2i.SU
Современные технологии и производство

Современные технологии и производство

Содержание раздела

ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ

Технология и производство

Конец 50-х и начало 60-х гг.- время серьезного технического перевооружения нашей автомобильной промышленности. Собственное производство и импорт необходимых станков и автоматических линий, закупка лицензий на изготовление отдельных деталей (сталеалюминиевые вкладыши для двигателей, диафрагменное сцепление и др.), переход на новые материалы открыли новый путь к совершенствованию производства.

Успехи в области технологии дали возможность освоить изготовление литых (вместо кованых) коленчатых валов для двигателей ГАЗ-21 и ГАЗ-53, организовать отливку под давлением блоков цилиндров из алюминиевого сплава (ГАЗ-21, ГАЗ-53, "Москвич-412"), а также картеров двигателя и коробки передач из магниевого (ЗАЗ-965).

О масштабах внедрения автоматических линий наиболее сложных автомобильных деталей можно судить по тому, что в 1965 г. в цехах ЗИЛа действовало 106 таких линий. Среди них - и линии по автоматической сборке V-образных восьмицилиндровых двигателей. Подобная сборка впервые нашла применение не только в отечественном, но и в европейском моторостроении.

Новые технологии, высокая техническая культура производства сделали возможным выпуск гидроусилителей руля (ЗИЛ), кулачковых самоблокирующих дифференциалов (ГАЗ), гидромеханических трансмиссий (ГАЗ, ЗИЛ, ЛАЗ, МАЗ), планетарных колесных редукторов (МАЗ), торсионов подвески колес (МАЗ), перейти от клепки рам к их сварке (УАЗ).

В области производства кузовов нашла применение автоматизированная кондукторская сварка их деталей по технологии "Рено" (МЗМА, "Ижмаш"), нанесение грунтовки методом электрофореза (ГАЗ - впервые в СССР, в 1969 г.), окраска наружных панелей синтетическими эмалями вместо нитроэмалей (ГАЗ-впервые в СССР в 1957 г.). Нововведения в этой области имели решающее значение, поскольку при изготовлении легковых автомобилей с несущими кузовами значительную часть трудоемкости составляют именно работы по штамповке, сварке, окраске и сборке кузова.

Сборочный конвейер Волжского автомобильного завода, вступившего в строй в 1970 г.

 

С помощью ста автоматических и поточно-механизированных линий обработка блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 ведется без прикосновения рук оператора.

 

В 1970 г. отечественное автомобилестроение по производству грузовых машин вышло на третье место в мире и первое в Европе.

 

Экспозиция "Автоэкспорта" на Лейпцигской ярмарке осенью 1970 г.

Важно, что, например, ГАЗ для сварки кузова ГАЗ-21 внедрил кольцевой сварочный кондуктор, а ЗИЛ перешел на автоматизированную сварку кабин для моделей "130" и "1 31".

О количественном росте отрасли можно судить по выпуску миллионного легкового автомобиля на ГАЗе (июнь 1967 г.) и МЗМА (май 1967 г.), по сборке пятимиллионного грузовика ГАЗ (февраль 1967 г.). В мировом масштабе по данным на 1970 г. по производству грузовиков СССР занимал третье место в мире после США (1692 тыс. штук) и Японии (2125 тыс.) и первое в Европе, опережая Англию (458 тыс.), ФРГ (318 тыс.) и Францию (292 тыс.).

В области производства легковых автомобилей СССР находился на девятом месте, уступая США (6547 тыс.), ФРГ (3528 тыс.), Японии (3179 тыс.), Франции (2458 тыс.), Италии (1720 тыс.), Англии (1641 тыс.), Канаде (923 тыс.), Испании (455 тыс).

Однако заключенный в мае 1966 г. контракт с ФИАТом, строительство нового завода в Ижевске и реконструкция МЗМА создавали хорошие перспективы на резкий рост выпуска легковых машин (их производство в 1974 г., когда все три завода вышли на проектный уровень, превысило миллион легковых автомобилей). В свою очередь, изготовление легковых машин в больших масштабах повлекло за собой расширение экспорта: 1960 г.- 30,2 тыс., 1965 - 48,6 тыс., 1970 - 84,8 тыс.

Таким образом к 1970 г. автомобилестроение СССР уверенно обосновалось на международном рынке, хотя по сравнению с развитыми странами доля легковых машин в общем производстве оставалась невелика (37,5%), как и продажа населению на внутреннем рынке.

Определенная стагнация выпуска грузовиков в 1961-1963 гг. объясняется подготовкой к освоению и переходу на новые модели обоими крупнейшими их продуцентами - ЗИЛом и ГАЗом: ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, ГАЗ-53, ГАЗ-66, Урал-375. Однако в дальнейшем годовой прирост продукции грузовиков составляли 25-40 тыс. машин в год.

Производство автомобилей в СССР в 1956 - 1970 гг.
Год Легковые Грузовые Автобусы Всего
1956 97792 356415 10425 464632
1957 113588 369504 12316 495408
1958 122191 374900 13983 511074
1959 124519 351373 19102 494994
1960 138822 362008 22761 523591
1961 148914 381617 24799 555330
1962 165945 382355 29180 577480
1963 173122 382220 31670 587012
1964 185159 385006 32919 603084
1965 201175 379630 35507 616312
1966 230251 407633 37327 675211
1967 251441 437350 39960 728751
1968 280332 478147 42357 800836
1969 293558 504529 46009 844186
1970 344248 524507 47363 916118

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru