Михаил Леонтьевич Миль |
Михаил Леонтьевич Миль ставил вертолет вне конкуренции среди машин других типов с вертикальным взлетом и посадкой. Например, вертолет может висеть в воздухе продолжительное время, тогда как у других машин на зависание хватает топлива только на 10—15 мин. Поэтому всю свою жизнь Миль посвятил созданию именно винтокрьшых машин.
Михаил Леонтьевич Миль родился в Иркутске, где закончил технологический институт.
После окончания Второй мировой войны в соответствии с решением межведомственной комиссии и при содействии командования ВВС, заинтересованных в том, чтобы на вооружении армии стояли боевые самолеты, организовалось новое конструкторское бюро во главе с
Первым одновинтовым вертолетом этого конструкторского бюро стал «Ми-1» с поршневым двигателем мощностью 575 л. с. Его испытательный полет состоялся в 1948 г. Вертолет потерпел аварию. Только после доработки и исправления всех недочетов вертолет прошел государственные испытания и был принят на вооружение страны. По своим летным качествам «Ми-1» походил на американские и английские самолеты того же класса. На вертолете было установлено 23 мировых рекорда, 11 из которых — женщинами-пилотами.
Ряд созданных впоследствии модификаций «Ми-1» использовался в качестве связных, учебно-тренировочных, санитарных и народнохозяйственных вертолетов.
В 1951 г. был построен десантно-транспортный вертолет «Ми-4» с оборудованием для слепых и ночных полетов, развивающий скорость до 180 км/ч, грузоподъемностью 1200 кг. В грузовой кабине вертолета свободно размещались 16 десантников или автомашина «ГАЗ-69». Подобный вертолет американцы создали только через два года. На базе «Ми-4» впоследствии появилось несколько модификаций. На этом вертолете советские летчики-испытатели установили 7 мировых рекордов, а на Всемирной выставке в Брюсселе «Ми-4» завоевал золотую медаль.
В начале 50-х гг. конструкторское бюро Миля занялось проблемой создания надежных лопастей несущего винта с достаточным запасом прочности. В 1957 г. были сконструированы лопасти из цельной металлической трубы.
Проблема создания вертолетных лопастей считается самой трудной, так как эта деталь является одной из наиболее важных в вертолете. В результате работы конструкторское бюро
Вертолет «Ми-4» стал заключительным этапом эпохи поршневого вертолетостроения. Советская авиация в это время находилась на таком уровне, который позволял заняться проблемой создания вертолета с газотурбинной силовой установкой и большей грузоподъемности. Таким аппаратом стал «Ми-6». В 1957 г. на нем был установлен мировой рекорд по грузоподъемности. В общей сложности на «Ми-6» установили 12 мировых рекордов скорости полета и максимальной высоты поднятия груза.
В начале 60-х гг. М. Л. Миль занялся проблемой создания вертолетов для перевозок крупногабаритных грузов массой не менее 12 т. Он спроектировал «Ми-10» — вертолет-кран. В 1961 г. «Ми-10» на параде в Тушино доставил на аэродром дом геолого-разведочной партии. А на парижской авиационной выставке новый вертолет в качестве груза нес автобус.
Дальнейшая работа конструкторского бюро Михаила Леонтьевича Миля связана с созданием вертолета с газотурбинной установкой. Западная авиация уже имела подобные образцы. В СССР первым таким вертолетом стал «Ми-8» с двумя двигателями газотурбинной конструкции, рассчитанный на перевозку 28 пассажиров.
В этот же период М. Л. Миль создает вертолет «Ми-12». 6 августа 1969 г. «Ми-12» поднял груз массой 40 150 кг на высоту
«Ми-12» удивил конструкторов не только огромными размерами, но и совершенно новым оригинальным решением конструктивных особенностей (например, расположением двигателя).
В начале 70-х гг. на базе «Ми-8» был создан вертолет «Ми-17» с новыми турбовальными двигателями и рядом усовершенствований. Он успешно эксплуатировался Аэрофлотом в течение длительного времени.
В дальнейшем М. Л. Миль продолжил работу по созданию еще более грузоподъемных и совершенных вертолетов. Можно добавить, что все модели, созданные Милем, с успехом эксплуатировались в 38 странах мира. По оценкам зарубежных специалистов, советский «Ми-8» по летным качествам, общей схеме и комфортабельности намного превосходил американские вертолеты такого же типа. А более тяжелые «Ми-6» и «Ми-10» не имели зарубежных аналогов.
М. Л. Миль за всю жизнь написал много теоретических работ в области аэродинамики и устойчивости автожиров и вертолетов. Его работы впоследствии были обобщены в докторской диссертации на тему «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера».
За заслуги перед отечественным вертолетостроением
2i.SU ©® 2015