2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Произведения русской литературы

СКАЗ О ТУЛЬСКОМ КОСОМ ЛЕВШЕ И О СТАЛЬНОЙ БЛОХЕ Цеховая легенда

Рассказ (1881)

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург. Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелко-скоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастеро-во имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно. Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновскйх банях», остригают и «об-формировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поет на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, даже предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья. Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземноё море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьет. Пьют они до «рижского Динаминде» и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу — в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперченую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но подшкиперу не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечки-на». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слова Левши, то иначе закончилась бы Крымская война.

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своем эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

Мир героев

Александр Павлович — русский император; А. П. представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений. Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, А. П. восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, и не осмеливается противопоставить им изделия и достижения русских людей. «Политик» А. П., остерегающийся испортить отношения с англичанами, противопоставлен своему брату — «патриоту» Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских. Тождество А. П. с реальным императором Александром I. условно.

Левша — тульский оружейник, один из трех мастеровых, исполняющих поручение Платова создать изделие, которое было бы достойно большего удивления, чем микроскопическая танцующая стальная блоха английской работы. Л. вместе с товарищами подковывает блоху. Л. — искусник, посрамитель английских мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец. Образ Л. имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. С одной стороны, Л. — искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Л. и его товарищами блоха перестает исполнять танец. Л. отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Л., думающего лишь о благе родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Л. воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Л. заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.

Трагическая судьба Л. — человека, наделенного талантом, но не имеющего даже собственного имени, — противопоставлена истории приезжающего вместе с ним в Петербург англичанина, заботливо принимаемого в английском посольстве. Безразличие, равнодушие к человеческой личности, определившие горестную судьбу Л., представлены отличительными свойствами русской общественной жизни.

Описание внешности героя ограничивается несколькими значительными деталями: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Физические изъяны Л. придают дополнительное комическое значение его образу, одновременно подчеркивая особую искусность Л.: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. Косоглазие Л. является также своеобразным знаком, печатью изгойства, отверженности.

Л. — также центральный персонаж пьесы Е. Замятина «Блоха»; Замятин придал Л. дополнительные комические черты (откровенную любвеобильность и т. д.), устранил трагический финал.

Николай Павлович — русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Н. П. выступает в роли «патриота». Тождество Н. П. с императором Николаем I условно.

Платов — казачий атаман; сопровождает императора Александра Павловича в поездке в Англию; дает Николаю Павловичу совет обратиться к русским мастерам, которые могут создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная танцующая блоха. П. отдает приказ Левше и двум его товарищам изготовить такую вещь. П. выступает в функции патриота, проницательного изобличителя коварства иностранцев (англичан). Он отворачивает замок у английского пистолета и обнаруживает утаенную англичанами надпись с именем русского мастера-создателя и т. д. П. противопоставлен Александру Павловичу, плененному достижениями английской техники. Черты патриота — радетеля за благо отечества в образе П. мифологизированы.

П. отличают беззаветный патриотизм и прямодушие, из-за которого он теряет благосклонность Николая Павловича, уважение к мастерству простых русских людей; одновременно П. свойственно презрительное отношение к личному достоинству зависящих от него людей, использование побоев и угроз как наилучшей меры воздействия. П. — единственный сановник, попытавшийся помочь вернуться на родину заболевшему Левше. Тождество П. с казачьим атаманом М. И. Платовым, участником Отечественной войны 1812 г., сопровождавшим императора Александра I во время путешествия в Англию, условно.

Чернышев — граф, вельможа при дворе Николая Павловича. Выступает в функции «вредителя», утаивающего от Николая Павловича сообщение Левши, что англичане в отличие от русских ружья кирпичом не чистят. Ч. препятствует доктору Мартын-Сольскому, которому сообщил о чистке ружей умирающий Левша, донести известие до императора. В результате позднее, в Крымской войне, русская армия терпит поражение от англичан, потому что в чищенных кирпичом,, истончившихся ружейных стволах пули не держатся. Тождество Ч. с графом А. И. Чернышевым, военным министром в 1832—1855 гг., условно.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru