Дмитрий Павлович Григорович считается одним из самых плодовитых авиаконструкторов, создавшим огромное количество самых разнообразных летательных аппаратов. Его конструкторская деятельность началась еще в 1908 г.
В годы учебы в Киевском политехническом институте Григорович увлекся
морской тематикой и занялся разработкой гидросамолетов. Он не пошел
по пути других авиаконструкторов и не стал устанавливать самолет на
поплавки, необходимые для взлета и посадки на воду.
Первым его гидросамолетом стал учебно-тренировочный биплан «М-1» (морской
первый) с двигателем мощностью 80л. с. Затем появились модификации самолета
«М-2» и «М-4». В 1915 г. Григорович сконструировал «летающую лодку»
«М-5» с двигателем мощностью
Успешное использование «М-5» дало возможность конструкторскому бюро
под руководством
В носовой части двухместного «М-9» располагался специальный отсек для ведения огня вторым членом экипажа. Первоначально в отсеке установили пулемет, а затем его заменили пушкой. По тем временам это являлось новшеством.
Удачная конструкция, прекрасно использовавшаяся в боевых целях, получила признание и за границей. От стран Антанты поступили заявки на модель «М-9», и царское правительство разрешило удовлетворить просьбу. Несколько образцов самолетов были проданы США, а в Великобританию переданы чертежи и техническая документация.
Одновременно с конструированием двухместных самолетов бюро Григоровича занималось разработкой гидроистребителя «М-11». В его боевое оснащение входил пулемет, неподвижно установленный на броню для защиты летчика. Гидроистребитель развивал скорость до 145 км/ч, что для самолетов такого класса по тем временам считалось большим достижением. Самолет долгое время находился в серийном производстве.
С развитием отечественной авиатехники все больше возникала необходимость
в создании единого авиационного центра, производившего расчеты для самолетов.
В 1916 г. при московском высшем техническом училище создается авиационное
расчетно-испытательное бюро под руководством
Расчетно-испытательное бюро стало прообразом современных научных комплексов — таких, как Центральный аэродинамический институт, Летно-испытательный институт, Центральный институт авиационного мотостроения и т. д. В бюро оформлялось разрешение на первый опытный вылет самолета.
После окончания Гражданской войны в стране образовалось несколько подобных
испытательных бюро. Первым самолетом, получившим разрешение на полет
из подобного бюро, стал «И-1», сконструированный
В 1924 г. Григорович по заказу «Укрвоздухпути» спроектировал самолет с укороченным взлетом и посадкой («СУВП»). Он представлял собой высокоплан с подкосами и мог приземляться на небольшие аэродромы. Но так как в стране были созданы более удачные самолеты, СУВП не пошел в серийное производство.
В середине 20-х гг. Григорович организовал отдел морского опытного
самолетостроения при заводе «Красный летчик». Здесь была разработана
трехместная «летающая лодка» «М-24», оснащенная двигателем мощностью
В это время в стране шло освоение металла для авиации. В связи с этим стало возможным его использование и для гидросамолетов, предназначенных для морской разведки. В соленой морской воде требовалась особенная сохранность элементов планера из легкого металла.
Д. П. Григорович продолжал заниматься разработкой гидросамолетов. В
1924 г. он организовал группу инженеров для проектирования истребителей-бипланов.
Совместно с
В 1925 г. по приказу Реввоенсовета с вооружения Красной Армии были сняты все иностранные истребители, так как к этому времени отечественные не уступали им по летно-техническим данным. А «И-2бис» несколько превосходил в скорости французский истребитель «Спад-61» примерно с такой же полетной массой.
В 1927 г. под руководством Д. П. Григоровича в отделе опытного морского
самолетостроения проектировали разведчик открытого моря «РОМ-1». Это
был четырехместный по-лутораплан с двумя двигателями мощностью
Позже в Центральном конструкторском бюро под руководством Григоровича был создан двухместный истребитель «ДИ-3», ставший промежуточной моделью между истребителем и штурмовиком. В его оснащение входила турельная установка для лучшего обзора и стрельбы назад. Но для ВВС страны требовался бронированный штурмовик с мощным наступательным вооружением для ведения огня по наземным целям.
В 30-х гг. конструкторское бюро Григоровича занималось исследованиями и поиском решения по созданию легкого и тяжелого самолета-штурмовика. Так были созданы «ЛШ», «ТШ-1», «ТШ-2» и «ШОН». Но ни один из штурмовиков широкого применения не получил, так как машины оказались недостаточно живучи, а при установке нужного бомбардировочного вооружения оказывались перетяжеленными.
После усовершенствования аэродинамической компоновки самолета стала возможной разработка скоростных маневренных истребителей, и вскоре все самолеты стали строиться по схеме свободнонесущего моноплана с крыльями меньшей толщины и большей нагрузкой.
Созданием самолетов нового типа занималось и конструкторское бюро под
руководством
Но все же гораздо больше Григорович известен как создатель гидросамолетов.
Удачным считается спроектированный в опытном конструкторском бюро Григоровича
гидросамолет «МБР-2» с отечественным двигателем «М-34». Он отличался
большой грузоподъемностью, хорошей мореходностью и большой дальностью
полета (до 1500 км). В его оснащение входило съемное колесное и
лыжное шасси, вследствие чего «МБР-2» мог осуществлять посадку на грунтовой,
водной и снежной поверхности. На этом самолете в 1937 г. экипаж
летчицы
Советский авиаконструктор Д. П. Григорович почти три десятилетия занимался конструкторской деятельностью. За это время он создал множество различных самолетов (в т. ч. пассажирских и истребителей), из которых самыми удачными считаются его «летающие лодки» — гидросамолеты.
2i.SU ©® 2015