Человек создает машины, чтобы облегчить труд. И они безотказно помогают шахтерам и кузнецам, колхозникам и землекопам. Но вот могут ли они принести пользу математикам, приняв на себя хотя бы часть их работы? Еще 30-35 лет назад в ответ на такой вопрос последовало бы решительное "нет": уж очень трудно было вообразить себе машину на поприще умственного труда!
Теперь положение изменилось. С каждым днем повышается роль науки - она стала уже непосредственной производительной силой общества. Работникам умственного труда приходится сталкиваться теперь с такими проблемами, которые для "невооруженного" мозга не только отдельного человека, но даже и целого коллектива оказываются непосильными. Если раньше для ускорения вычислений довольствовались такими простыми приспособлениями, как счеты, арифмометр, логарифмическая линейка, то теперь этого уже недостаточно. Ведь считая на арифмометре, не сделаешь в минуту больше трех действий над многозначными числами, а расчет атомного реактора включает в себя более 6 млрд. арифметических действий. Значит, на этот расчет понадобится 2 млрд. минут; а ведь первый миллиард минут с начала нашей эры истек только 29 апреля 1902 г.! Еще труднее поспевать вычислителям при запуске космических кораблей: они должны выдавать результат очень сложных расчетов почти мгновенно, пока ракета не успела еще значительно отклониться от заданной траектории.
Немало задач, превышающих возможности человеческого мозга, возникает и внутри самой математики. Как некоторые физические работы немыслимо выполнять вручную, так не могут быть решены "вмозговую" и некоторые важные проблемы из области умственного труда.
На помощь приходят электронные вычислительные машины (рис. 1, 2 а, 2 б).
2i.SU ©® 2015