2i.SU
Современные технологии и производство

Современные технологии и производство

Содержание раздела

ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ

Кузовостроение

Если производство автомобилей в России налаживалось с трудом, то многие русские экипажные фабрики могли похвастаться великолепными автомобильными кузовами. В те годы автомобилист нередко покупал только шасси машины, на которое он заказывал разные "кароссери" (так называли тогда кузова): закрытый зимний (лимузин, берлин, ландоле, купе), открытый летний (фаэтон, Торпедо, виктория) или спортивный.

Скачок производства заказных легковых кузовов относится к 1907 г. Если с 1901 по 1906 г. включительно в Россию было ввезено 94 шасси для установки кузовов, то в 1907 г. их импортировано 147, а в 1911 г.- 387. Среди знаменитых по всей России кузовных фирм надо отметить прежде всего петербургские "Иван Брейтигам", "Фрезе и К°", "Победа", "П. Д. Яковлев", "Крюммель", московские "П. Ильин", "Братья Крыловы", "Субботин", "А. Евсеев", одесскую "Эмпеде".

Старейшим среди них предприятием была петербургская фабрика П. Д. Яковлева, заложенная в 1790 г. К 1910 г. в ее цехах было занято 180 человек. Одной из первых она начала изготовлять кузова для автомобилей и в 1907 г. на I Международной автомобильной выставке в С.-Петербурге за свои изделия была удостоена высшей награды - большой золотой медали. Фабрика бралась и за сборку автомобилей, но впоследствии ограничилась ремонтом и продажей (легковые машины "Остин" и грузовики "Арбенц"). Наиболее известные ее работы выполнены на шасси "Бразье" и "Рено".

Об экипажной фабрике "Фрезе и К°" речь уже шла выше. Остается лишь добавить, что ее основными изделиями являлись автомобильные кузова категории люкс. Именно за них предприятие было отмечено большой золотой медалью на петербургской выставке 1907 г.

Не менее известными не только в Петербурге, но и в западной части России были автомобильные кузова фирмы "Иван Брейтигам". Она основана в 1864 г., а с 1904 г. взялась за постройку по индивидуальным заказам автомобильных кузовов, причем только на шасси немецких автомобилей "Мерседес" или русских "Лесснер". Они, по признанию современников, выделялись изысканностью форм и отделки, красотой оформления, а также прочностью.

Многолетние традиции высококачественной работы дали возможность И. Брейтигаму в 1882 г. поставить несколько экипажей русскому императорскому двору, что в то время являлось весьма престижным делом. К 1913 г. эта фирма стала крупнейшей в С.-Петербурге как по количеству занятых на ней рабочих (400 человек), так и по количеству изготовляемых кузовов.

П. П. Ильин за рулем автомобиля "Ля Бюир" с кузовом фабрики П. Ильина. 1913 г.

 

Петр Петрович Ильин (1886-1950 гг.)

мой молодой среди ведущих петербургских кузовных фирм была "Победа". Ее владелец Ф. И. Танский сначала (в 1893 г.) основал торговый дом и только в 1905 г. открыл при нем кузовную фабрику с очень обширной площадью цехов - около 9000 м2. Она монтировала кузова своего производства на импортные шасси: "Опель", "Панар-Левассор","Бразье", "Делонэ-Белльвилль", "Клеман-Байяр"

Из московских предприятий особняком стояла экипажно-автомобильная фабрика П. П. Ильина. Экипажи она делала с 1805 г., а в 1904 г. открыла отделение по продаже и ремонту автомобилей и изготовлению автомобильных кузовов. Они ставились на шасси "Панар-Левассор", "Лоррен-Дитрих", "Мерседес", "Хамбер", "Аргус", но больше всего на шасси французской фирмы "Ля Бюир".

"Ля Бюир-25-35" с кузовом Торпедо фабрики П. П. Ильина. 1911 г.

 

Лимузин на шасси "Берлие-22". Кузов - фабрики П. П. Ильина. 1912 г.

етр Петрович Ильин (1886-1950) вынашивал честолюбивые планы начать собственное производство автомобилей, но, не получив казенных заказов, оставил эту идею. Однако в 1910-1911 гг. он начал собирать из импортных деталей машины под маркой "Руссо-Бюир". Одна из них принимала участие в испытательном пробеге военного министерства летом 1912 г.

С 1912 г., не получив от военного ведомства заказов, фабрика Ильина отказалась от продажи и ремонта автомобилей и сосредоточила свои усилия на производстве кузовов. В цехах площадью 5800 м2 ежегодно изготовлялось 40-50 экипажей. Фабрика достигла больших успехов. Достаточно назвать гоночные кузова "Гавана" на шасси ФИАТ в 1911 г., торпедо на шасси ФИАТ 45 л. с. в 1912 г., лимузин на шасси "Берлие" 22 л. с. в 1912 г. и санитарный кузов на шасси "Ля Бюир". Последний получил золотую медаль на IV Международной автомобильной выставке в С.-Петербурге в 1 913 г.

Журнал "Автомобилист" в 1912 г. (№ 19. С. 49-50) так писал о фабрике Ильина: "Нечего говорить о том, что долголетний опыт в постройке экипажей, обширные помещения, умения и знания в выборе сырого материала дают возможность фабрике строить безукоризненные автомобильные кузова, по формам и отделке удовлетворяющие каждого заказчика и по материалу и работе отвечающие всем требованиям русских дорог, мостовых и климата".

Одесский предприниматель Михаил Петрович Дмитриев на открытой им в 1911 г. фабрике "Эмпеде" изготовлял кузова к машинам "Адлер" и "Лоррен-Дитрих".

К сожалению, достижения русского кузовостроения долгое время оставались без внимания. И лишь представительная IV Международная автомобильная выставка 1913 г. в С.-Петербурге дала возможность прямого их сравнения с изделиями европейских фирм. В этом смысле представляет несомненный интерес оценка московским журналом "Автомобилист" (1913. № 10. с 44) ее экспонатов: "...на выставке принимали участие такие художники этого дела (кузовостроения - примеч. авт.), как П. Ильин, Келльнер с сыном из Парижа, Бельвалет, Лабурдет и др..." Журнал отмечал, что иностранцы могли видеть на ее стендах кузова "...московских первоклассных фирм, у которых в свою очередь следует поучиться".

Б. Г. Луцкой за рулем автомобиля собственной конструкции. 1899 г.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru