2i.SU
Современные технологии и производство

Современные технологии и производство

Содержание раздела

Развитие космонавтики

олет Гагарина

12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин. с гагаринских слов «Поехали» открылась человеку дорога в космос.

Проблема полета человека в космос встала перед конструкторами сразу после запуска первого искусственного спутника Земли. Теперь нужно создать такой космический пилотируемый аппарат, который был бы способен работать на околоземной орбите несколько суток, а затем благополучно возвратиться на Землю. Последняя задача оказалась особенно трудной. После многочисленных экспериментов с животными меньше чем за полтора года конструкторам все же удалось создать такую космическую систему.

9 марта 1961 г. стартовал космический корабль с манекеном «Иваном Ивановичем» на борту. После успешного полета стало ясно, что на его месте уже мог быть космонавт. Но пока рядом с ним находилась только собака Чернушка.

Так, постепенно совершенствуясь, создавался пилотируемый космический корабль «Восток». Он состоял из кабины пилота с рабочей аппаратурой, состыкованного с ним приборного отсека и спускаемого аппарата. Перед входом в атмосферные слои спускаемый аппарат продолжал движение к Земле отдельно от приборного отсека, который сгорал во время спуска. В результате получившаяся конструкция разделяющегося корабля стала классической для последующих космических аппаратов.

«Восток» был полностью автоматизированным кораблем, но в случае необходимости командир мог взять управление на себя. В приборном отсеке размещались служебные системы, баки с топливом, тормозная двигательная установка, системы жизнеобеспечения.

Общая масса корабля «Восток» составила 4,73 т, из которых 2,33 т приходились на приборный отсек. Для облегчения общей массы жароустойчивая оболочка защищала только спускаемый аппарат.

Пилотируемый космический корабль «Восток»

Спускаемый аппарат диаметром 2,3 м весил 2,4 т. Его теплозащитная наружная оболочка позволяла безопасно проходить раскаленные слои плотного воздуха. Самый толстый защитный слой находился в лобовой области, где аппарат подвергался наибольшему натиску воздушного потока огромной температуры. Иллюминаторы на стенках спускаемого аппарата и герметичные быстрооткрывающиеся люки также были изготовлены из жаропрочного материала. В кабине космонавта находились пульт управления, система терморегулирования, запасы пищи и воды, комплекс жизнеобеспечения, рассчитанный на работу в течение 10 суток.

Спускаемый аппарат пилотируемого корабля «Восток»

В центре аппарата размещалось кресло космонавта. В его конструкцию входило катапультирующее устройство, парашютная и вентилирующая скафандр системы, аварийный запас всего необходимого на случай приземления в нерасчетном районе. Эти же приспособления должны были помочь космонавту спастись в случае аварии в начале полета.

Во время спуска космонавт должен был катапультироваться из спускаемого аппарата на высоте 7—8 км от поверхности Земли через специальный люк и приземлиться отдельно от корабля.

После полета первых искусственных спутников Земли, когда стало понятно, что в космос скоро полетит и человек, в разные инстанции стали приходить массы писем от людей, желавших лететь в космос. Они не могли знать того, что подготовка космонавтов началась вместе с рождением корабля. Решение о начале отбора в группу космонавтов было принято в 1959 г., а в следующем году она была окончательно сформирована и приступила к занятиям. Для подготовительной работы привлекались самые передовые летчики, врачи и психологи того времени.

Старший лейтенант Ю. Гагарин уже на начальной стадии подгоювок стал одним из лидеров группы. Однажды С. П. Королев пригласил их посмотреть на реальный космический корабль и вдруг предложил желающим посидеть в кресле космонавта. Среди людей возникла заминка, но буквально уже в следующее мгновение Гагарин, спросив разрешения, подтянулся за кромку люка и молча опустился в кресло. В эти минуты, Королев предугадал, что именно этот человек и станет Первым. Несмотря на то что окончательное слово должна была сказать Государственная комиссия на космодроме, в дальнейшем выяснилось, что выбор был сделан правильно. Юрию Гагарину предстояло стать первым человеком, полетевшим в космос.

Нелегко было комиссии принять решение. Гагарин успешно сдавал все экзамены, прекрасно выдерживал тренировки и перегрузки во время подготовок, уверенно прыгал с парашютом, катапультировался. Но это все на Земле, где в любой момент можно было приостановить работу. Он был обыкновенным человеком, и поэтому за него волновались: неизвестно как могла среагировать психика Гагарина в космической пустоте.

Страшное волнение царило и в бункере, откуда велось наблюдение за стартом корабля. Телевизоров тогда не было, и общение с «Востоком» происходило с помощью стартовых команд по радио. Наверно, всем известны позывные главного конструктора С. П. Королева и первого космонавта Земли Ю. Гагарина — «Заря» и «Кедр». Участники старта ловили каждое сообщение по линии громкой связи. Самыми напряженными оказались первые секунды перед стартом, когда начался отсчет времени. И вот знаменитое «Поехали»!

Ю. А. Гагарин и С. П. Королев перед полетом

Старт прошел благополучно, и «Восток» отправился в первое космическое путешествие. После того как он вышел из зоны связи и начал полет над Тихим океаном, началось ожидание сообщения с измерительного пункта, расположенного на юге страны, к которому должен был приблизиться «Восток».

После получения сообщения с южного пункта наступило томительное ожидание окончания полета корабля. Все с нетерпением ждали потери сигнала, который мог означать только одно: корабль вошел в плотные слои атмосферы, а сквозь окружающую его огненную плазму сигнал пройти не может. И вот сигнал пропал! Самое волнующее космическое кругосветное путешествие завершилось на берегах Волги, откуда пришли первые сообщения о том, что замечен парашют и космонавт удачно приземлился на землю.

Первый космический полет человека длился всего 108 минут. За это время корабль успел совершить только один виток вокруг Земли. Но именно этот полет открыл эру пилотируемых полетов, а 12 апреля стал Днем космонавтики.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru