В довоенный период головной НИИ отрасли - НАТИ занимался преимущественно конструкторскими разработками по конкретным моделям текущего производства. Научно-исследовательская работа неволь ко оказывалась на втором плане. Этот институт занимался не только вопросами, связанными с автомобилями, но также с тракторами, мотоциклами.
После окончания войны он был ориентирован, в первую очередь, на научно-исследовательские работы только в автомобилестроении. Тем самым возросла роль института (он стал называться НАМИ - Научный автомоторный институт) как научно-исследовательского центра отрасли. С первых послевоенных лет в его тематику вошли эксперименты, испытания, теоретические разработки в области повышения проходимости автомобилей, качения колес с пневматическими шинами, а также аэродинамики автомобилей, создания гидромеханических коробок передач, пневматических систем подвески колес, электромобилей, паровых и газогенераторных автомобилей.
Достаточно отметить важную роль НАМИ в области гидромеханических трансмиссий: первая опытная конструкция этого типа - НАМИ-Д2 была спроектирована под руководством Л. В. Клубова и испытана в 1959 г. на автомобиле ГАЗ-20. Она дала толчок к аналогичным работам на ГАЗе и ЗИСе.
Вопросы механики качения эластичного колеса и связанные с ними всесторонние эксперименты провели в этот период ученые НАМИ Н. К. Куликов, В. И. Кнороз, И. П. Петров и др. В результате была создана фундаментальная теоретическая база для прикладных исследований, направленных на повышение проходимости автомобилей.
Наряду с этими работами появились обширные монографии, посвященные актуальным вопросам теории и расчета автомобильных узлов и систем. Среди них - "Качение автомобильного колеса" (1947 г.) Е. А. Чуда-кова, "Теория устойчивости автомобиля" (1947 г.) Я. М. Певзнера, "Автомобили с блокированным и дифференциальным приводом" (1948 г.) Н. И. Коротоношко, "Некоторые вопросы теории импульсных передач, использующих тангенциальные силы инерции" (1948г.) Н. К. Куликова, "Автомобильные кузова" (1950 г.) Ю. А. Долматовского, "Теория подвески автомобиля" (1951 г.) Р. В. Ротенберга.
Большую роль в развитии автомобильной науки сыграл академик Евгений Александрович Чудаков (1890-1953). Ему принадлежат около 200 различных печатных работ по теории исследований, конструкции, расчету и эксплуатации автомобилей.
В послевоенные годы Чудаков выступил инициатором разработки перспективного типажа автомобилей для производства в СССР, отвечающих специфическим условиям эксплуатации в нашей стране. Кроме того, в последние годы своей деятельности он вел углубленные теоретические разработки по вопросам теории качения автомобильного колеса.
Помимо НАМИ, в период 1945-1955 гг. действовали и другие научно-исследовательские организации, связанные с автомобильной тематикой. В их числе лаборатория автомобильных двигателей АН СССР, организованный в 1946 г. Научно-исследовательский и экспе-риметальный институт автомобильного электрооборудования, карбюраторов и приборов, а также НИИ шинной промышленности и др.
Важной особенностью этого периода является начало систематических научных исследований на автомобильных заводах. Разумеется, они носили чисто прикладной характер, но тем не менее свидетельствовали о возросшем инженерно-исследовательском потенциале заводских КБ.
С расширением объема производства автомобилей и номенклатуры выпускаемых моделей со всей остротой встал вопрос о создании комплекса для всесторонних испытаний автомобильной техники. Изыскательские работы по выбору площадки для полигона начались еще в предвоенное время. В период восстановления народного хозяйства отсутствовали финансовые и технические возможности для сооружения комплекса. К середине 50-х гг. стало ясно, что без полигона трудно вести доводку и совершенствование автомобилей новых образцов. Началось составление технических требований к нему и под надзором НАМИ весной 1960 г. развернулось строительство полигона.
2i.SU ©® 2015