КРАТКАЯ ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. П. ЧЕХОВА
1860, 17 (29) января В г. Таганроге в купеческой семье родился А. П. Чехов. Запись в метрической книге Таганрогской соборной церкви: «1860 года месяца Генваря 17-го дня рожден, а 27-го крещен Антоний; родители его: таганрогский купец третьей гильдии Павел Георгиевич Чехов и законная жена его Евгения Яковлевна» (И. А. Бунин «О Чехове»). 1869— 1879 Учеба в Таганрогской гимназии. 1876— 1877 Драма «Безотцовщина» (время написания точно не установлено). 1879 сентябрь Переезд в Москву. Начало учебы в Московском университете на медицинском факультете.
1879—1884 В студенческие годы Чехов начина-ет печатать маленькие рассказы в юмористических изданиях «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» (псевдонимы: Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и др.).
1884 В «Списке лиц, окончивших курс и удостоенных степени лекаря», на 42-й странице, под номером 197, значилось: «Чехов Антон (Таганрогской гимназии)».
1880 Напечатан первый рассказ «Письмо к ученому соседу».
1881 Рассказ «Петров день».
1882 «Скверная история», «Ярмарка», «Барыня», «Цветы запоздалые».
1883 «Толстый и тонкий», «Рассказ, которому трудно подобрать название», «В бане», «Нарвался», «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона».
1884 «Маска», «Экзамен на чин», «Жалобная книга», «Хамелеон», «Хирургия».
1884, лето Выход первой книжки А. П. Чехова « Сказки Мельпомены », куда вошли рассказы, связанные с театром.
1885 «Егерь», «На чужбине», «Свистун», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Лошадиная фамилия ».
1886 Выход в свет сборника «Пестрые рассказы», на титуле после псевдонима — в скобках — стояло настоящее имя автора.
1887 Сборник «В сумерках» (за этот сборник молодому писателю была присуждена Пушкинская премия).
Весна Поездка в Таганрог на Пасху. Начало систематического сотрудничества с журналом «Новое время» А. С. Суворина. Пьеса «Иванов».
1888 Сборник «Рассказы», повесть «Степь», рассказ «Припадок», пьеса «Леший» (первоначальный вариант «Дяди Вани»).
1889 «Скучная история», «Учитель словесности», водевили «Предложение» и «Медведь», вторая редакция пьесы «Дядя Ваня».
1890, 19 апреля Отъезд на Сахалин, проводы на Ярославском вокзале. Во время поездки Чехов ведёт путевые заметки, на Сахалине проводит перепись населения (составлено более 10 000 карточек).
5 декабря Возвращение с Сахалина морским путем через Владивосток, Цейлон, Суэцкий канал, Средиземное и Черное моря.
1891 Повесть «Дуэль».
1892 Повесть «Палата № 6», рассказ .«Попрыгунья». Покупка имения Мелихово в Подмосковье.
1892—1898 Мелиховский период жизни и творчества, здесь написаны рассказы «Черный монах», «Мужики», «Ионыч», «Человек в футляре», пьеса «Чайка».
1894 Рассказы: «Студент», «Учитель словесности», «Скрипка Ротшильда» . Поездка за границу, посещение Вены, Венеции, Генуи, Милана, Ниццы.
1895 Вышли книги «Остров Сахалин», «В русской стране», повесть «Три года».
1896 Рассказ «Дом с мезонином», пьесы «Дядя Ваня», «Чайка».
17 октября Провал премьеры «Чайки» в Александрийском театре в Петербурге.
1898, 17 декабря Грандиозный успех «Чайки» на сцене Московского Художественного театра в постановке К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
1898 «Случай из практики», «Крыжовник».
1898—1899 Переезд в Ялту, строительство дома.
1899 «Душечка», «Дама с собачкой».
1900 «В овраге». Избрание А. П. Чехова академиком по разряду изящной словесности.
Апрель Приезд в Ялту к Чехову труппы Московского Художественного театра с целью показать Антону Павловичу постановки пьес «Чайка» и «Дядя Ваня».
1901, 25 мая Женитьба на О. Л. Книппер,
1901 31 января Пьеса «Три сестры».
Премьера «Трех сестер» на сцене Московского Художественного театра.
1901—1902, осень, зима Встречи с Л. Н. Толстым в Гаспре (крымское имение гр. Паниной).
1902 Отказ от звания академика (совместно с В. Г. Короленко) в связи с неизбранием в академию М. Горького.
Июль Посещение К. С. Станиславского в его имении Любимовке.
1903 Пьеса «Вишневый сад», рассказ «Невеста».
1904, 17 января Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре. После третьего акта торжественно отмечалось 25-летие литературной деятельности А. П. Чехова. В зале присутствовали С. В. Рахманинов, В. Я. Брюсов, Андрей Белый, М. Горький, Ф. И. Шаляпин.
1904, май Возвращение из Ялты в Москву. Начало июня По совету московских врачей А. П. Чехов вместе с женой Ольгой Леонардовной выехал на курорт Баденвейлер, на юге Германии.
В ночь на 2 июля А. П. Чехов скончался в Баденвейлере.
9 июля Похороны на Новодевичьем кладбище в Москве.
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
И. А. Бунин
Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря, в уездном городе, глухом в ту пору, и характер этой скучной страны немало, должно быть, способствовал развитию его прирожденной меланхолии. Печальная, безнадежная основа его характера происходила еще и от того, что в нем, как мне всегда казалось, было довольно много какой-то восточной наследственности, — сужу по лицам его простонародных родных, по их несколько косым и узким глазам и выдающимся скулам. И сам он делался с годами похож на них все больше и состарился душевно и телесно очень рано, как и подобает восточным людям. Чахотка чахоткой, но все же не одна она была причиной того, что, будучи всего сорока лет, он уже стал похож на пожилого монгола своим желтоватым, морщинистым лицом. А детство? Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая, со сжатым ртом, с прямой удлиненной губой мать, «истовый и строгий» отец, заставлявший старших сыновей пo ночам петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами, как какой-нибудь зверь; требовавший с самого нежного возраста, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского oкa» в лавке. И чаще всего страдал Антоша, — наблюдательный отец сразу отметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда нужно было куда-нибудь ему отлучиться. Единственное оправдание — если бы не было церковного хора, спевок, то и не было бы рассказов ни «Святой ночью», ни «Студента», ни «Святых гор», ни «Архиерея», не было бы, может быть, и «Убийства» без такого его тонкого знания церковных служб и простых верующих душ. Сидение же в лавке дало ему раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов. Конечно, кроме лавки, помогло еще узнать людей и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывал себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в «мелкой прессе», где человеческие недостатки и даже пороки не очень скрываются. Он назвал эту среду « кичеевщиной », по фамилии Петра Кичеева, «типичного представителя продажной мелкой прессы». Помогла и профессия врача. Он чуть ли не с первых курсов стал летом работать в земских больницах в Новом Иерусалиме, в Воскресенске. Eго брат, Иван Павлович, получил место учителя в церковно-приходской школе, квартира была из четырех комнат, и семья Чеховых на лето приезжала к нему.
Потом они снимали флигель на летние месяцы в Бабкине, имении Киселевых, с которыми они очень сдружились. Это была уже подмосковная. Отец М. В. Киселевой, Бегичев, был директором Малого театра, а потому у Киселевых вечно бывали актеры, музыканты, певцы, художники. У них Чехов вошел вместе с Марьей Павловной, которая очень подружилась с М. В. Киселевой, в артистическую среду, часто много слушал там у них серьезную музыку.
При его восприимчивости и наблюдательности семь лет в этих местах дали ему как писателю очень много. Ведь и «Унтер Пришибеев» оттуда, и «Дочь Альбиона», и «Егерь», и «Злоумышлен-лик», и «Хирургия», и «Налим»...
Он горячо любил литературу, и говорить о писателях, восхищаться Мопассаном, Флобером или Толстым было для него наслаждением. Особенно часто он с восторгом говорил именно о них, да еще о «Тамани» Лермонтова.
— Не могу понять, — говорил он, — как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!
Но его разговоры о литературе были совсем не похожи на те обычные профессиональные разговоры, которые так неприятны своей кружковой узостью, .мелочностью своих чисто практических и чаще всего — личных интересов. Будучи прежде всего литератором, Чехов, однако, настолько резко отличался от большинства пишущих, что к нему даже не шло слово «литератор», как не идет оно, например, к Толстому. И поэтому разговоры о литературе Чехов заводил только тогда, когда знал, что его собеседник любит в литературе прежде всего искусство, бескорыстное и свободное.
— Никому не следует читать своих вещей до напечатания,— говорил он нередко. — А главное, никогда не следует слушать ничьих советов. Ошибся, соврал — пусть и ошибка будет принадлежать только тебе. После тех высоких требований, которые поставил своим мастерством Мопассан, трудно работать, но работать все же надо, особенно нам, русским, и в работе надо быть смелым. Есть большие собаки и есть маленькие собаки, но маленькие не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять — и лаять тем голосом, какой господь бог дал.
Все, что совершалось в литературном мире, было очень близко его сердцу, и много волнений пережил он среди той глупости, лжи, манерности и фокусничества, которые столь пышно цветут теперь в литературе. Но никогда я не замечал в его волнениях мелочной раздражительности, и никогда не примешивал он к ним личных чувств. Почти про всех умерших писателей говорят, что они радовались чужому успеху, что они были чужды самолюбия, и поэтому, если бы у меня была хоть тень сомнения относительно писательского самолюбия Чехова, я совсем не затронул бы вопроса о самолюбиях. Но он действительно радовался от всего сердца всякому таланту, и не мог не радоваться: слово «бездарность» было, кажется, наивысшей бранью в его устах. К своим же успехам и неуспехам он относился так, как мог относиться только он один.
М. П. Чехова
Живя зиму 1898/99 года в Ялте, Антон Павлович сам следил за ходом постройки, почти ежедневно бывая на строительстве. Весной он уже начал сажать первые деревья в саду, придавая этому делу большое значение. Безгранично любя природу, брат хотел создать в Ялте цветущий уголок вокруг своего дома. Так же как в свое время и в Мелихове, он и здесь, в Ялте, целые дни проводил в саду за посадкой деревьев, кустарников, цветов. Он вел большую переписку с магазинами, садоводствами, выписывая самые различные семена и посадочные материалы, причем Антону Павловичу хотелось вырастить в своем саду и лиственные деревья из среднерусской полосы с опадающими на зиму листьями, и в то же время, интересуясь субтропическими растениями, он посадил мушмулу, японскую хурму, маслины и даже лимон и эвкалипт. Брат всегда любил розы и множество сортов их посадил в ялтинском саду, некоторые из них даже впервые вводя в Крыму. Он сам ухаживал за ними, не позволяя никому другому.
Часто бывавший у нас в Ялте писатель А. И. Куприн рассказывал, как Антон Павлович говорил ему о своем стремлении к преобразованию природы, окружающей человека: «При мне
здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли, через триста—четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна». Я не присутствовала при этом разговоре, но в этих словах узнаю моего брата, так искренно верившего в будущую прекрасную жизнь человечества.
А. И. Куприн
Я думаю, что всегда, с утра до вечера, а может быть, даже и ночью, во сне и бессоннице, совершалась в нем незримая, но упорная, порою даже бессознательная работа — работа взвешивания, определения и запоминания. Он умел слушать и расспрашивать, как никто, но часто, среди живого разговора, можно было заметить, как его внимательный и доброжелательный •взгляд вдруг делается неподвижным и глубоким, точно уходил куда-то внутрь, созерцая нечто таинственное и важное, совершавшееся в его душе. Тогда-то А. П. Чехов и делал свои странные, поражавшие неожиданностью, совсем не идущие .к разговору вопросы, которые так смущали многих. Только что говорили и еще продолжают говорить о неомарксистах, а он вдруг спрашивает: «Послушайте, вы никогда не были на конском заводе? Непременно поезжайте. Это интересно» Или вторично предлагал вопрос, на который только что получил ответ.
Внешней, механической памятью Чехов не отличался. Я говорю про ту мелочную память, которой так часто обладают в сильной степени женщины и крестьяне и которая состоит в запоминании того, кто как был одет, носит ли бороду и усы, какая была цепочка от часов и какие сапоги, какого цвета волосы. Просто эти детали были для него неважны и неинтересны. Но зато он сразу брал всего человека, определял быстро и верно, точно опытный химик, его удельный вес, качество и порядок и уже знал, как очертить его главную, внутреннюю суть двумя-тремя штрихами...
Я не хочу сказать, что он искал, подобно другим писателям, моделей. Но мне думается, что он всюду и всегда видел материал для наблюдений, и выходило у него это поневоле, может быть, часто против желания, в силу давно изощренной и никогда не искоренимой привычки вдумываться в людей, анализировать их и обобщать. В этой сокровенной работе было для него, вероятно, все мучение и вся радость вечного бессознательного процесса творчества.
Ни с кем не делился он своими впечатлениями, так же Как никому не говорил о том, что и как собира.ется он писать. Также чрезвычайно редко сказывался в его речах художник и беллетрист. Он, отчасти нарочно, отчасти инстинктивно, употреблял в разговоре обыкновенные, средние, общие выражения, не прибегая ни к сравнениям, ни к картинам. Он берег свои сокровища в душе, не позволяя им расточаться в словесной пене, и в этом была громадная разница между ним и теми беллетристами, которые рассказывают свои темы гораздо лучше, чем их пишут.
Происходило это, думаю, от природной сдержанности, но также и от особенной стыдливости. Есть люди, органически не переносящие, болезненно стыдящиеся слишком выразительных поз, жестов, мимики и слов, и этим свойством А. П. обладал в высшей степени. Здесь-то, может быть, и кроется разгадка его кажущегося безразличия к вопросам борьбы и протеста и равнодушия к интересам злободневного характера, волновавшим и волнующим всю русскую интеллигенцию. В нем жила боязнь пафоса, сильных чувств и неразлучных с ним несколько театральных эффектов.
К. С. Станиславский
Однажды вечером мне передали по телефону просьбу Чехова заехать к нему по делу. Я бросил работу, помчался и застал его оживленным, несмотря на болезнь. По-видимому, он приберегал разговор о деле к концу, как дети вкусное пирожное. Пока же, по обыкновению, все сидели за чайным столом и смеялись, так как там, где Чехов, нельзя было, оставаться скучным. Чай кончился, и Антон Павлович повел меня в свой кабинет, затворил дверь, уселся в свой традиционный угол дивана, посадил меня напротив себя и стал в сотый раз убеждать меня переменить некоторых исполнителей в его новой пьесе, которые, по его мнению, не подходили. «Они же чудесные артисты», — спешил он смягчить свой приговор.
Я знал, что эти разговоры были лишь прелюдией к главному делу, и потому не спорил. Наконец мы дошли и до дела. Чехов выдержал паузу, стараясь быть серьезным. Но это ему не удавалось — торжественная улыбка изнутри пробивалась наружу.
— Послушайте, я же нашел чудесное название
для пьесы. Чудесное! — объявил он, смотря на меня в упор.
— Какое? — заволновался я.
— Вишневый сад, — и он закатился радостным
смехом.
Я не понял причины его радости и не нашел ничего особенного в названии. Однако чтоб не огорчить Антона Павловича, пришлось сделать вид, что его открытие произвело на меня впечатление. Что же волнует его в новом заглавии пьесы? Я начал осторожно выспрашивать его, но опять натолкнулся на эту странную особенность Чехова: он не умел говорить о своих созданиях. Вместо объяснения Антон Павлович начал повторять на разные лады, со всевозможными интонациями и звуковой окраской:
— Вишневый сад. Послушайте, это чудесное название! Вишневый сад. Вишневый!
Из этого я понимал только, что речь шла о чем-то прекрасном, нежно любимом: прелесть названия передавалась не в словах, а в самой интонации голоса Антона Павловича. Я осторожно намекнул ему на это; мое замечание опечалило его, торжественная улыбка исчезла с его лица, наш разговор перестал клеиться, и наступила неловкая пауза.
После этого свидания прошло несколько дней или неделя... Как-то во время спектакля он зашел ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу. Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его липу можно было угадывать, удачно или неудачно кладешь на лицо краску.
— Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад, — объявил он и закатился смехом.
В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук «ё» в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушил в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишнёвый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишневый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития странй требует этого.
Сравнивая, как держал себя на репетициях Чехов, с тем, как вели себя другие авторы, удивляешься необыкновенной скромности большого человека и безграничному самомнению других, гораздо менее значительных писателей. Один из них, например, на мое предложение сократить многоречивый, фальшивый, витиеватый монолог в его пьесе сказал мне с горечью обиды в голосе:
— Сокращайте, но не забывайте, что вы ответите перед историей.
Напротив, когда мы дерзнули предложить Антону Павловичу выкинуть целую сцену — в конце второго акта «Вишневого сада», — он сделался очень грустным, побледнел от боли, которую мы ему причинили тогда, но, подумав и оправившись, ответил:
— Сократите!
И никогда больше не высказал нам по этому поводу ни одного упрека.
Б. К. Зайцев
Именно эти три года — наибольшая его слава, проявление любви к нему, даже обожание. «Три сестры» и «Вишневый сад», прелестные вещи, как «Архиерей»... и болезнь, быстро съедавшая. Чехов жил.в Аутке, как в санатории. В Москву всегда его тянуло, особенно зимой, когда театр: там и играла О. Л. Книппер, на которой только что он женился. Иногда он в Москву «сбегал», всегда к ущербу для здоровья. В Москве любил то, чего теперь как раз нельзя было: морозы, ресторан «Эрмитаж», красное вино.
И когда раз зимой, кажется в 1903 году, встретил я его на «Среде» у Телешова, Чехов был неузнаваем. В огромную столовую Николая Дмитриевича на Чистых прудах ввела под руку к ужину Ольга Леонардовна поседевшего, худого человека с землистым лицом. Чехов был уже иконой. Вокруг него создавалось некое почтительное «мертвое пространство» — впрочем, ему трудно было бы и заполнить его по слабости. Он сидел в центре стола. За веселым ужином почти и не ел и не пил. Только покашливал да поправлял волосы на голове. В январе 1904 года, в день его именин, шел впервые с триумфом «Вишневый сад». Чехов кланялся ео сцены, через силу улыбался. А спустя полгода в Баденвейлере сказал: «Ich sterbe», вздохнул и умер.
Мы похоронили его в Москве в светлый день июля. На руках несли гроб с Николаевского вокзала и много плакали. Плакать было о ком — не пожалеешь тех слез. Долго шла процессия, через всю Москву, которую так любил покойный. Служили литии — одну у Художественного театра. И лег прах его в родную землю Новодевичьего монастыря. Дождь прошумел на кладбище, а потом светлей закурились в выглянувшем солнце купола. И ласточки под крестами прореяли.
В. Г. Короленко
...Передо мною был молодой и еще более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное, что я не мог определить сразу и что впоследствии, по-моему очень метко, определила моя жена, тоже познакомившаяся с Чеховым. По ее мнению, в лице Чехова, несмотря, на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Вообще, в это первое свидание Чехов произвел на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, крторым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону. Общее впечатление было цельное и обаятельное, несмотря на то что я сочувствовал далеко не всему, что было написано Чеховым.
В. Розанов
НАШ «АНТОША ЧЕХОНТЕ»
Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенно изображение обыкновенной жизни. «Без героя» — так можно озаглавить все его сочинения и про себя добавить не без грусти: «без героизма». В самом деле, такого отсутствия крутой волны, большого вала, как у Чехова, мы, кажется, ни у кого еще не встречаем: И как характерно, что самый даже объем рассказов у Чехова — маленький. Какая противоположность многотомным романам Достоевского, Гончарова; какая противоположность вечно героическому, рвущемуся в небеса Лермонтову...
У Чехова все стелется по земле. Именно даже не идет, а стелется... Вернее, растет по земле. Как жизни, как природа, как все.
М. Горький
Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.
Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, ее он осмеивал и ее изббражал бесстрастным, острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже— с блеском... И пошлость за это отомстила ему скверненькой выходкой, положив его труп — труп поэта — в вагон для перевозки «устриц».
Грязно-зеленое пятно этого вагона кажется мне именно огромной, торжествующей улыбкой пошлости над уставшим врагом, а бесчисленные «воспоминания» уличных газет — лицемерной грустью, за которой я чувствую холодное, пахучее дыхание все той же пошлости, втайне довольной смертью врага своего.
Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, тесные дома, серенькие люди. Все так странно — одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали — пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает «Душечка» — милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба» Рядом с ней грустно стоит Ольга из «Трех сестер»: она тоже много любит и безропотно подчиняется капризам развратной и пошлой жены своего лентяя брата, на ее глазах ломается жизнь ее сестер, а она плачет и никому ничем не может помочь, и ни одного живого, сильного слова протеста против пошлости нет в ее груди.
К. Федин
Современники Чехова говорят нам о нем как о натуре исключительной мягкости, о человеке целомудренной скромности и простоты. Это несомненно так, но несомненно и то, что этими покоряющими чертами не исчерпывается большой, сложный характер Чехова.
Мягкий Чехов обладал вдохновенной силой воли, умением делать только то, что желал делать как художник, — он был всегда последователен и настолько суров к себе, к своей писательской работе, к своему общественному поведению, что только редкие деятели литературы могли в этом отношении стать с ним в ряд.
В период почти повальной моды на декадентские писания Чехов никогда не изменил своему тонкому и строгому таланту реалиста. В то время, когда и на Западе и в старой России чуть ли не высшим грехом считалось, если писатель не мог «отрешиться от морали», Чехов мечтал о человеке прозрачной морали, о той высокой нравственности, когда господином жизни станет разумный труд и мир будет осмыслен общим счастьем. В то время, когда модные поэты тех лет были аффектированны, напыщенны, Чехов был прост, ясен, и никто так не высмеял претензий и ходулей, как он. Когда наиболее изощренные, проповедники декаданса звали читателя назад, во тьму древности, где будто бы только и пребывал «сильный человек», Чехов думал о будущем, свободном от бесправия, мещанства,-пошлости, о людях с прекрасной душой, прекрасными мыслями.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ
1. «Есть ли у господина Чехова идеал?» (А. М. Скабичевский, современник А. П. Чехова).
2. Творения Чехова — художественный памятник своей эпохи (Россия конца XIX столетия).
3. Природа юмора в ранних рассказах Чехова.
4. «Несравненный художник жизни» (Л.Н. Толстой).
5. Роль пейзажа в повести А. П. Чехова «Ионыч».
6. Художественная деталь в рассказах А. П. Чехова.
7. Образ «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.
8. Гуманизм творчества А. П. Чехова.
9. Образ уходящей России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
10. Что превратило доктора Старцева в Ионыча?
11. Что символизирует вишневый сад для каждого из героев пьесы и ее автора?
12. «Идет новый хозяин!» (Мое отношение к Лопахину).
13. Читая А. П. Чехова...
14. Мои любимые страницы рассказов А. П. Чехова.
15. Тема будущего в пьесах А. П. Чехова. 16. «Его врагом была пошлость...» (А. М. Горький).
17. Осуждение равнодушия, бездуховности и мещанства в рассказах А. П. Чехова 1890-х гг.
18. Жанровое своеобразие пьесы Чехова «Вишневый сад».
19. Комическое и драматическое в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
20. Прекрасное и пошлое в героях А. П. Чехова.
21. Эволюция образа «лишнего человека» в русской литературе (на примере произведений А. П. Чехова).
22. Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.
23. Проблема духовной деградации личности в повести А. П. Чехова «Ионыч».
24. Авторская позиция в цикле «футлярная жизнь» А. П. Чехова.
25. Время и память в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
26. «Где жизнь, там и поэзия» (В. Г. Белинский).
27. «Чехов — неисчерпаем...» (К. С. Станиславский).
28. «J-Сак стилист Чехов недосягаем» (М. Горький).
29. Размышления над страницами пьесы «Три сестры» («Дядя Ваня», «Вишневый сад»).
30. Драмы и комедии жизни (по пьесам А. П. Чехова).
31. «В человеке все должно быть прекрасно...» (А. П. Чехов).
32. Смешное и грустное в произведениях А. П. Чехова.
33. Согласны ли вы с утверждением Л. Н. Толстого, что «Чехов — это Пушкин в прозе»?
34. Юмор Чехова в изображении обыденных сторон жизни.
35. Русская интеллигенция в творчестве А. П. Чехова.
36. Особенности драматургического конфликта в пьесах А. П. Чехова.
37. Композиционное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ
Как стилист Чехов недосягаем. М. Горький
НЕСРАВНЕННЫЙ ХУДОЖНИК ЖИЗНИ
(Л. Н. Толстой)
1. «Краткость — сестра таланта». Чехов-новеллист.
2. Значение детали в рассказах А. П. Чехова. («...У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова...» «Чайка».)
3. Особенности языка Чехова:
а) красота и простота чеховской речи;
б) способы достижения эффекта простонародности в речи персонажей (отсутствие искажений типа «шашнадцать»).
4. Чехов тонко чувствует слово. Он открывает удивительные возможности обычных суффиксов. («Этакая блондиночка с носиком... с пальчиками... Душечка моя!..» «Счастливчик».)
5. «Говорящие» фамилии дополняют характеристику персонажей.
6. Цветопись как прием раскрытия духовного мира героя (темные очки Беликова, тусклые, безжизненные краски при описании его внешности усиливают ощущение его внутренней пустоты, мертвенности), «говорящие краски».
7. Функция пейзажа у Чехова.
8. Особенности чеховского психологизма, роль подтекста, «подводного течения». («Осетрина-то с душком!» «Дама с собачкой».)
9. Чехов — один из самых «читаемых авторов современности... достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще» (Л. Н. Толстой).
ПРОБЛЕМА ДУХОВНОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОВЕСТИ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»
I. Воспроизведение действительности, будничных, повседневных явлений жизни — главная художественная задача А. П. Чехова.
II. Нравственная эволюция героя повести «Ионыч».
1. Развитие А. П. Чеховым толстовского принципа «диалектика души» в повести «Йоныч».
2. Доктор Старцев в начале повести.
3. Быт и интересы обывателей губернского города С.
4. Самая «образованная и талантливая» семья в городе.
5. Испытание любовью.
6. Роль художественной детали в изображении пути героя от Старцева к Ионычу.
7. Кто виноват в духовной деградации Дмитрия Ионовича Старцева.
III. «Ионыч» — живое предупреждение об опасности, грозящей вырождением личности, влекущей за собой духовное падение всего, общества.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННОГО
РАСПАДА ЛИЧНОСТИ
(По рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
I. Чехов — непримиримый обличитель пошлости обыденной жизни.
П. Атмосфера губернского города С.
1. Семья Туркиных как «вершина» духовной жизни города.
2. Неподвластность города С. времени.
3. Зримое распространение апатии и безмыслия.
III. Дмитрий Ионович Старцев — «маленький человек»?
1. Труд — еще не панацея от духовного омертвения.
2. «Заела среда»?
3. Виноват ли сам Старцев?
IV. Емкость чеховской художественной формы.
1. Кольцевая композиция рассказа.
2. Динамизм нравственных характеристик персонажей.
3. Искусство передачи внутреннего мира через внешнюю деталь.
4. Максимальный объективизм повествования.
V. Чеховский призыв к ответственности.
НОВАТОРСТВО ЧЕХОВА-ДРАМАТУРГА
(По пьесе «Вишневый сад»)
I. «Вишневый сад»— лебединая песня Чехова.
И. «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни...» (А. П. Чехов).
1. Внешняя обыденность внутреннего драматизма.
2. Напряжение внутреннего драматизма.
3. Основной конфликт чеховской драматургии — конфликт людей с окружающей жизнью.
III. Трагедия или водевиль?
1. Почему К. С. Станиславский увидел в пьесе Чехова «тяжелую драму русской жизни»?
а) Жизнь всех персонажей (за исключением Ани) разбита или надтреснута.
б) Обреченность Раневской и Гаева.
в) Счастлив ли Лопахин?
г) Герой ли Петя Трофимов?
д) Шарлотта, Фирс и другие.
2. Тонкость чеховского комизма.
3. Свобода от жанровых условностей. IV. Символика «Вишневого сада». 1. Связь судьбы вишневого сада с судьбами персонажей.
а) Раневская и Гаев нежно любят сад, не могут продать и в итоге его теряют.
б) Лопахин сохраняет сад, но при этом рубит его.
в) Аня и Петя мечтают о новом саде и забывают об уже существующем.
2. Роль пейзажа в пьесе.
3. Пластичность и конкретность символической детали и реплики (звук струны, стук топора, «Кого?», «Человека забыли!», «Желтого в середину...» и т. д.).
V. Театр Чехова в XX в.
«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
I. Изображение «маленького человека» — одна из основных тем русской литературы, проявление гуманизма и демократизма русских писателей.
II. «Маленький человек» как понятие социальное и морально-психологическое в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.
1. Трагическая судьба «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»).
2. «Шинель» Гоголя — школа для русских писателей (приниженность Акакия Акакиевича Башмачкина, неспособность его противостоять грубой силе; бунт на коленях).
3. Капитан Копейкин — «маленький человек» в мире власть имущих («Мертвые души»).
4. Изображение Макара Девушкина в романе «Бедные люди» — продолжение традиций «Шинели» Гоголя и в то же время новый аспект в изображении героя: раскрытие Достоевским
глубоких и сильных чувств «униженных и оскорбленных».
5. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» (Мармеладов — жертва в обществе произвола и беззакония).
6. Деградация «маленьких людей» в произведениях А. П. Чехова: превращение в обывателей (Беликов из рассказа «Человек в футляре», Николай Иванович в «Крыжовнике»), в лакеев (Червяков в «Смерти чиновника», Порфирий в рассказе «Толстый и тонкий»).
7. «Скучно вы живете, господа» (осуждение Чеховым «маленьких людей», смирившихся со своим положением).
III. Общие приемы типизации «маленького человека» в русской литературе: портрет, монолог, поступки, сопоставления и противопоставления, деталь, рассказ в рассказе, интонация повествования, пейзаж.
IV. Есть ли проблемы «маленького человека» в современной литературе?
V. Человек не должен быть маленьким (Чехов: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»).
ВРЕМЯ И ПАМЯТЬ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»
...Главное невидимо действующее лицо в чеховских пьесах, как и во многих других произведениях, — беспощадно уходящее время.
В. В. Курдюмов
I. Три сценических часа в «Вишневом саде» вбирают пять месяцев жизни героев и почти целое столетие: прошлое, настоящее и будущее России.
1. «Время не ждет» — этот мотив многократно звучит в тексте и подтексте пьесы. (Персонажи пьесы постоянно испытывают тревогу, как бы не опоздать на поезд, получить бы вовремя деньги от ярославской бабушки. Они то и дело смотрят на часы, постоянно звучат слова: «Который час?», «До поезда осталось 47 минут!», «...Через 20 минут на станцию ехать», «Минут через десять давайте уже в экипажи садиться».)
2. Герои живут лишь этим днем, этим часом, этой минутой, но «опаздывают» жить и создают для себя иллюзию неподвижности времени.
3. Роковая дата «22 августа» висит над действующими лицами, о ней постоянно напоминает Лопахин, эта дата вызывает все нарастающее беспокойство, смутные догадки о неумолимости времени, но люди бездеятельны, пытаются «обмануть память», забыться.
4. «Жизнь переступает через эту дату», по-своему распорядится судьбами людей, невластных над временем.
5. В «Вишневом саде» в небольшой временной отрезок (май — октябрь) вместилась вся жизнь героев, их память о прошлом, настоящее и будущее, вместилось и движение исторической жизни от предреформенной поры до конца XIX в.
6. Временная протяженность — и в возрастном диапазоне трех поколений (Ане 17 лет, Гаеву 51 год, Фирсу 87 лет). Упоминаются в ходе пьесы дед и прадед Ани, отец и дед Лопахина.
7. Память о давно прошедшем хранят немые свидетели: «старая, покосившаяся, давно заброшенная часовенка», книжный шкаф столетней давности, «старинная ливрея,Фиреа».
8. Точка отсчета времени — настоящее, от него внимание читателя направляется то к прошлому (воспоминания Раневской, Лопахина, Фирса), то к будущему (Петя, Аня, надежды и мечты других героев).
9. Будущее в пьесе неясно, полно тайн, «увлекает и манит». Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ исторической и личной памяти, вечного обновления жизни.
II. «Мало найдется пьес, которые дают нам такое «физическое» ощущение текучести времени», — писал о «Вишневом саде» французский режиссер Жан-Луи Барро.
Лирический и трагический реализм А. П. Чехова открыл современникам время, в котором они живут, представил героев— истинных детей переломного времени. Они не принимают идеалов, лишившихся жизненности, но и не могут жить без идеалов, мучительно ищут их в памяти о прошлом или в страстных мечтах о будущем.
Творчество Чехова в высочайшей мере отвечало его эпохе, самой потребности людей постигать жизнь, быть причастными к ходу истории, искать разумной цели существования, средств изменения «нескладной» жизни и путей к будущему. Этим он особенно близок и нашим современникам.
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
1. Чьи это слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
2. Кто это: «...постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед — того.и,гляди хрюкнет в одеяло»?
3. О ком это: «...ходила по саду, по улице, глядела на дома, на серые заборы, и ей казалось, что в городе все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего. О, если бы поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным!»?
4. Найдите ошибку: В пьесе «Вишневый сад» один из героев говорит: «Сад действительно прекрасный, образцовый... это не сад, а целое учреждение, имеющее высокую государственную важность...»
5. Найдите ошибку: В пьесе «Вишневый сад» один из героев говорит: «...ты посмотри на меня: я сам все делаю. Я работаю с утра до ночи».
6. Какой из рассказов А. П. Чехова заканчивается словами: «Мисюсь, где ты?»
7. Чей это портрет: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»?
8. Когда и в каком театре была впервые поставлена пьеса «Чайка»?
9. Чем прославился Митя Кулдаров из рассказа «Радость»?
10. В чем, по мнению героя рассказа «Дом с мезонином» Белокурова, заключается хорошее воспитание?
11. Какой рассказ А. П. Чехова вызвал особенный восторг Л. Н. Толстого? (До словам его дочери Татьяны Львовны, Лев Николаевич читал его «четыре вечера подряд вслух и говорил, что поумнел от этой вещи».)
12. Каким было название первого сборника рассказов А. П. Чехова?
13. С кем из великих русских художников-пейзажистов был дружен А. П. Чехов?
14. Какую известную басню диктовала героиня рассказа «Дом с мезонином» Лида Волча-нинова, обучая грамоте деревенскую девочку?
15. За какой сборник рассказов молодому писателю А. П. Чехову была присуждена Пушкинская премия?
16. Какие рассказы А. П. Чехова составляют маленькую трилогию?
17. На занавесе какого театра изображена чайка? Почему?
18. Назовите последний рассказ А. П. Чехова.
19. «Собираясь идти на экзамен греческого языка... перецеловал все иконы. В животе у него перекатывало, под сердцем веяло холодом, само сердце стучало и замирало от страха перед неизвестностью». О ком и где это сказано?
20. Как зовут сестер в пьесе А. П. Чехова «Три сестры»?
21. Кто и в каком рассказе рассуждает о рыбной ловле: «Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выползка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила?»
22. Кому из героев А. П. Чехова было назначено свидание на кладбище?
23. В названиях каких чеховских рассказов упоминаются музыкальные инструменты?
24. Кто в своей речи употреблял слова: «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?
25. В каком рассказе по отношению к одному и тому же персонажу в течение одного вечера были сделаны следующие замечания:
— Я просил бы вас потише... Здесь читальня,
а не буфет... Здесь не место пить.
— Очевидно, этот самодур не понимает,
что он не в хлеву!
— Прошу вас выйти отсюда!
— Не прикажете ли вас домой проводить?..
— Мне руку подал на прощанье... Значит,
ничего, не сердится...
— Дай-то бог!.. Негодяй, подлый человек,
но ведь— благодетель!.. Нельзя!
26. Найдите ошибки в следующих названиях: «Письмо к ученому собрату», «Упитанный и тощий», «Жалобная песня», «Терапия», «Прапорщик Пришибеев», «Дама с кошечкой», «Трамвай №6», «Шиповник», «Учитель математики», «Дом с балконом», «Человек в коробке», пьеса «Альбатрос», пьеса «Три брата»,
27. Какую мелодию никак не мог вспомнить в музыкальном магазине герой рассказа «Забыл!!» Иван Прохорыч Гауптвахтов?
28. Найдите ошибку:
— Чего изволите-с? — спросил... вставая
и вытягиваясь и струнку.
— Трагедию представь!
— Слушаю!
...вытянулся, нахмурился, поднял вверх
руку, скорчил рожу и пропел сиплым дребезжащим голосом:
— Умри, вероломная! Крови жажду!! Кто
из героев «Ионыча» здесь изображен?
29. «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола»... Но вдруг...» Что произошло в дальнейшем с И. Д. Червяковым?
30. В каком юмористическом рассказе встретились ящерица и собака? Как ящерица могла повлиять на судьбу собаки?
31. Кто выслуживался перед начальством, бегал вокруг стола и, кукарекая, зарабатывал себе чин помощника письмоводителя?
32. Кто приказывал крестьянам «песен не петь, по вечерам огня не зажигать, группами не собираться»?
33. Люди не слушают старого извозчика, когда тот пытается рассказать им о своем горе. Кто выслушал его?
34. «Как бы чего не вышло». Чья это фраза?
35. Чьи слова: «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку»?
36. Беликов (рассказ «Человек в футляре») был учителем латинского языка. Верно ли это?
37. Один из героев А. П. Чехова говорит: «Только просвещенные и святые люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет царствие божие на земле... И будут тогда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди...» Кто это говорит? В каком произведении? Какая программа переустройства жизни представлена здесь автором?
38. Кто сказал о А. П. Чехове: «В жизни он был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства: воспитанности и изящества... мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости»?
39. Кто сказал о А. П. Чехове: «С чеховскими ролями мы сживались как с родными людьми. И самого Чехова полюбили как родные»?
40. Кто сказал: «В последние годы Чехов стал относиться к себе все строже и все требовательнее; держал рассказы по нескольку лет, не переставая их исправлять и переписывать»?
41. Кто из великих современников А. П. Чехова сказал: «Чехов — это Пушкин в прозе»?
42. Кто по профессии Михаиле Федотыч Из-мученков, пациент земской больницы из рассказа «Сельские эскулапы»?
43. Становой пристав Семен Ильич Прачкин из рассказа «Не в духе» зовет сына: «Иди, я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил!» За что на самом деле Семен Ильич собирается высечь сына?
44. Что объединяет имена Максим Горький, Демьян Бедный, Анна Ахматова, Иов под смоковницей, Жорж Санд, Брат моего брата, Илья Ильф и Евгений Петров, Стендаль?
45. «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание: с церковным пением... исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне», — писал А. П. Чехов в 1892 г. В каких рассказах Чехова отразились эти впечатления детских лет?
46. Назовите последний рассказ А. П. Чехова.
47. В каком произведении Чехова героев зовут Иван Иваныч, Федор Тимофеевич и Тетка? (это вовсе не люди, хотя имеют человеческие имена).
48. В каком произведении Чехов назвал современную ему жизнь «не запрещенной цирку-лярно, но и не разрешенной вполне»?
49. Кому из чеховских персонажей принадлежат эти ставшие крылатыми слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли»?
50. Какой герой умер от страха и огорчения, когда его извинения не были приняты?
51. Как назвал Чехов свое последнее драматическое произведение?
52. Какая книга Чехова имеет географическое название?
53. Назовите журналы, в которых сотрудничал молодой Чехов.
54. С кем из знаменитых русских художников дружил А. П. Чехов?
55. Когда и по какому поводу А. П. Чехов отказался, от звания академика?
56. Братья и сестра А. П. Чехова были людьми одаренными. В чем каждый из них проявил свое дарование?
57. Специалисты подсчитали, что около 50 произведений А. П. Чехова связаны с медициной. Назовите не менее пяти из них.
58. Назовите кинофильмы, созданные по сюжетам произведений А. П. Чехова.
59. Какая девичья фамилия была у Л. А. Раневской?
60. «Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья...» Кого?
61. В чем заключался проект Лопахина по спасению вишневого сада?
62. Из рассуждений Лопахина о проекте спасения вишневого сада можно узнать величину имения Раневской в десятинах (в гектарах). Какова эта величина?
63. Считается, что Гаев безволен и абсолютно неспособен ни к какому действию. Однако он предлагает три проекта спасения вишневого сада. Какие?
64. Кого из героев назвали «облезлым барином»?
65. В связи с чем Гаев обращается с приветственной речью к шкафу?
66. После продажи вишневого сада Любовь Андреевна уезжает в Париж. На какие деньги?
67. «Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать». Кто из персонажей «Вишневого сада» много говорит о необходимости работать, хотя сам ничего не делает?
68. Чей род, по словам его представителя, происходит от лошади, которую Калигула посадил в сенате?
69. Когда начинается и когда заканчивается рабочий день у Лопахина?
70. Кто обладает даром чревовещания?
71. Кто и кому говорит: «Вы, Авдотья Федоровна, не желаете меня видеть... как будто я какое насекомое»?
72. Кто о ком говорит: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»?
73. Кто говорит: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»? О каком несчастье идет речь?
ОТВЕТЫ
1. А. П. Чехов пишет брату, потом эти слова повторит Астров в «Дяде Ване».
2. Николай Иванович Чимша-Гималайский в повести «Крыжовник».
3. Слова автора о Наде в рассказе «Невеста».
4. Эти слова говорит герой повести «Черный монах» Егор Семенович Песоцкий.
5. Эти слова говорит герой повести «Черный монах» Егор Семенович Песоцкий.
6. «Дом с мезонином».
7. Беликов, рассказ «Человек в футляре».
8. 17 октября 1896 г. в Петербурге, в Александрийском театре, постановка провалилась.
9. Находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь, о чем было напечатано в газете («Ведь теперь меня знает вся Россия!»).
10. «Не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
11. «Душечка».
12. «Сказки Мельпомены».
13. С художником И. И. Левитаном.
14. Басню А. И. Крылова «Ворона и Лисица».
15. «В сумерках».
16. «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре».
17. На занавесе МХАТа.
18. «Невеста».
19. Гимназист Ваня Оттепелев в рассказе «Случай с классиком».
20. Ольга, Маша, Ирина.
21. Денис Григорьев в рассказе «Злоумышленник».
22. Дмитрий Ионыч Старцев в рассказе «Ионыч».
23. «Роман с контрабасом», «Скрипка Ротшильда», «Свирель».
24. Иван Петрович Туркин в рассказе «Ионыч».
25. Рассказ «Маска», Пятигоров.
26. «Письмо к ученому соседу», «Толстый и тонкий», «Жалобная книга», «Хирургия», «Унтер Пришибеев», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Человек в футляре», пьеса «Чайка», пьеса «Три сестры».
27. Венгерскую рапсодию № 2 Ференца Листа.
28. Это не «Ионыч», а рассказ «Торжество победителя».
29. Предприняв неоднократные попытки извиниться перед генералом за то, что нечаянно чихнул ему на лысину, Червяков, «придя машинально домой, не снимая вицмундира... лег на диван и... помер».
30. Рассказ «Хамелеон». (Хамелеон— ящерица, которая может менять свой цвет в зависимости от обстоятельств.) Полицейский надзиратель Очумелов не один раз менял свое мнение о собаке,, укусившей за палец золотых дел мастера Хрюкина.
31. «Торжество победителя» — рассказ отставного коллежского регистратора.
32. Унтер Пришибеев в одноименном рассказе.
33. Рассказ «Тоска». Старый извозчик Иона рассказывает о смерти сына единственному живому существу, которое его слушает, — своей лошади.
34. Так часто говорил Беликов. Рассказ «Человек в футляре».
35. Говорит Тузенбах, пьеса «Три сестры».
36. Нет, Беликов был учителем греческого языка.
37. Саша в рассказе «Невеста». Автор видит возможность переустройства жизни в просвещении и в нравственном возрождении через просвещение.
38. И. А. Бунин, «Памяти Чехова».
39. В. И. Качалов, «О Чехове».
40. А. И. Куприн, «Памяти Чехова».
41. Л. Н. Толстой.
42. Певчий—бас.
43. «Вчера он заезжал по делу к воинскому начальнику, сел нечаянно играть в карты и проиграл восемь рублей».
44. Это псевдонимы писателей.
45. «Архиерей», «Студент», «Святой ночью», «Художество» и др.
46. «Невеста».
47. «Каштанка».
48. «Человек в футляре».
49. Астрову в «Дяде Ване».
50. Червяков в «Смерти чиновника».
51. «Вишневый сад».
52. «Остров Сахалин».
53. «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок».
54. С И. И. Левитаном.
55. В 1902г. в связи с тем, что царь не утвердил решение академии о. присвоении М. Горькому звания почетного академика, Чехов и Короленко демонстративно отказались от звания академика.
56. Старший брат, Александр, был известным журналистом, Николай — художником-иллюстратором, Иван — талантливым педагогом, Михаил — великим артистом, беллетристом, впоследствии автором воспоминаний о брате, Мария — художница, хранительница Дома-музея в Ялте.
57. «Палата № 6», «Ионыч», «Попрыгунья», «Хирургия», «Цветы запоздалые», «Случай из практики».
58. «Анна на шее», «Шведская спичка», «Попрыгунья», «Невеста», «Медведь», «Дама с собачкой», «Свадьба», «Человек в футляре», «Душечка» и др.
59. Гаева. Леонид Андреевич Гаев родной брат Раневской,
60. О конторщике Епиходове.
61. «Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».
62. «...Вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину...» Получается, что имение Раневской составляет не менее 1000 десятин.
63. «...кажется, можно будет устроить заем под векселя...»; «Твоя мама (Любовь Андреевна) поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет...»; «...ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке».
64. Петю Трофимова.
65. В связи со столетним юбилеем.
6.6. На деньги, которые прислала родственница графиня из Ярославля.
67. Петя Трофимов.
68. Род Симеонова-Пищика.
69. «...я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера...»
70. Шарлотта Ивановна.
71. Епиходов Дунягае.
72. Трофимов о Лопахине.
73. Фирс об отмене крепостного права.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Чехов А. П. Литературное наследство. Т. 68. М., I960.
Айхен&альд Ю. Чехов//Силуэты русских писателей. М., 1994. Белкин А. Читая Достоевского и Чехова. М.,
1973. Березкин В. Художник в театре Чехова. М.,
1987. Бунин И. А. О Чехове. Собр. соч.: В 9 т. М.,
1967. Т. 9. Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества
А. П. Чехова. М., 1955. Громов М. П. Книга о Чехове. М., 1989. Гроссман Л. Роман Нины Заречной//Ист.-
биогр. альманах «Прометей». Т. 2. М., 1967. Залыгин С. Мой поэт. М., 1971.
Заярная И. С. «Мне нужно жить среди народа...»//Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 4.
Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр. М., 1982.
Камянов В. И. Время против безвременья: Чехов и современность. М., 1989.
Книппер-Чехова О. Л. Воспоминания и статьи. Переписка с А. П. Чеховым (1902—1904). М., 1972.
Кулешов В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова: Очерк. М., 1982.
Лакшин В. Я. Толстой и А. П. Чехов. М., 1978.
Лакшин В. Я. Судьбы: от Пушкина до Блока: Телевизионные опыты. М., 1990.
Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. М., 1983.
Розанов В. В. Наш Антоша Чехонте//Мысли о литературе. М., 1989.
Семанова М. Л. Чехов— художник. М., 1976.
Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
Турков А. М. Высокое небо (глава «Дерзкий наследник»). М., 1977.
Турков А. М. Чехов и его время. М., 1980.
Чехов в воспоминаниях современников / Сост. Н. И. Гитович, И. В. Федоров. 1-е изд. М., 1960; 2-е изд. М, 1986.
Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971.
Чудаков А. П. Антон Павлович Чехов: Биография писателя: Книга для учащихся. М., 1987.
2i.SU ©® 2015