Человек всегда и во всем сомневался. Например, в том, что рожденный ползать летать не может. Напротив, он решил, что можно не только подняться в воздух, но и полететь к звездам, пообщаться с братьями по разуму. Так появилась мечта летать.
Кроме того, известно, что лень — двигатель прогресса. Желанием попасть из точки А в точку В как можно быстрее, минуя особенности природного ландшафта, человек обязан именно этому благородному чувству.
Если говорить серьезно и все-таки обратиться к истории, то окажется, что мечта летать отражается в древнейших легендах и мифах, сложенных задолго до нашей эры. Всем известен, например, миф о Дедале и его менее удачливом ученике Икаре. Кроме этого, в древнеиндийских Ведах сохранились сведения о так называемых виманас — непонятного происхождения летательных аппаратах, использовавших двигатели, которые явно опережали технологии того времени (второе тысячелетие до нашей эры).
Главные принципы создания летательных аппаратов (в частности, аэростатического типа), как оказывается, были известны еще Архимеду, жившему в III веке до н. э. Закон вытеснения тела, как он доказал, был применим не только к жидкостям, но и к газам. А уж идея крыльев (то есть идея планеризма) появилась чуть ли не с самой мечтой подняться в воздух.
Но по-настоящему воздухоплавание началось сравнительно недавно — приблизительно в конце XVII века. Именно в это время начали проявляться первые реальные проекты «воздушных кораблей», полет которых в разной степени зависел от воли человека. Это время принято считать зарождением новой эры — эры воздушных полетов и авиации.
Книга прослеживает возникновение и развитие авиации от самого начала до наших дней.
С чего все начиналось и как проходили первые опыты? Все ли было удачно? Кто был сторонником и кто мешал, что мешало и чему энтузиасты обязаны успешным развитием авиатехники? Зачем потребовалось изобретать все новые и новые принципы и технологии, виды двигателей и дизайн внешней формы? Это лишь один спектр вопросов, на которые призвана ответить книга.
Не менее важным было показать сам процесс развития и его участников. Кто стоял у истоков новых направлений, кому принадлежат ноу-хау — ведь от братьев Монгольфье до академика Королева в ряду изобретателей очень большое количество гениальных людей — создателей и новаторов. Кроме того, нельзя было забыть и испытателей новых видов техники. Кого мы знаем? Юрия Алексеевича Гагарина? Можно назвать еще несколько человек. А, например, имя Франсуа Пилатра де Розье мало кому известно. А ведь именно он был первым из испытателей воздушных шаров, когда аэростатическая техника только зарождалась.
Есть и другой аспект — то, что принято называть тенденциями развития. Изобретательская мысль не стоит на месте, и в планах разработчиков существуют такие идеи, осуществление которых станет делом будущего, потому что для воплощения их в жизнь потребуется создать еще очень и очень много. Несколько примеров: использование дирижаблей на других планетах, космическая пассажирская техника, самолеты с такими скоростями, по сравнению с которыми современные сверхзвуковые покажутся аэропланами начала XX века. Нам кажется, читателю будет интересно узнать, чем сейчас заняты разработчики.
И конечно, важным было показать развитие авиации не самой по себе, а в контексте. Взять хотя бы такие аспекты, как отношение современников к воздухоплаванию, политические сложности, связанные с авиатехникой, проблемы ресурсов и попытки направить развитие цивилизации в нужное русло именно при помощи новых видов техники. Это не громкие слова — об этом действительно можно прочитать в предлагаемой книге.
Все эти аспекты определили и структуру издания. Естественно, в основу положен хронологический принцип. Первая часть — «От крыльев Икара до полетов к звездам» — следует именно ему. От первых глав до последних постепенно прослеживается развитие авиатехники от аэростатов и планеров к аппаратам, покорившим космическое пространство.
Естественно, наибольшее внимание уделено самолетам, поскольку именно они и стали символом авиатехники в наше время. В главе «Зарождение и развитие идеи самолета» подробно рассматриваются все виды самолетной техники — первые проекты, аэропланы и самолетостроение в начале XX века, бипланы, монопланы и гидропланы, одномоторные и многомоторные самолеты, авиатехника мировых войн и современная. Особая глава посвящена вертолетам.
Вторая часть, несколько меньшая по объему, озаглавлена «Выдающиеся конструкторы авиации и космонавтики». Основное внимание в ней уделено именно персоналиям, то есть именам выдающихся людей, так или иначе связанных с авиацией. В ней рассказывается о конструкторах и изобретателях, благодаря которым и существует авиационная и космическая техника. Надеемся, что книга, которая сейчас перед вами, станет надежным справочником и интересным путеводителем по истории мировой авиации.
2i.SU ©® 2015