2i.SU
Современные технологии и производство

Современные технологии и производство

Содержание раздела

ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ

Технология и производство

После окончания войны наша автомобильная промышленность смогла несколько обновить свой станочный парк. Произошло это благодаря репарационным поставкам из Германии, а также благодаря закупкам в США оборудования для производства дизелей.

Технологически новый уровень был внедрен прежде всего на основных заводах отрасли ГАЗе, ЗИСе, МЗМА. Это коснулось прежде всего сборки несущих кузовов с широким применением контактной электросварки (ГАЗ, МЗМА), сборки автомобилей на кондукторных конвейерах (ГАЗ), освоения высокоточных деталей гидроприводов тормозов (ГАЗ, ЗИС, МЗМА) и самосвальных механизмов (ЯАЗ, МАЗ, ММЗ), широкого внедрения автоматических линий. Так на ГАЗе в 1950 году начала работать автоматическая линия сварки дисков колес ГАЗ-51 с ободами.

На Ульяновском моторном заводе в начале 50-х годов вступила в строй автоматическая линия по производству алюминиевых поршней для двигателей ЗИС-120 годовой производительностью около полутора миллионов штук.

В послевоенные годы на обоих ведущих заводах страны - ГАЗе и ЗИСе - сохранились в кузнечных цехах паровоздушные молоты и пламенные печи для нагрева заготовок. Кузнечные цеха выделялись самыми тяжелыми условиями труда, как и литейные. Заменить устаревшее, соответствующее американской технологии 1928-1930 гг. кузнечное оборудование не представлялось тогда возможным. Тем не менее на МЗМА в 1952 году впервые в нашем автомобилестроении были смонтированы и пущены в ход кривошипные горяче-штамповочные прессы и установки для высокочастотного нагрева заготовок. Тем самым не только были улучшены условия труда, но и создана возможность внедрения прогрессивных процессов штамповки.

Первое послевоенное десятилетие было ознаменовано рывком в методах производства, существенному увеличению масштабов автоматизации и механизации на автомобильных заводах. Так на ГАЗе, который в те же годы лидировал по годовому производству автомобилей, трудоемкость самой массовой его модели ГАЗ-51 удалось снизить к 1957 году до 49% от уровня 1948 г. А по легковому автомобилю "Победа" сокращение трудоемкости составляло величину 45% от уровня 1948 года!

Успехи массово-поточного производства и новых технологий выразились в частности и в том, что уже в апреле 1948 г. ГАЗ первымв отечественном автомобилестроении собрал миллионную машину, а довоенный уровень производства автомобилей в стране наши заводы перекрыли в 1949 г.

Промышленность СССР довольно быстро оправилась от трудностей военных лет и на 1949 г. по производству грузовиков по-прежнему занимала второе место в мире (после США - 1134 тысячи машин) и первое в Европе. Мы опережали Англию (216 тысяч), Канаду (99 тысяч), Францию (98 тысяч), ФРГ (57 тысяч), Японию (28 тысяч) и Италию (21 тысяча).

По выпуску легковых автомобилей в 1949 г. СССР сохранял седьмое место в мире после США (5120 тысяч), Англии (412 тысяч), Канады (194 тысячи), Франции (188 тысяч), ФРГ (104 тысячи) и Италии (65 тысяч).

Если проанализировать данные по выпуску автомобилей в СССР за 1946-1955 гг., то можно заметить довольно высокий темп годового прироста - 40-48%. Несмотря на такое ускорение, в 1950 г., последнем году послевоенной пятилетки, не удалось выйти на запланированный уровень-500 тысяч машин. Более того, в связи с началом корейской войны, в которой СССР оказывал КНДР существенную помощь поставками военной и транспортной техники, выпуск автомобилей стал меньше - автомобильные заводы частично переключились на производство вооружения. Об этом красноречиво свидетельствует спад производства автомобилей в 1951 и 1952 гг.

Некоторый скачок в выпуске автобусов, приходящийся на 1948 г., обусловлен переходом на новую модель ЗИС-154 и инициативами авторемонтных заводов, освоивших изготовление автобусов. С 1950 г. стал делать автобусы ПАЗ-651 завод в Павлово-на-Оке и на следующий год его вклад стал довольно заметным. Однако сокращение поставок шасси с ГАЗа в 1952 г. ухудшило его показатели.

В общем балансе выпуска легковых автомобилей за послевоенное десятилетие доля ГАЗа составляла чуть более половины: от 56 до 53%. Что же касается грузовых, то этот завод был лидером в поставке их народному хозяйству. На долю ГАЗ приходилось 47% от общего выпуска грузовых машин, на долю ЗИС -30%, "УралЗИСа" -9%, МАЗа-4%.

К 1955 г. выросло автомобилестроение и в союзных республиках: Украине, Белоруссии, Грузии. Но они давали сравнительно мало машин-в общем производстве автомобилей подавляющее большинство техники изготовляли заводы России - 408,6 тысячи в 1955 г., или 92%.

Развитие современной технологии, обеспечивающей высокое качество автомобилей, а также достаточно большие масштабы производства открыли советским машинам путь на экспортные рынки. В первую очередь это был Китай, социалистические страны Восточной Европы. Но легковые модели с маркой "Сделано в СССР" стали постоянными ГОСТЯ-АЛИ на международных автомобильных выставках Бельгии, Норвегии, Швеции.

В апреле-мае 1952 г. в Москве состоялась выставка достижений автомобильной и тракторной промышленности СССР, где экспонировались 29 отечественных серийных моделей. Она стала наглядным свидетельством того, что отрасль не только в состоянии выпускать современными методами почти полмиллиона машин в год, но и дать широкий ассортимент моделей.

Производство автомобилей в СССР в 1946 - 1955 гг.
Год Легковые Грузовые Автобусы Всего
1946 6289 94572 1310 102171
1947 9622 121248 2098 132968
1948 20175 173908 2973 197056
1949 45661 226854 3477 275992
1950 64554 294402 3939 362895
1951 53646 229777 5260 288683
1952 59663 243465 4808 307936
1953 77380 270667 6128 354175
1954 94728 300613 8532 403873
1955 107806 328047 9415 445268

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru