Парк медицинских, противопожарных, аварийных автомобилей, машин коммунальной службы в России постоянно падал: 1992 год — 0,9 тысячи, 1993 год - 0,85 тысячи, 1994 год - 0,8 тысячи, 1995 год — 0,78 тысячи. Отдельных статистических данных о наличии специализированных автомобилей — изотермических и рефрижераторных фургонов, молочных и нефтеналивных цистерн, мебелевозов, мусоровозов и других, автору найти не удалось. Они учитываются, как правило, вместе с грузовиками.
Это, однако, не умаляет их роли в народном хозяйстве страны. Тем более, что универсальных грузовых автомобилей год от года нужно все меньше. Наиболее рациональны машины специально приспособленные для доставки определенных грузов, обладающих специфическими свойствами.
Наибольший спрос существовал на рефрижераторные и изотермические фургоны грузоподъемностью 4,5—1,5 тонны. Несмотря на это, фирма РИАТ в 1996 году создала на базе узлов двухосного КамАЗ-5335 изотермический (сохраняющий температуру перевозимого груза) фургон грузоподъемностью 6 тонн с дизелем
"Камминс" мощностью 180 л. с. Скоропортящийся груз нуждается в очень быстрой доставке. РИАТ установил для своего фургона скорость 120 км/ч, применил колеса малого диаметра, чтобы опустить центр тяжести. К слову — конструкция базовой модели "5335" разработана на РИАТ и выпускается не только как изотермический фургон, но и как грузовик с бортовой платформой, а также шасси.
Одесский автосборочный завод выбрал дпин-нобазное шасси ЗИЛ-433362 для рефрижераторного фургона ОдАЗ-47093 грузоподъемностью 4,85 тонны. Отечественная промышленность тогда (фургон начали выпускать в 1 994 году) не изготовляла холодильных установок и машину оснастили импортным агрегатом "Термокинг".
"Термокинг" устанавливали и на рефрижераторный фургон ЗИЛ-5301-ГО. Автомобильные шасси семейства "5301" широко использовались и для изотермических фургонов: ЗИЛ-5301-КО и ЗИЛ-5301-УО.
Появление с 1994 года на рынке автомобилей "Газель", как базового шасси ГАЗ-3302, так и полноприводной машины ГАЗ-33027, вызвало цепную реакцию. Не только ГАЗ начал поставлять модификации в виде фургона-ящика ГАЗ-33022 грузоподъемностью 1,35 тонны и цельнометаллического фургона ГАЗ-2705. Уже в 1996 году на шасси "Газели" начал делать фургоны ГАЗ-23252 "Купава" МАЗ, а также фирма "Автодизайн" в Набережных Челнах.
Автомобили медспужбы тоже в основном базировались на "Газели": ГАЗ-27053, ГАЗ-32214 и даже попноприводная машина "Скорой помощи" - ГАЗ-27056.
Автомобили медицинской службы за 1994 — 1996 годы начали выпускать, правда, небольшими партиями, не только на шасси "Газели". На базе "Волги" появился ГАЗ-31023, на базе "Моск-вича-2141" — специализированный медицинский автомобиль "2901", который стал изготовлять авторемонтный завод № 5 в Киеве. Карету скорой помощи на шасси своего фургона БАЗ-3778 предложил медслужбе Брянский автомобильный завод. И даже ЗИЛ разработал на основе "Бычка" реанимационную машину ЗИЛ-53313 ГО.
Кстати, ЗИЛ с пониманием отнесся и к запросам городских коммунальных служб. Пока систематизированного типажа машин для обслуживания городов не существовало, ЗИЛ искал устойчивые рынки для машин семейства "5301". Так появились на свет снегоуборочный и подметальный ЗИЛ-5301 -ФА, эвакуатор ЗИЛ-5301 -ЧА, фекальная цистерна КО-438 на шасси ЗИЛ-5301 -БО. Да и ГАЗ не отстал и в 1996 году создал универсальную машину ГАЗ-801 7 для уборки городских улиц, а также другую, на шасси ГАЗ-66.
Весьма актуальна в стране проблема уборки снега на улицах и дорогах. Компактную и высокопроизводительную машину "Вьюга-ДЭ242" создал БАЗ. За один проход она очищает от снега полосу шириной 1,8 метра и за час убирает до 500 тонн снега. У "Вьюги" — роторный снегоочиститель, цилиндрическая щетка, плуг. Машина очень маневренна (радиус поворота 5,3 метра). Ее шасси — шарнирное: одна половина поворачивает относительно другой под воздействием гидроцилиндров рулевого управления. Что касается коробки передач, то ее заменяет гидростатическая трансмиссия — редкий случай применения такой передачи в отечественной автомобильной технике.
Мусоровозы "ФАУН-Вариопресс" стал монтировать на шасси "53219" КамАЗ, причем на шасси с газодизельным двигателем, который выбрасывает в воздух лишь небольшое количество вредных примесей. Обстоятельство это очень важно для мусоровоза, двигатель которого при очистке мусорных баков работает в неблагоприятном для полного сгорания топлива режиме.
Шасси ЗИЛ-4331 2Б избрано еще для двух коммунальных автомобилей — автовышки для ремонта троллейбусных и трамвайных проводов и подвижной ремонтной мастерской.
Малые мобильные ремонтные мастерские на шасси "Москвича-2901" готов выпускать АЗЛК.
И, наконец, нетрадиционная машина, которую разработала фирма "Мото-Хата". Это "дача на колесах", смонтированная на шасси "Газели" — автомобиль, известный в Европе как "кемпер" и широко используемый там для путешествий во время отпуска. В России "Мото-Хата" первой создала подобную модель.
Противопожарные автомобили, как правило, совершают ежегодно небольшие пробеги сравнительно с грузовиками, на которых они созданы. Известны случаи, когда в глубинке противопожарная техника, смонтированная на шасси довоенных грузовиков, исправно несла службу. Во всяком случае, в середине 70-х годов при тушении горевших торфяников Подмосковья применялись довоенные машины ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА!
Тем не менее, новые строительные материалы, изменившаяся высотность домов, растянутость больших городов, освоение глубинных районов требуют новых машин: более быстроходных, с повышенной проходимостью, пригодных к тушению как локальных возгораний, так и крупных пожаров. Поэтому начало 90-х годов отмечено появлением новой техники. К ее постоянному поставщику, объединению "Пожтехника" в Торжке, добавились УралАЗ, филиал ЗИЛа "Мос-карз". Они взялись за выпуск цистерн АЦП-40 на попноприводном шасси "Урал- 5557", малых противопожарных автомобилей ЗИЛ-5301-П1 и цистерн ЗИЛ-5301 -ФБ.
На шасси "Вопат-790912" создана аэродромная противопожарная машина АА-1 5.80-100/3, а также 50-метровая автолестница АЛ-50 на трехосном шасси КамАЗ-53229. Другое шасси, КамАЗ-53213, послужило базой для коленчатого пеноподъемника АКП-30-ПМ509Д. Он представляет собой поворотный кран с вылетом стрелы до 18 метров. На конце стрелы находится огнегасительный коллектор, который подает воду или пену. Используется эта установка для тушения пожаров лесоскладов или лесобирж, а также для борьбы с огнем при возгорании резервуаров с топливом.
Не забыты и, казалось, несложные, но необходимые противопожарные автоцистерны как АЦ-2,5 на шасси ЗИЛ-433304 колесной формулы 4x4.
Есть немало областей промышленности и строительства, где используются автомобильные шасси. Эти специальные машины мало кому известны, поскольку они редко появляются на улицах крупных городов. Среди них лесовозные тягачи. Их постоянный поставщик МАЗ в дополнение к известной модели "5454" с двумя ведущими осями предложил на рынке в 1997 году новую, трехосную МАЗ-64255. В свою очередь фирма РИАТ из Набережных Челнов разработала на шасси КамАЗ моделей "6423" и "53229" собственные лесовозы. У первого — 260-сильный дизель, шасси колесной формулы 6 х 6 с блокируемым межосевым дифференциалом. Грузоподъемность этого лесовозного автопоезда (тягач КамАЗ-6423 плюс двухосный прицеп-роспуск) — 21 тонна. По заказу машина может быть оснащена гидравлическим манипулятором, значительно облегчающим погрузку-разгрузку перевозимых лесоматериалов в хлыстах.
Для строек, особенно в местах, только что осваиваемых, не обойтись без кранов на автомобильных шасси повышенной проходимости. С 1994 года начат выпуск таких грузоподъемных установок НТА-160 на машинах "Урал-4320". Она дополняет номенклатурный ряд из 19 типоразмеров кранов на автомобильных шасси, которые выпускают 9 заводов на территории СНГ: в Балашихе, Галиче, Дрогобыче, Иваново, Ка-мышине, Митино, Никополе, Одессе, Ставрополе.
Сравнительно небольшой выбор бетоносме-сителей и бетононасосов на автомобильном ходу, выпускаемых заводами в Кемерово, Туй-мазы и Каменск-Шахтинском, пополнил в 1996 году автобетоносмесит-гль на шасси КамАЗ-6540 колесной формулы 8x4. Его барабан имеет гидромеханический привод от автономного двигателя и вмещает 14 кубометров смеси. Это самая большая в стране установка для приготовления бетонной смеси. В числе других самоходных бетономешалок, выпущенных в начале 90-х годов, следует отметить СБ-92В-1 на трехосном шасси ЗИЛ-133.
Заслуживает упоминания и цистерна на четырехосном шасси КамАЗ-6350. Его изготовление, как базы для различных специальных и специализированных автомобилей, начато в 1996 году. Допустимая полная масса монтируемого оборудования — 16 тонн. У КамАЗ-6350 все колеса — ведущие. При дизеле мощностью 360 л. с. шасси развивает скорость до 90 км/ч.
Заслуживают внимания цистерна АЦ-17 на 17 кубометров топлива и унифицированный с ней топливозаправщик АТЗ-17. Их изготовляет РИАТ на шасси КамАЗ-53229 колесной формулы 6 х 4. На том же шасси РИАТ выпускает металловозы с манипулятором "Синегорец", а также сортиментовоз на шасси КамАЗ-6423 колесной формулы 6x6. Еще одно изделие РИАТа — универсальный самоходный экскаватор УДС-134. Экскаваторная установка многоцелевого назначения поступает от завода ЧСМ в Словакии. РИАТ монтирует ее на трехосные попноприводные шасси КамАЗ-6426.
Рост в стране количества банков (их насчитываются сотни), обменных пунктов валюты, разнообразных коммерческих предприятий дал стимул для организации производства специальных бронированных автомобилей для перевозки денег и других ценностей. Первоначально такой транспорт импортировали или привлекали зарубежные организации, как, например, "Фонтото" для бронировки отечественных машин. Но к началу 90-х годов выросли отечественные фирмы "Коналю", "Диса", "Астейс" и другие, которые взялись за изготовление таких автомобилей. Они различаются не только грузоподъемностью, но и уровнем защиты. В то же время, "деньговоз" не может быть оснащен как боевая бронированная машина.
Диапазон инкассаторских автомобилей, выпускаемых в России, достаточно обширен. От внушительного "Астейс-АСПЦ-57061" и "Астейс-АСПЦ-5706" на шасси КамАЗ-53228 и КамАЗ-43101 до машины "Коналю" на базе УАЗ-31512.
Фирма "Диса" наиболее известна своими "деньговозами". Один из них, модели "1912" грузоподъемностью 0,54 тонны, смонтирован на шасси УАЗ-3741. С появлением машин семейств "Бычок" и "Газель" они сразу же стали основой для различных бронированных транспортеров ценностей. Так, "Диса" в 1997 году начала выпускать модель "2955" на базе ЗИЛ-5301 "Бычок". ГАЗ сам взялся за изготовление "деньго-возов" и делает их не хуже признанных специализированных фирм. Инкассаторский автомобиль ГАЗ-3934 базируется на уже освоенном бронекорпусе разведоватепьно-дозорной машины БРДМ-2. Он защищает от огня автомата АКМ (так называемый IV класс защиты). ГАЗ-3934 может перевозить 1,5 тонны ценных грузов.
В его салоне — сейф, кондиционер, переговорное устройство, радиостанция. Экипаж из 3-4 человек может вести ответный огонь из ручного огнестрельного оружия через бойницы. Дизель мощностью 125 п. с. позволяет машине развивать скорость до 95 км/ч.
Другая инкассаторская машина ГАЗа под названием "Ратник" (ГАЗ-2945) выполнена на шасси "Газели": ГАЗ-33021 или полноприводном ГАЗ-33027. Ее грузоподъемность 0.8 тонны. Экипаж из 4-5 человек защищен навесными броневыми листами и пулестойкими стеклами. Они обеспечивают защиту IV класса. В оборудование "Ратника" входят взрывобезопасный бак, радиостанция, переговорное устройство "водитель-улица".
И, наконец, машина ранее неизвестного нам типа — "Лавина". Это спецавтомобиль для пресечения групповых противоправных действий и массовых беспорядков. Он смонтирован на вось-микопесной шасси БАЗ-6953 и оснащен двумя водяными лафетными стволами, емкостью на 8 тысяч литров воды, бронированной кабиной.
2i.SU ©® 2015