Технология построения ёлы была заимствована беломорскими судостроителями-поморами у норвежцев. Корабль имел легкий и изящный корпус, высоко поднятые над водой штевни и Увеличенную седловатость.
Поморская ела
|
Судно двигалось за счет паруса и весел. В носовой части ёлы мастера устраивали платформу арочного типа, которая не только защищала корабль от захлестывания волной, но и служила морякам своеобразной каютой.
Корпус судна делали из одиннадцати шпангоутов и восьми поясьев, накрой пазов которых составлял 30—40 мм. Поясья соединяли швом из железных заклепок диаметром 7—9 мм с четырехугольными клинк-шайбами 20 х 25 мм. Мачту устанавливали в степс на кильсоне и дополнительно крепили к бимсу. Кильсон присоединяли к килю, используя шпангоуты и кницы. Толщина досок корабельной обшивки на миделе составляла 25-35 мм, а в оконечностях — 10—15 мм.
На Беломорье ёлу, экипаж которой, как правило, состоял из трех человек, использовали в качестве промыслового судна прибрежного плавания.
2i.SU ©® 2015