Важнейшей новой моделью за пятилетие стал ЗИЛ-4331, прежде существовавший в 33 опытных образцах. Первоначальное ее наименование - ЗИЛ-169Г. Машина разрабатывалась на смену модели "130", которая держалась на производстве свыше двух десятков пет. Между прочим, она выпускалась до декабря 1994 года, и ее "производственный стаж" достиг 30 лет!
ЗИЛ-130 не оставался за эти годы неизменным, о чем говорят индексы модернизированных машин: ЗИЛ-130-76 и ЗИЛ-130-80 и различных по рисунку облицовки радиаторов. При этом с конвейера наряду с машинами, имевшими стандартную колесную базу (3800 мм), сходили модификации с удлиненной до 4500 мм (ЗИЛ-1 ЗОГ) и до 5600 мм (ЗИЛ-1 ЗОГУ) базой. Помимо них завод поставлял шасси для самосвалов. В общей сложности за 30 пет ЗИЛ изготовил 3,5 миллиона машин "сто тридцатого" семейства в разных модификациях. Они имели среди работников автотранспорта высокую репутацию. Во-первых, благодаря хорошему качеству изготовления (рекламации в гарантийный срок подавались не более, чем на 1 % выпущенных грузовиков). Во-вторых, ЗИЛ-130 являлся довольно долговечной машиной — за 30 лет выпуска ресурс машины по пробегу до капитального ремонта вырос со 150 до 350 тысяч километров.
Путь новой машины ЗИЛ-4331 к конвейеру был довольно длинным. Начало проектирования относится к 1976 году. В 1980 году ЗИЛ-4331 был рекомендован к производству, а к серийному выпуску завод приступил лишь в 1986 году. Сложность переориентации на новую машину заключалась отчасти и в том, что объединение "АвтоЗИЛ" уже тогда представляло собой трудно согласуемый по действиям производственный гигант с большой технологической инерцией. Объединение, которое выпускало в год чуть больше 200 тысяч машин трех разных семейств, состояло из 16 заводов в 12 городах, причем часть их пребывала в состоянии долгостроя.
В те годы ни один сколько-нибудь серьезный шаг в экономике не делался без решения Политбюро ЦК компартии страны. И хотя ЗИЛ-4331 был рекомендован к производству, Политбюро лишь в конце 1983 года одобрило предложение правительства (Совета Министров по терминологии тех лет) об организации выпуска новых дизельных грузовиков на ЗИЛе и ГАЗе. При этом назывались колоссальные цифры экономии бензина вследствие перехода на дизельное топливо, а ресурс по пробегу новой машины до первого капитального ремонта определялся в 400 тысяч километров. Мировая практика в те годы уже знала куда более высокие показатели.
Для новой машины был спроектирован V-образный 8-цилиндровый дизель ЗИЛ-645 с объемно-пленочным смесеобразованием. Его мощность — 185 л. с. Начиная с 1977 года он экспонировался на многих выставках внутри страны как очередное достижение научно-технического прогресса.
Дизель сблокирован с девятиступенчатой, полностью синхронизированной коробкой передач. Капот, крылья, облицовка радиатора интегрированы в один общий узел, который, чтобы облегчить обслуживание силового агрегата, откидывался на шарнирах вперед. Комфортабельная кабина снабжена подрессоренным сиденьем с регулировками в трех направлениях. Грузовая платформа — цельнометаллическая. Эта машина грузоподъемностью 6 тонн развивает скорость до 95 км/ч, а расход топлива равен 18 — 23 л / 100 км для одиночного грузовика или 26 - 31 л / 100 км для грузовика с прицепом. Производство грузовиков нового семейства ЗИЛ-4331 начато в 1986 году.
С 1983 года ГАЗ освоил выпуск модернизированного ГАЗ-53-12 грузоподъемностью 4,5 тонны (на протяжении 18 пет машина той же самой конструкции перевозила 4 тонны). Изменения коснулись головки цилиндров, деталей ходовой части, облицовки радиатора. Одновременно завод стал изготовлять модификации этого грузовика: работающего на сжиженном газе ГАЗ-53-19 и работающего на сжатом природном газе ГАЗ-53-27.
Грузовик ГАЗ-52-04 и дпиннобазные шасси для фургонов ГАЗ-52-01 и ГАЗ-52-08 продолжали выпускаться в первой половине восьмидесятых годов, хотя их 6-цилиндровый нижнекпапанный двигатель устарел не только морально. Его изготовляли на устаревшем и изношенном оборудовании. Прежде установленные допуски на механическую обработку не выдерживались, а обработанные на этих станках детали довольно быстро изнашивались. К тому же конструкция мотора, происходившего от "Додж-Д5" полувековой давности, себя изжила.
Шасси ГАЗ-52-01 и ГАЗ-52-08 (газобаллонное) использовалось для установки на него различных фургонов типа ГЗСА-3704 и им подобных.
И, наконец, модернизация базовой легковой модели на "Ижмаше" сказалась и на фургоне, который с 1982 года получил индекс Иж-2715-01. Его внешние, отличительные от предшественника черты, — "утопленные" ручки дверей и измененный рисунок облицовки радиатора.
2i.SU ©® 2015