Николай Николаевич Поликарпов родился в многодетной крестьянской семье. После получения среднего образования поступил учиться в Петроградский политехнический институт. Когда организовывались авиационные курсы, он был в числе первых записавшихся на них.
В 1910 г. Поликарпова направили работать на Русско-Балтийский завод, занимающийся выпуском самолетов «Илья Муромец».
В начале 20-х гг. Поликарпова перевели на московский самолетостроительный завод «Дукс» начальником технического отдела. В содружестве с другими конструкторами он создал самолет-истребитель «И-1» («Ил-400») с мощным по тем временам двигателем в
В эти годы конструкторы при создании самолетов старались придерживаться определенной специализации. Н. Н. Поликарпов остановился на создании самолетов-истребителей. Вместе с группой конструкторов он создает самолет «И-3», затем «И-5», на котором впервые в практике самолетостроения установили кольцевой капот в целях снижения лобового сопротивления. В дальнейшем последняя модель самолета получила развитие в маневренных истребителях.
Не менее важной работой конструкторского бюро Поликарпова стало создание самолета-разведчика «Р-5». Деревянный биплан с матерчатой обшивкой крыльев можно было использовать в качестве легкого бомбардировщика и учебно-тренировочного самолета. Именно на моделях этой марки летчики участвовали в спасении людей с затертого льдами Арктики парохода «Челюскин». А в 1930 г. на тегеранском международном конкурсе самолеты «Р-5» единственные выполнили все условия и заняли первое место. «Р-5» оказались долгожителями отечественной авиации и служили вплоть до Второй мировой войны.
По своим летным качествам, по продолжительности эксплуатации не уступает «Р-5» следующий самолет Поликарпова — «У-2» («По-2»). Он был построен в соответствии с условиями конкурса, объявленного Военно-воздушными силами СССР. Самолет отличался прекрасными летными и пилотажными качествами и вскоре стал одним из самых популярных в авиации. «У-2» нашел применение не только в военной, но и в сельскохозяйственной авиации; его использовали в лесном хозяйстве, для аэрофотосъемок, санитарных перевозок, в качестве связного самолета.
В 1933 г. конструкторское бюро Н. Н. Поликарпова разработало еще одну модель самолета-истребителя «И-15», на котором был установлен новый мировой рекорд высоты полета — 14 575 м. Впоследствии появилась модификация этого истребителя — «И-153 Чайка» с убирающимися шасси. Эти два самолета находились на вооружении страны вплоть до Второй мировой войны. В это же время бюро
За всю свою конструкторскую деятельность Н. Н. Поликарпов ввел множество новшеств в самолетостроение (убирающееся шасси, герметичную кабину, пушку, стреляющую через винт и др.).
Авиаконструктор Н. Н. Поликарпов в 1940 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда и награжден Государственной премией СССР.
2i.SU ©® 2015