2i.SU
Современные технологии и производство

Современные технологии и производство

Содержание раздела

ИСТОРИЯ ФЛОТА

Военные корабли викингов

Около 300 г. германские племена англов, саксов и ютов стали стремительно захватывать территории, принадлежащие Римской империи. Флот завоевателей представлял собой небольшие суда, которые могли принять на борт всего лишь 50 моряков.

Таким образом, уже к VI веку англосаксы полностью оккупировали римскую колонию — Британию. В конце VIII в. большая часть англов и саксов занималась земледелием. А морские просторы были захвачены пришедшими из Швеции данами. Образование их королевства датируют VIII в. В 800 г. при Готтрике возникло Великое Датское королевство, которое просуществовало всего 10 лет. Именно в этот период началась эпоха викингов, которая продолжалась около 300 лет.

В переводе на русский язык слово «викинг» обозначает «люди битвы» или «люди бухт». Более половины тысячелетия эти «рыцари открытого моря» держали мир в страхе. Та скорость, с которой они подчиняли своей власти и морские, и сухопутные пространства, до сих пор удивляет и восхищает историков.

В 793 г. воинствующий народ полностью захватил побережье Англии. В 795 г. викинги обустроились на островах Мэн и Айо-на. В 863 г. они разорили Лондон. В 845 г. с легкостью разграбили Гамбург. В IX в., после того как викинги опустошили практически все Европейское Атлантическое побережье, они отправились вверх по большим рекам и предали огню Аахен, Кёльн, Трир, Майнц, Вормс, Бингем, Париж и Тулузу.

французскую столицу неукротимое племя грабило многократно (845, 857 и 861 гг.). Не обошло оно своим вниманием и Шотландию, на территории которой существовало государство викингов.

На своих судах викинги прошли через Гибралтар в Средиземное море, повсюду оставляя завоеванные территории. Кровавые набеги древние кочевники моря устраивали и в Сицилии, и в Леванте, и у берегов Альбиона.

Но не всегда победа была на стороне воинственного племени. Например, в 878 г. в битве при Эсцедуне с хорошо организованным войском Альфреда Первого викинги потерпели поражение. А в 891 г. их сокрушила армия Арнульфа в Брабанте.

Да и на захваченных территориях викингам, как правило, не удавалось надолго установить свою власть. Всему виной были их две характерные национальные черты — бродяжничество и драчливость. Они либо покидали завоеванные территории в поисках новых земель, либо полностью разоряли то, что имели, в результате жестоких междуусобиц.

Шведские викинги — варяги — даже плавали через Балтийское море, по Волхову и Днепру в Киевскую Русь и далее через Черное море в Византию. Они нанимались на службу к русским князьям и в стражу византийских императоров.

Несомненно, викинги были превосходными путешественниками. Достоверно известно, что они предпринимали разведывательные походы и в Полярном море. К берегам Новой Земли, Шпицбергена, Гренландии и в Баффинов залив они добирались сквозь дрейфующие льды, туманы, мрак и холод, не имея никаких мореходных инструментов. Ночью ориентиром в пути для них служила Полярная звезда. Днем свое местоположение в морском пространстве они определяли по солнцу, используя для этого специальный прибор — солнечную доску. Она имела деления в «половину колеса», что соответствовало половине диска дневного светила. В пасмурную погоду викинги ориентировались в море с помощью кусочков магнитной руды.

Скандинавы минимум на пять веков ранее Колумба достигли берегов Северной Америки, основав поселение в Виланде (по некоторым предположениям, данная территория являлась северной частью острова Ньюфаундленд).

Жизнь воинственного народа была настолько тесно связана с морем, что они даже хоронили своих начальников и правителей вместе с принадлежащими им при жизни средствами передвижения по воде. Именно эта необычная традиция позволила историкам многое узнать о судостроении викингов.

После смерти великого воина его судно вытягивали на берег и укладывали в него тело усопшего вместе с оружием и разнообразной утварью. Затем судно-саркофаг опускали в глубокую могилу и закладывали его сверху каменным сводом.

В 1939 г. при раскопках около Сатон Хоу в Англии археологи обнаружили весельную лодку длиной 25 м. Было установлено, что данное судно VII в. служило для одного из королей Восточной Англии гробницей.

В 1904 г. в Озеберге близ Осло-фьорда нашли судно типа яхты. Его длина составляла 21м, ширина — 5м. Археологический памятник Средневековья представлял собой удивительную по красоте композицию. Штевни судна богато украшались резьбой. Особой стройностью отличалась подводная часть яхты.

Вскоре историкам удалось установить, что именно в этом судне была погребена воспетая в сагах как мужественная амазонка королева Аза. Вместе с ней были захоронены не только ткацкий станок, ведра, кровати, повозки, сундуки, но и десять лошадей, четыре собаки и два быка. Возле корабельной мачты археологи обнаружили скелеты королевских служанок.

Наиболее древней археологи считают ладью, найденную около Хьетшпринга (север датского острова Альс).

Ладья из Хьетшпринга
  • увеличено
  • Ученые установили, что она была построена в IV в. до н. э. Длина судна составляла 5,3 м, ширина — 2,07 м.

    К его плоскому килю слева и справа привязывались по два пояса, которые, по мнению ученых, выполняли функцию обшивки. Корпус судна древние мастера построили из липовых досок толщиной 15 мм, скамьи для сидения гребцов (банки) изготовили из древесины ясеня и расположили на шпангоутах и двух пиллерсах.

    Нос и корма судна обладали одинаковыми обводами, а киль и панцирь выходили вилкообразно за пределы корпуса с прогибом вверх. Ладья передвигалась за счет комплекта весел длиной около 1,7 м.

    Весла ладьи из Хьетшпринга: 1 — рулевое весло
  • увеличено
  •  

    2 — обычные весла
  • увеличено
  • Длина рулевых весел составляла 1,45 м, ширина их лопастей — 215 мм.

    Масса всего корпуса была около 700 кг. Историки установили, что экипаж судна состоял из 25 человек, 20 из которых являлись гребцами. В наши дни остатки ладьи демонстрируются в Национальном музее Копенгагена.

    Еще одну выдающуюся находку, которая впоследствии получила название «Судно из Нидама», археологи датируют VI в. Корабль был обнаружен при раскопках у Альсензуда в болоте Нидам близ деревни Эстерсотгруп.

    Судно из Нидама
  • увеличено
  • Корпус конструкции выполнен из сосновой древесины. Ее ширина составляла 3,26 м, длина — 23 м. У судна отсутствовал степс для мачты, таким образом ученые определили, что паруса на древнем судне не было и двигали его только гребцы.

    Горизонтальный киль представлял собой доску длиной около 15 м, шириной на мидле около 0, 56 и толщиной 20 мм. Между 10-м и 11-м шпангоутами имелось отверстие для спуска воды, которое закрывала деревянная пробка.

    Доски обшивки толщиной около 23 мм между собой были сшиты, а затем в области днища крепко пришнурованы к 12 шпангоутам мочаловым тросом. В верхней части корпуса обшивка крепилась к шпангоутам железными заклепками. Ученые определили, что викинги конопатили и шпаклевали судно пропитанной смолой коровьей и овечьей шерстью.

    Управлялся корабль с помощью одного рулевого весла. Уключина изготавливалась из рогатки между сучком и стволом дерева. Весло прикреплялось кожаным ремнем. В судне были обнаружены шлемы, щиты, копья, грабли, детали борон и монеты. В наши дни данный археологический памятник хранится в Музее доисторической и ранней культуры Шлезвига (замок Готторп).

    В 1920 г. Йоган и его сын Яков Квальзундами обнаружили в болоте на острове Херо в Херо-Ульфстенс-Фиорде многочисленные фрагменты двух судов. Ученые определили, что находки относятся к V—VIII вв. Группа реставраторов под руководством Ф. Йоханессена изготовили по ним чертежи и создала аналог древнего судна, который сейчас выставлен в бергенском Музее мореплавания.

    Аналог судна из Квальзунда
  • увеличено
  • А в музее в Осло-Бигдё хранится реконструированное Ф. Йоханессеном средство передвижения по воде, которое было обнаружено в 1904 г. близ Усеберга группой археологов под руководством профессора Г. Густавсона.

    Судно из Усеберга
  • увеличено
  • На судне находилась разнообразная кухонная утварь (кастрюли, ложки, сковородки, ножи и т. д.), два прядильных станка, остатки шерстянойткани, шелковых лент и ковра. Среди прочих предметов археологи нашли останки двух женщин.

    В мае 1880 г. при раскопках на небольшом крестьянском дворе в Гокстаде археологи обнаружили старинное судно с погребальными строениями на палубе.

    Судно из Гокстада: 1 — вид с боку;
  • увеличено
  •  

    1 — вид спереди
  • увеличено
  • На борту были также найдены останки людей, 6-ти собак и 12-ти лошадей.

    Судно, длина которого составляла 23,4 м, а ширина — 5м, было полностью укомплектовано для совершения путешествия в так называемую загробную жизнь. На палубе находился и шатер, украшенный резьбой, и разнообразная посуда (стальной котел на трех ножках, медных котел, различные сосуды из дерева и пр.), и даже застежки с пуговицами. Ко всеобщему изумлению археологов на палубе находился скелет павлина.

    Основу всего судна составлял мощный Т-образный киль, изготовленный из дуба. Его длина была около 17 м, а высота — 0,37 м. Два ряда стальных гвоздей прикрепляли штевни к килю. Обшивка корабля — клинкер — состояла из 16 поясов. Доски соединялись внакрой, наподобие черепиц на крыше. Мастера закрепили их к шпангоутам частично путем пришнуривания, частично при помощи деревянных гвоздей.

    Ученые установили, что весла судна, общее число которых составляло 32, викинги просовывали сквозь специальные отверстия, проделанные в третьей сверху доске обшивки. При движении под парусом отверстия задраивались.

    Весла, которые викинги вытесывали из сосновой древесины, имели длину 5,3—5,8 м. Ширина их лопастей была около 12 см. На каждое весло сажали по два гребца. Банки для них отсутствовали.

    Основной движущей силой судна являлся прямоугольный парус площадью около 70 м2. Он был изготовлен из полотна обычного цвета, на которое вертикальными полосами нашивали шерстяную ткань с ворсом (фриз).

    Мачту древние судостроители установили в дубовый степс, укрепленный на киле. Ее высота составляла 12 м, длина рея — 10,7 м с переменным диаметром в средней части 220 мм, ноки рея — 90 мм. При необходимости мачта убиралась.

    Стоячий такелаж представлял собой конструкцию из штагов и вант. Бегучий такелаж давал морякам возможность распускать парус во время плавания любым курсом относительно ветра — бейдевиндом, галфвиндом, бакштагом, фордевиндом.

    Предполагаемые курсы судна из Гокстада относительно ветра: 1 — курс фордевинд;
  • увеличено
  •  

    2 — курс галфвинд;
  • увеличено
  •  

    3 — курс бейдевинд
  • увеличено
  • Пространство под пайолами — настилом для предохранения днища судна от повреждений ногами — викинги использовали для хранения оружия, провианта, балласта и добычи.

    Ученые рассчитали, что с экипажем в 70 человек, с полным снаряжением и запасом продовольствия водоизмещение судна составляло 18 т, а его осадка — 0,9 м. Во время плавания викинги могли увеличить высоту бортов за счет установки и закрепления своих круглых щитов по обеим сторонам верхнего пояса обшивки корабля. После реставрации судно из Гокстада поместили в музее Осло-Бигдё.

    В 1892 г. был построен аналог судна, обнаруженного в Гокста-де. Его назвали «Викинг». На этом корабле капитан Магнус Андерсон вместе с экипажем из 13 человек, взяв старт из города Бергена, переплыл за 40 суток Атлантику и достиг Чикаго.

    Благодаря этому необычному путешествию мир достоверно узнал о высоких мореходных качествах, которыми обладали суда викингов. Капитан с восторгом рассказывал прессе, что корабль-новодел превосходно показал себя в различных погодных условиях. В шторм рулем свободно управлял один рулевой, а в ясный день судно разгонялось до скорости 11 узлов.

    М. Андерсон отметил еще одну интересную особенность «Викинга»: он легко приводился к ветру. Таким образом был сделан вывод, что моряки даже в глубокую старину прекрасно знали парусное дело.

    Остается только удивляться, как мастерам-корабелам воинственного племени удавалось, опираясь только на опыт и интуицию, создавать столь совершенные конструкции. Несомненно, викинги оставили глубокий след в истории мореплавания и судостроения.

    перейти к началу страницы


    2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru