Базой для выпуска автомобилей в этот период стали авторемонтные заводы и недостроенные автомобильные. Большинство из них было укомплектовано универсальными станками и подчас не имело мощных прессов для формования лонжеронов рам или штамповки кузовных панелей. Нередко такие сложные детали как передняя ось изготовлялись свободной ковкой, а заготовки коленчатого вала получали сверлением размеченной металлической плиты.
Конструкция деталей и узлов была ориентирована на ручные подгонку и сборку и производство малых партий автомобилей стояло ниже того технологического уровня, который существовал в 1910-1915 гг. на Русско-Балтийском вагонном заводе.
Ярославский автомобильный и 2-й БТАЗ выросли из авторемонтных заводов. Из новых предприятий, заложенных в 1916 году, "Руссо-Балт" (1-й БТАЗ) в Филях и "Русский Рено" в Рыбинске, как наилучшим образом оборудованные, были переданы в авиастроение. Московский АМО был ориентирован на автомобилестроение.
Однако, еще до первых грузовиков АМО-Ф15, изготовленных в ноябре 1924 года, отдельные партии автомобилей были выпущены в 1918-1919 годах на моторостроительном филиале РБВЗ в Петрограде (сборка из эвакуированных из Риги деталей), построены в 1922-1926 гг. на заводах "Промбронь" (1-й БТАЗ и 2-й БТАЗ) и Петроградском объединении государственных авторемонтных заводов (ПОГАРЗ).
Постепенно АМО стал ведущим предприятием страны по выпуску автомобилей. Но и там шла стендовая сборка машин. Сходная технология господствовала и на Московском заводе "Спартак", строившем малолитражки НАМИ-1.
Первые шаги по освоению конвейерной сборки сделаны в 1930 году, когда началась сборка "Фордов" на заводах "Гудок Октября" в Нижнем Новгороде и КИМ в Москве.
Если судить по уровню 1926 года, то СССР по выпуску автомобилей шел на одиннадцатом месте в мире: США - 4260 тысяч, Канада - 200 тысяч, Франция - 200 тысяч, Англия - 199 тысяч, Германия - 75 тысяч, Италия - 65 тысяч, Чехословакия - 7,5 тысяч, Бельгия - 6 тысяч, Австрия - 5 тысяч, Испания - 1 тысяча. Словом, масштабы производства автомобилей в стране находились в резком несоответствии с ее площадью и населением.
Год | Легковые | Грузовые | Автобусы | Всего |
---|---|---|---|---|
1918 | 7 | 0 | 0 | 7 |
1919 | 2 | 0 | 0 | 2 |
1920 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1921 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1922 | 3 | 0 | 0 | 3 |
1923 | 2 | 0 | 0 | 2 |
1924 | 7 | 10 | 0 | 17 |
1925 | 0 | 116 | 0 | 116 |
1926 | 15 | 366 | 0 | 381 |
1927 | 12 | 451 | 24 | 487 |
1928 | 50 | 740 | 51 | 841 |
1929 | 156 | 1471 | 85 | 1712 |
1930 | 160 | 4019 | 47 | 4226 |
1931 | 0 | 3915 | 90 | 4005 |
2i.SU ©® 2015