдечных кораблей. За строительство отвечали полковник И. Я. Осминин и его помощник Г. В. Афонасьев. Строитель-ство прошло в рекордно короткие сроки — 19 месяцев и 7 дней. 6 Ноября 1833 г. судно спустили на воду.
Для того чтобы представить всю масштабность произведенных работ, нужно познакомиться с размерами корабля. Длина судна по гон-деку составляла 62,9 м, по килю — 61 м, наибольшая ширина — 16,73 м, осадка носом — 7,25 м, кормой — 7,81 м, дифферент на корму — 0,56 м, водоизмещение — 5000 т.
Вооружение корабля состояло из 4 однопудовых единорогов, 6 карронад 36-фунтового калибра, 1 карронады 24-фунтового калибра, 2 8-фунтовых карронад, 16 длинных 36-фунтовых пушек, 10 коротких 36-фунтовых пушек, 34 24-фунтовых пушко-карронад, 32 18-фунтовых пушек и 10 12-фунтовых пушек. Все вооружение разместили следующим образом: орудия 36-фунтового и однопудового калибра были установлены на гон-деке, 24-фунтовый калибр — на мидель-деке, 18-фунтовый калибр — на опер-деке, остальные — на открытой палубе. Впоследствии судно переоснастили, и вооружение стало более подходящим для корабля I ранга.
По общей единодушной оценке, «Варшава» являлась образцом судостроительного искусства. Хоть ее прототипом и был английский 120-пушечный корабль «Нептун», но при строительстве нашего судна учли все недостатки английского, и поэтому оно превосходило «Нептун» по всем параметрам. Трехдечных кораблей с подобными обводами ни в России, ни за рубежом в то время не существовало.
Под руководством М, П. Лазарева были спроектированы и изготовлены новые орудия с модернизированной казенной частью, повышающей их устойчивость после выстрела. Также сначала на «Варшаве», а затем и на остальных судах появились новые прицелы, пистонные скорострельные трубки. Это повысило надежность стрельб. Еще одним новшеством, примененным на корабле, была установка кованого железного румпеля и двойных штуртросов, сплетенных из прочных сыромятных кожаных ремней. Улучшился покрой парусов (для них использовали более прочную парусину), усовершенствовалась продовольственная кладовая, в которой сделали хорошую вентиляцию. На «Варшаве» очень часто держал свой флаг М. П. Лазарев.
В 1843 г. на корабле прибыла из Одессы в Севастополь 13-я пехотная дивизия. Через 15 лет службы судно обследовалось в сухом доке. Результаты обследования оказались неутешительными: корпус оказался непригодным для дальнейшего плавания. Поэтому в 1850 г. его разобрали.
Заканчивая рассказ о деревянных линейных кораблях, можно констатировать, что они несли свою нелегкую службу очень достойно, оставаясь лучшими в мире судами такого класса. И в этом приоритет России не был никем оспорен.
Класс военных судов, считающихся крейсерскими, развивался параллельно с линейными кораблями. Они использовались для борьбы с пиратством и работорговлей в отдаленных районах Мирового океана. Поскольку в тех местах держать флот из линейных кораблей было очень дорого даже для самых богатых морских держав, то применялись легкие и хорошо вооруженные суда. Их эффективность доказал в свое время Френсис Дрейк. Основным типом этого класса являлся фрегат, впоследствии К ним стали относить клипера, корветы и пр. Образовался класс боевых судов, называемых крейсерами. Они, в свою очередь, подразделялись на легкие, тяжелые и прочие крейсера, но главным все-таки был фрегат.
После того как был основан Санкт-Петербург, Балтийский флот ПО указу Петра I базировался в Кронверкской протоке на Неве. Суда стояли на этом месте всю зиму, а с наступлением весны спускались к форту Кроншлот у острова Котлин. Располагая суда таким образом, Петр решал сразу несколько задач. Во-первых, пока флот находился у берегов Невы, его можно было осматривать и ремонтировать, так как главное адмиралтейство было в Санкт-Петербурге. Во-вторых, совместно с береговыми укреплениями корабли прикрывали устье реки от вторжения шведов, Которые уже не один раз пытались взять город. Шведский флот приходил в Выборгский залив и стоял на рей-де у стен морской базы Выборгской крепости. Имея такое непри-стойное соседство, Петр намного раньше положенного привел флот к Кроншлоту и держал его там до ледостава. Такое положение Заставило Петра I изучать ледовую обстановку, составляя на ее основе диаграмму и организовывая ледовую разведку. Царь вме-сте с корабельными мастерами постарался понять особенности основного плавания и приспособить имеющиеся суда к этим усло-ЯрЙм. На фрегатах, шнявах и бомбардирских кораблях носовые образования имели форштевни ледорезного типа, поэтому фрегат Думкрат», шнявы «Мункер», «Дегас», «Фенико, «Лизета», «Иван-Город» хоть и с большой натяжкой, но можно отнести к ледокольному типу.
Фрегат «Думкрат»
|
Шнява «Мункер»
|
Если судно зажимало во льдах, то его можно было раскачать, я за счет смещения центра тяжести оно получало крен на тот или иной борт и освобождалось. Кроме того на бушприте фрегата «Думкрат» подвешивали пушку, при помощи которой проламывали лед впереди судна. Все корабли имели ледовую обшивку, предохранявшую корпус от повреждений.
Имея ледокольный флот и регулярно проводя ледовую разведку, Петр сумел при помощи сухопутных сил взять в 1710 г. шведскую крепость Выборг. Анализируя боевые успехи армии и флота в этом году, необходимо отметить дальновидность и ум царя, который поставил появление ледокольного флота на государственный уровень. Его строительство велось в Лодейном Поле е участием русских и иностранных мастеров-корабелов.
Фрегаты, так же как и линейные корабли, постоянно совершенствовались и модернизировались. Со временем центром строительства судов крейсерского ранга стал Архангельск. Как уже известно, причиной появления фрегатов стало проведение операций на дальних морских коммуникациях. Стоит основательнее рассмотреть их действия в эскадренном строю.
Самым наглядным примером является Наваринское сражение. Одним из судов, принимавших в нем участие, была «Святая Елена». Этот корабль бьш построен на Соломбальской верфи 21 мая 4825 г., а весной 1826 г. бросил якорь в Кронштадте.
Сначала планировалось послать судно в Италию, чтобы переправить туда известного историка Н. М. Карамзина для лечения. Но поход пришлось отменить из-за кончины Николая Михайловича. В июле фрегат отправили с секретным грузом в Англию. Он вез золото в слитках. Вернувшись в порт приписки в октябре, корабль в составе отряда военных судов отправился в учебное плавание.
В мае 1827 г. судно встало на ремонт. На нем заменили такелаж и усилили артиллерийское вооружение. На гон-деке поставили 26 12-фунтовых пушек, на опер-деке — 10 6-фунтовых нушек, 3 3-фунтовых фальконета и 2 мортиры. Во время Нава-ринского сражения фрегат шел в кильватерной колонне. Впереди него продвигался 74-пушечный линейный корабль «Александр Невский», который прикрывал «Елену» от вражеских брандеров.
Комендоры фрегата подбили турецкий бриг. После боя судно получило незначительные повреждения.
В декабре 1827 г. на острове Мальта был произведен ремонт. В 1828—1829 гг. фрегат воевал в Архипелаге, а затем вернулся в Кронштадт. В 1831 г. его передали в военный транспорт, и он прослужил в этом качестве до 1834 г. Затем фрегат разобрали.
30 мая 1824 г. на воду был спущен 44-пушечный фрегат «Константин», который строился с учетом того, что Россия нуждалась в корабле для дальних океанских походов. В 1826 г. судно вместе с фрегатом «Елена» ходило в Англию, а по возвращении бьшо модернизировано. На гон-деке установили 28 24-фунтовых пушек, на опер-деке — 18 8-фунтовых карронад и 2 3-фунтовых Фальконета. Судно имело следующие размерения: длину 48,7 м, ширину 12,7 м, осадку 3,8 м, водоизмещение около 1 250 т.
В Наваринском сражении «Константин» отличился тем, что спас английский бриг, отбив все атаки турецких кораблей и взяв бриг на буксир. В 1828 г. он принимал участие в боях на Архипелаге, в 1829 г. ремонтировался в Тулоне, в 1830 г. вернулся в Кронштадт. После он нес брандвахтерскую службу, а в 1837 г. его перевели в Свеаборг и переоборудовали в блокшив-казарму. В июле 1848 г. судно сломали, а его имя присвоили другому кораблю.
Еще одним участником Наваринского сражения был фрегат «Кастор».
Фрегат «Кастор»
|
Его заложил на Охтинской верфи корабельный мастер В. Ф. Стоке. На воду судно спустили 22 мая 1823 г. и сразу перевели в Кронштадт. Вооружение фрегата состояло из 24 12-фунтовых и 10 6-фунтовых пушек. Во время сражения «Кастор» заменил в английской линии поврежденный английский бриг и заставил два турецких фрегата спустить флаги и сдаться.
Во время боевых действий в Архипелаге 21 апреля 1828 г. «Кастор» вместе с кораблем «Иезекииль» захватил корвет «Насса-би-Сабах», который потом долгое время служил в русском флоте под именем «Наварин».
В 1826 г. фрегат привез в Россию необычный груз — 16 апельсиновых деревьев для Санкт-Петербургского ботанического сада. В 1830 г. в Кронштадте «Кастор» был разобран. Но в 1831 г. его имя присвоили новому 44-пушечному фрегату.
Как видно из рассмотренных фактов, фрегаты в эскадренном бою выполняли лишь вспомогательные функции. Но все-таки оказываемая ими поддержка давала возможность линейным кораблям добиваться значительных успехов. Так что наличие фре-гатов в составе эскадры бьшо оправданно.
Дальнейшее модернизирование фрегатов проводилось масте-рами-корабелами в сторону наращивания артиллерийского вооружения. Количество стволов, которые суда несли на своем борту, уже перевалило за 40. При этом вставала дилемма: как, не повышая водоизмещения, увеличить количество пушек и их калибр? Каким образом и где взять недостающую грузоподъемность? Ведь чем прочнее корпус судна, тем он тяжелее. Нужны были какие-то новшества. Поэтому фрегат «Аврора» строился с учетом технических достижений в этой области.
Фрегат «Аврора»
|
23 ноября 1833 г. на Охтинской верфи в Петербурге заложили это судно. На воду его спустили 27 июля 1835 г. По имеющимся размерениям вновь построенный фрегат ничем не отличался от своих предшественников. Единственным отличием бьшо то, что имело более полные обводы. Длина по конструктивной ватерлинии составляла 47,6 м, ширина — 12,6 м, глубина интрю-ма — 3,9 м, водоизмещение — 1 600 т.
По проекту на борт должны были установить 44 пушки, но, просчитав все еще раз, выяснили, что можно расположить гораздо больше вооружения. Поэтому на гон-деке установили 2 24-фунтовых орудия, на опер-деке — 20 6-фунтовых пушек, 2 8-фунтовые карронады и 2 8-фунтовые мортиры. Всего этого удалось достичь, применяя в судовом наборе диагональные связи — ридерсы. Корпус стал заметно облегчен и результатом явилась дополнительная грузоподъемность.
Фрегат «Аврора» постарались выполнить как можно более прочным, потому что предполагалось, что служить судно будет на Дальнем Востоке, а в то время судоремонтных доков там не было. До капитального ремонта фрегат проплавал 20 лет. Он был глад-копалубным и имел круглую форму, в качестве якорных канатов использовались железные цепи, якорные и швартовые клюзы изготовили из чугуна.
9 августа 1853 г. фрегат взял курс на Дальний Восток. Сделав заход в Портсмут, пройдя Атлантику и обогнув мыс Горн, в марте 1854 г. «Аврора» стала на якорь в порту Кальяо. И тут же выяснилось, что в порту находится англо-французская эскадра, которая намеревается вторгнуться в русские территориальные воды на Дальнем Востоке. Над судном и экипажем нависла угроза плена. Но на их счастье над рейдом сгустился туман. Капитан воспользовался этим обстоятельством, и «Аврора» ушла в Тихий океан. В сложных погодных условиях они потратили на переход 66 дней.
7 июня 1854 г. фрегат прибыл в Петропавловск-Камчатский. В городе уже активно шла подготовка к обороне, так что 56 пушек и 300 человек экипажа «Авроры» были как нельзя более кстати. Англо-французская эскадра попыталась встать в Авачин-ской бухте, но им этого не удалось сделать. Потеряв в сражении 450 человек убитыми и ранеными, корабли ушли из бухты.
После зимовки в Петропавловске-Камчатском русские суда в марте вышли в залив Де-Кастри. Затем фрегат «Аврора» пошел в устье Амура и стоял там до сентября 1856 г. В это время английские и французские корабли курсировали в открытом море, стараясь перехватить русские суда. Противник был уверен, что они пойдут в устье Амура, огибая остров Сахалин с севера, но ошиблись: русские корабли подошли с юга. О том, что Г. И. Невельский открыл Татаринский пролив, никто не знал, все держалось в секрете.
Крымская война закончилась, и фрегат «Аврора» 30 мая 1857 г. пришел в Кронштадт. Прошло 4 месяца нелегкого путешествия вокруг мыса Доброй Надежды. Фрегат стал последним русским военным парусником, который совершил кругосветное плавание, Через несколько лет, 8 апреля 1861 г., он был исключен из списков флота и разобран. Его имя впоследствии получил знамени-тый крейсер «Аврора».
2i.SU ©® 2015