Повесть (1865)
Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье ее «за неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит, и остается до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невесткина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свекор грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит. В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свекра белым порошком, припасенным для крыс, и продолжает «али-горию» с Сергеем.
Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует ее к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе».
Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Ляпин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем, Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь всенощной под праздник Введения мальчик остается в доме наедине с любовниками и читает житие святого Федора Стратилата. Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкой. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов, Сергей паникует, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щелку, что в «грешном доме» делается.
Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о Страшном суде признается в убийстве Зиновия Борисовича и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и приговаривают к каторжным работам. Сергей возбуждает сочувствие, а Катерина Львовна ведет себя стойко и даже на родившегося ребенка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключенным присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьется, а в руки не дается».
Катерина Львовна устраивает очередное свидание с любовником, но застает в его объятиях безотказную Фиону и ссорится с Сергеем. Так и не помирившись с Катериной Львовной, Сергей начинает «чепуриться» и заигрывать с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Катерина Львовна решает оставить гордость и мириться с Сергеем, а во время свидания Сергей жалуется на боль в ногах, и Катерина Львовна отдает ему толстые шерстяные чулки. На следующий день она замечает эти чулки на Сонетке и плюет Сергею в глаза. Ночью Сергей вместе с товарищем избивает Катерину Львовну под хихиканье Сонетки. Катерина Львовна выплакивает горе на груди Фионы, вся партия во главе с Сергеем над ней издевается, но Катерина Львовна ведет себя с «деревянным спокойствием». А когда партия переправляется на пароме на другую сторону реки, Катерина Львовна хватает Сонетку за ноги, перекидывается вместе с ней за борт, и обе тонут.
Мир героев
Измайлова Катерина Львовна — молодая (двадцати трех лет) жена богатого купца Зиновия Борисовича Измайлова. В портрете И. выражены привлекательность и чувственность героини: «по наружности женщина очень приятная. <...> Росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы». Страстно полюбившая работника Сергея, И., боясь разоблачения и разлуки с любимым, убивает с его помощью свекра и мужа, а затем лишает жизни малолетнего родственника мужа, Федю Лямина. Бессердечие и сила воли, готовность ради своих целей переступить через все нравственные нормы сочетаются в характере И. с безумной страстью и беззаветной преданностью любимому. Бесчеловечность И. подчеркивается благодаря приемам контраста: И., ожидающая ребенка от Сергея, хладнокровно душит маленького Федю, совершая убийство в канун великого христианского праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Судьба И. после ареста представлена как страшное возмездие за совершенное преступление; И. теряет самое дорогое в жизни — любовь Сергея, который на каторжном этапе сходится с другой осужденной, Сонеткой. На переправе И. сбрасывает в реку Сонетку, топит ее и тонет сама.
В заглавии повести Лесков уподобляет И. леди Макбет, героине трагедии Шекспира «Макбет», побуждающей мужа к совершению вероломных убийств. Образ И. полемически соотнесен с образом героини драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерины Кабановой. Обе героини носят одно и то же имя, обе — купчихи, обе изменяют мужьям с любовниками. Отличие заключается в том, что И. не испытывает семейного гнета, не является жертвой в доме мужа.
У героини Лескова значимое имя. С одной стороны, И., охваченная темной, «инфернальной» страстью, противопоставлена «светлой» и «тихой» Катерине из «Грозы» Островского. Вместе с тем само имя «Екатерина» по-гречески означает «всегда чистая» и как бы олицетворяет жертвенное начало в любви лесковской героини. Отчество И. подчеркивает твердость и мужскую силу ее характера. Фамилия И. свидетельствует о черных, демонических истоках страсти героини: «измаильтянами» в древнерусской словесности назывались восточные, тюркские народы, исповедовавшие ислам. История И. послужила основой для оперы Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова».
Сергей — молодой работник, любовник, а затем муж Катерины Львовны Измайловой, совершающий вместе с ней убийства ее родственников. Последнее из трех преступлений (убийство мальчика Феди Лямина, получившего основную часть состояния Измайловых) Катерина Измайлова совершает ради С., который жаждал стать единственным наследником. Сила воли, беззаветная страсть и забота Катерины о С. противопоставлены его слабоволию и эгоистической и неглубокой натуре. На следствии он называет И. соучастницей всех преступлений, на каторжном этапе пренебрегает любовью И., издевается над ней и сходится с Сонеткой.
Сонетка — молодая каторжница, с которой сходится на этапе Сергей, оставляя Катерину Измайлову. Измайлова топит С, в реке, погибая вместе с ней. Корыстная С., получающая от Сергея подарки, контрастирует с беззаветно любящей Измайловой. Жестоко издевающаяся над униженной Измайловой, С. противопоставлена солдатке Фионе, мимолетной любовнице Сергея, сострадающей Катерине. Свидетельство жестокого, злого нрава — миниатюрная фигура, худоба С. (Худоба представлена как признак злого характера и в некоторых других произведениях Лескова.)
2i.SU ©® 2015