Парк автобусов России стал сокращаться. Если в 1991 году он состоял из 147 тысяч машин, то в 1992-м уменьшился до 134 тысяч, в 1993-м сократился до 129 тысяч и в 1994-м — до 124 тысяч единиц. На городских пиниях в 1993 году 30 % автобусов подлежали списанию, но все еще работали. Производство новых машин не росло, в то время как продолжалась их естественная убыль за счет износа, в результате аварий, отсутствия запчастей. Покрыть ее выпуском новых машин не удавалось, и поэтому пришлось компенсировать убыль импортом. В 1992 и 1993 годах Россия ввезла соответственно 4,3 и 3,6 тысяч автобусов. Этого количества оказалось недостаточным, и в 1994 и 1995 годах ввоз заметно увеличился — соответственно 8,2 и 8,9 тысячи машин.
Отечественные автомобильные заводы всегда использовали узлы и агрегаты грузовых автомобилей. Пожар на заводе двигателей КамАЗ, прекращение выпуска бензиновых V-образных двигателей ЗМЗ, отказ от импорта из Венгрии задних мостов "Раба" привели к прекращению поставок этих узлов на автобусные заводы. Новые дизели ГАЗ воздушного охлаждения оказались малопригодными для автобусов КАвЗ и ПАЗ, самых массовых в стране, поскольку имели недопустимо высокий уровень шума.
Единственный производитель больших городских автобусов ЛиАЗ, не имея поставок двигателей и задних мостов, прекратил выпуск комплектных машин и начал поставки комплектов деталей. Из них на 20 заводах, объединенных в ассоциацию "Автобус", ведется сборка машин ЛиАЗ-5256. В нее входят предприятия в городах Яхрома, Волгоград, Волжский Бор, Тосно, Давыдово, Сургут, Кемерово и др. Эти предприятия используют разные двигатели, отечественные и импортные — КамАЗ, МАН, "Камминс", "Катерпиплар", ЯМЗ, "Барнауптрансмаш".
Группа заводов в Благовещенске, Рыбинске, Перми, Энгельсе освоила производство модели "4216", разработанную фирмой "Альтерна". У нее — технологически очень простой кузов (23 места для сиденья и 90 общих), задний мост производства ЗИЛ, двигатель — КамАЗ.
Завод МАРЗ в Мичуринске взял за основу модель "4219", разработанную во Львове. Несколько предприятий в Калуге, Туле, Кургане и Москве принялись за сборку "Икарусов". Но заметного успеха добился, однако, лишь Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) в Москве. Там с 1994 года налажена сборка сочлененных "Икарусов" моделей "280" и "435".
Идея постройки автобусов "Росскан", выдвинутая в 1993 году, предусматривала установку отечественного кузова модели "5263" на шведское шасси "Скания". Она пока не реализовалась. Но расположенный в подмосковном Гопи-цыно завод ГопАЗ с 1996 года начал делать автобусы по той же схеме: кузов модели АКА-5225 (38/128 мест) на шасси "Мерседес-Бенц". Кроме этой машины с 1995 года Гол A3 изготовляет сочлененные городские автобусы АКА-6226 (38/204 места) с 250-сильным дизелем "Мерседес-Бенц".
Сочлененные автобусы отечественной конструкции включены в производственную программу заводов ЛиАЗ (модели "6220" и "6212"), Я A3 в Яхроме (модель "6211") и СВАРЗ в Москве (модель "6220").
За выпуск городских автобусов, на которые существует повышенный спрос, взялись предприятия, которые ранее не были связаны с этим видом автомобилей. Так, их производство начал МАЗ, который взял за основу конструкцию "Неоппан" и изготовляет модели "101" (24/100 мест) с 1994 года и "104" с 1997 года. Другой завод грузовых автомобилей создал собственное автобусное производство, которое выделилось в самостоятельный Челнинский автобусный завод (ЧепАЗ). Его модели - "5262" и "5281".
Яхромский автобусный завод (ЯАЗ), как многие другие предприятия, взял за основу конструкцию городского автобуса, созданную в свое время ВКЭИавтобуспромом. Но он внес в нее существенные изменения, установив силовой агрегат не сзади, а над попом кузова (дизель "Раба"). Эта машина (ЯАЗ-5267) рассчитана на перевозку 130 пассажиров, в том числе 21 сидящего.
В 1992 году очередную попытку создать собственный городской автобус предпринял КамАЗ, но его модель "5254" так и осталась опытным образцом.
Львовский автобусный завод (ЛАЗ), по существу лишенный поставок из России двигателей, обратил взоры к зарубежным поставщикам. Его городская модель "52523" на 120 пассажиров (24 — сидящих) укомплектована дизелем "Рено", а междугородная "52075" — дизелем МАН.
Междугородные и туристические автобусы Россия импортировала и в небольших количествах изготовляла сама. ГолАЗ с 1994 года начал собирать высокопалубные туристические машины "Мерседес-Бенц-0303" на 49 мест с 295-сильным двигателем. Главным же изготовителем таких машин в рамках бывшего СССР оставался ЛАЗ. Он выпускал с 1993 года ЛАЗ-42071 на 41 место, а также (с 1994 года) ЛАЗ-52072 на 49 мест.
Из числа опытных изделий заслуживают внимания ПАЗ-793207 (1993 г.) и "Волжанин-5268" с дизелем "Катерпиплар".
Вахтовые автобусы стали в девяностые годы специализацией Нефтекамского автомобильного (по существу — кузовного) завода. Его 24-местная модель "42111" монтируется на двухосное шасси КамАЗ-4326, а 29-местная модель "42116" - на шасси "Урал-43206" (тоже полноприводное, двухосное). Тем не менее, в том же направлении стал работать Курганский автобусный завод (КАвЗ). Одна его машина (КАвЗ-32781) предназначена для ремонтников и вахтовых нефтепромысловых бригад: восьмиместная кабина, бортовая платформа на 2 тонны груза и гидроманипулятор "Хиаб". Другая машина, КАвЗ-32785 — без манипулятора, но с 12-местной кабиной. Оба автомобиля — полноприводные.
И та, и другая машины унифицированы с автобусом КАвЗ-3275, салон которого вмещает 24 пассажира. Он выпускается с 1993 года малыми партиями как с одной ведущей осью (базовая модель "3275"), так и с двумя (КАвЗ-32752), в 9-местном "пкжсном" варианте и унифицированном с ним "3272", снабженным лонжеронной рамой.
Кузов "3275" в сочетании с шасси МАН, оснащенным 155-сильным дизелем МАН, образовал новую модель КАвЗ-3276. Это еще одно предложение завода КАвЗ, который, освободившись от диктата бывшего Минавтопрома в модельной политике, ищет собственный путь развития. Он пытается наладить сборку "икарусов", предлагает конструкцию кузова для малого автобуса (КАвЗ-32441) на базе "Бычка", берется за автобусы нетрадиционного назначения, но пока держится своей основной модели "39763". Она стоит на производстве с 1996 года и сохранила конструкцию КАвЗ-3976, но вместо бензинового двигателя ЗМЗ-511.10 мощностью 115л. с.(на нем уже устанавливается 11 6-сильный дизель ГАЗ-5441. Длиннобазная же модификация КАвЗ-39765, у которой благодаря удлиненному кузову в салоне — 29 пассажирских мест, снабжается пока мотором ЗМЗ-511.10. Есть еще одна разновидность такого автобуса (КАвЗ-39769) на 34 места.
Если основная продукция КАвЗа — малые автобусы капотного типа, то ПАЗ (тоже на узлах и агрегатах ГАЗ) выпускает машины вагонного типа. Его две новые модели — пассажирская "3207" и грузопассажирская "3205-20" — появились годом позже.
Наибольший хозяйственный интерес представляет микроавтобус ГАЗ-3221, серийно выпускаемый с 1996 года на базе "Газели". Эта красивая современная машина изготовляется в нескольких вариантах: ГАЗ-3221 на 9 мест, ГАЗ-32212 на 7 мест, ГАЗ-32213 на 14 мест, грузопассажирский автомобиль ГАЗ-2705-Комби. Многие малые автобусные заводы взялись поставлять на рынок свои модификации ГАЗ-3221. Так поступают Семеновский авторемонтный завод ("Семар-3234"), Бийский машиностроительный завод ("Бикас-30"), фирма "Псковавто" ("Пскова-2214"), фирма "Автокубань" ("Кубань-3232") и другие. Тюнинговые фирмы тоже не остались в стороне, и в 1997 году появился микроавтобус "ГАЗ-3221 -Грань" и другие вариации на ту же тему.
В этой ситуации прототип микроавтобуса "РАФ-Стипс", созданный совместно с английской дизайнерской фирмой "Ай-Эй-Ди", не нашел отклика на рынке.
Бесспорно, рынок автобусов в России в новых экономических условиях не успел еще насытиться, хотя предложения новых моделей довольно обширны. Далеко не все машины могут быстро быть переведены из состояния опытного образца в серийный. Тормозится такой переход отсутствием производственных возможностей в поставке необходимых узлов и агрегатов отечественного производства.
2i.SU ©® 2015