2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Всё для урока и сочинения

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

1630 По одной из фамильных легенд, Тимофей Иванов сын Сатыков, по прозвищу Курган, принимавший участие в войне с поляками, записан в число «дворян и детей боярских» и «верстан» поместным и денежным окладами. Тогда же он исправил свою фамилию на Салтыков, тем самым приписав себе принадлежность к знатному старобоярскому роду, и передал ее потомкам, среди которых и М. Е. Салтыков. Он стал владеть селом Спасским (по находившейся здесь церкви Преображения Спасова, постройки XVI в.), впоследствии именуемым Спасским, что на Углу, Спасом на Углу, просто Спас-Угол (село находилось в самом углу — одновременно и Ка-лязинского уезда и Тверской губернии; ныне Талдомский район Московской области). Оно стало вотчиной (наследственной собственностью) Салтыковых.

1826, 15 (27) января Родился в селе Спас-Угол в семье помещиков Салтыковых — коллежского советника Евграфа Васильевича (1776—1851) и Ольги Михайловны (урожд, Забелина, купеческого рода, 1801—1874). Шестой ребенок.

17 января Крещен в церкви Преображения. 1832, 16 октября Первый известный автограф Салтыкова: написанное по-французски стихотворение, поднесенное отцу в день рождения. К этому времени Михаил умеет говорить также по-немецки.

1836, 17 августа Зачислен «полным пансионером» в третий класс шестиклассного Московского дворянского института, накануне преобразованного из университетского пансиона. В Москву с ним отправился крепостной дядька Платон, верный спутник последующих двадцати лет его жизни. 1837, январь Попытки переводить Виктора Гюго, Гейне, Корнелия Непота, Аврелия Виктора, Евтропия.

Июнь Успешно сдает экзамены за третий класс, но по малолетству оставляется на второй год.

23 декабря В числе лучших воспитанников награжден книгой.

1838, март — апрель Как лучший воспитанник препровождается в императорский Царс-косельский Лицей для продолжения учения. 25 июля После сдачи экзаменов зачислен воспитанником Лицея 1 августа Начало занятий в Лицее. 1840 Салтыков в числе первых воспитанников Лицея. Увлечение словесностью. Стихотворные опыты. 1841, март Под псевдонимом С—в появилась первая публикация — стихотворение «Лира» в журнале «Библиотека для чтения» (№ 3).

1844, май — июнь Выпускные экзамены в Лицее. По традиции экзамены проходили в присутствии высокопоставленных гостей и многочисленной публики, отчеты о них публиковались в газетах.

Июль В журнале «Современник» опубликованы стихотворные переложения Салтыкова из Гейне и Байрона.

17 августа Выпускной акт в Лицее. Салтыков выпущен с чином десятого класса (коллежский секретарь). Обязан был пробыть шесть лет на государственной службе.

23 августа Определен на службу сверх штата в канцелярию военного министерства.

9 сентября Дал собственноручное, требовавшееся от министерских чиновников того времени «Обязательство»: «Я, ниже подписавшийся, объявляю, что не принадлежу ни к каким тайным обществам, как внутри Российской Империи, так и вне оной, и впредь обязуюсь, под какими бы они названиями ни существовали, не принадлежать к оным и никаких сношений с ними не иметь».

1845—1846 Живет в Петербурге, бывает в гостях у знакомого ему еще по Лицею М. В. Буташевича-Петрашевского, где в небольшой компании обсуждаются, в частности, социально-утопические теории.

Конец 1846 — начало 1847 Конфликт с Петрашевским, разрыв прежних отношений. По неко- торым данным, конфликт был связан с различием взглядов бывших приятелей на пути преобразования России.

1846, 8 августа Назначен помощником секретаря (столоначальника) 2-го отделения канцелярии военного министерства.

1847, сентябрь Работает над повестью «Запутанное дело».

Октябрь Начинает сотрудничество как рецензент с журналом Н. А. Некрасова «Современник».

Ноябрь В журнале А. А. Краевского «Отечественные записки» за подписью «М. Непанов» публикует повесть «Противоречия». Белинский назвал ее «идиотской глупостью».

1848, февраль Начало революционных событий во Франции. Свержение монархии Луи-Филиппа, образование временного правительства.

27 февраля По распоряжению Николая I учреждается «комитет для рассмотрения действий цензуры периодических изданий».

Март В журнале «Отечественные записки» напечатана повесть «Запутанное дело» (подписана М. С.). До этого она была по цензурным соображениям отклонена И. И. Панаевым в «Современнике».

29 марта Цензурный комитет признал «Запутанное дело» предосудительным сочинением.

Около 20 апреля  Николай I обращает внимание князя А. И. Чернышева на то, что в его министерстве служит чиновник, напечатавший произведение, «в котором оказалось вредное направление и стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу».

В ночь 22 апреля Арест Салтыкова по распоряжению Чернышева и назначение им специальной следственной комиссии. Уволен из канцелярии военного министерства и отправлен на службу тем же чином в Вятку под особый надзор начальника губернии.

28 апреля Отправлен прямо из помещения гауптвахты в сопровождении жандармского штабс-капитана Рашке-вича и дядьки Платона.

7 мая Прибыл в Вятку.

3 июня Назначен чиновником губернского правления без содержания.

12 ноября Назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе без содержания.

1849, 30 мая — 20 августа Занимает должность правителя губернаторской канцелярии.

29 июля Приказ Николая I следственной комиссии по делу петрашевцев сообщить III Отделению все рведения о Салтыкове.

24 сентября Допрос Салтыкова чиновником Кабалеровым и жандармским полковником Андреевым по делу петрашевцев.

1850, 5 августа Назначен советником Вятского губернского правления.

1852 Ревизионные поездки по городам Вятской губернии.

18 октября — ноябрьВыезжал в Трушниковскую волость Слободского уезда и убедил крестьян прекратить волнения в Путнейском и Нелесовском селах из-за спорной земли, тем самым избегнув применения силы.

1853—1854 Служебные разъезды по губернии. Многочисленные ходатайства о его освобождении или переводе в другую губернию на службу отклоняются. 1855, 18 февраля Умер Николай I.

Вторая половина апреля Во Владимире Салтыков получает согласие родителей Елизаветы Аполлоновны Болтиной (1839— 1910) на брак (А. П. Болтин — владимирский вице-губернатор). Конец сентября — до 13 октября В Вятку по делам ополчения приезжает генерал-адъютант П. П. Ланской, двоюродный брат нового министра внутренних дел, с женою Натальей Николаевной (в первом браке Пушкиной, урожд. Гончаровой). Ланской отправил в Петербург официальное представление об освобождении Салтыкова, подкрепив свою просьбу частными письмами брату-министру и управляющему III Отделением Л. В. Дубельту. 13—23 ноября Министр внутренних дел С. С. Ланской извещает вятского губернатора о высочайшей воле Александра II: «дозволить Салтыкову проживать и служить, где пожелает». 29 ноября Снят полицейский надзор. 24 декабря Отъезд из Вятки. 1856, 13 или 14 января Приезд в Петербург.

12 февраля Причислен к министерству внутренних дел.

Середина февраля— начало марта Вероятная дата начала работы над «Губернскими очерками»,

Апрель — июнь После отрицательного отзыва Тургенева и безразличного отношения к «Губернским очеркам» Некрасова как редактора «Современника», Салтыков передает их в новый московский журнал «Русский вестник». 6 июня Венчание Салтыкова с Елизаветой Болтиной в Крестовоздвиженской церкви на Воздвиженке, недалеко от Арбатских ворот.

20 июня Салтыков назначен чиновником особых поручений четвертого класса при министре с жалованьем 1200 рублей серебром в год.

15 августа Во второй августовской книжке «Русского вестника» появляются за подписью Н. Щедрин первые четыре рассказа из «Губернских очерков». Печатаются до декабря (всего 20; 33 главы в окончательной редакции).

1857, 11 января Цензурное разрешение книжного издания «Губернских очерков» в двух томах (Москва, типография Каткова и К*) На обложке и титульном листе значилось: «Губернские очерки. Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салтыков». Книга расходится в течение месяца. Катков повторяет издание, а Салтыков продолжает работу над произведением.

10 октября Салтыков получает чин коллежского советника.

1858, 6 марта Назначен вице-губернатором в Рязань (вступил в должность 15 апреля). В течение года несколько, раз замещает губернатора; сотрудничает с различными журналами. 1859, 15 февраля С многочисленными купюрами и сокращениями цензура разрешает к печати расрказ «Развеселое житье» («Современник». №2), 4 марта Избран заочно действительным членом старейшего в России Общества любителей российской словесности при Московском университете. В течение года Салтыков пять раз был в должности губернатора. Около 8 ноября Из-за разногласий с новым губернатором Н. М. Муравьевым подает прошение о переводе в Тверскую губернию.

Ноябрь Избран членом созданного по инициативе А. В. Дружинина «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым» (Литературного фонда).

1860, 3 апреля Назначен тверским вице-губернатором (вступил в должность 25 июня). 2 июля Как официальный редактор начинает подписывать «Тверские губернские ведомости» (ряд номеров).

29 июля Произведен «за отличие в статские советники» (узнал о новом чине 12 августа).

30 июля Министр внутренних дел утверждает его предложение оставлять на свободе крестьян, ссылаемых помещиками в Сибирь, до окончательного разрешения их дела.

9 августа Пишет постановление губернского правления, отклоняющее проект создания при тверской полиции особого отделения для надзора над рабочими на том основании, что «проект этот может послужить лишь к стеснению рабочего класса новыми формальностями и к обложению его отяготительными сборами».

1861, 2 января Из донесения жандармского штаб-офицера о вице-губернаторе Салтыкове: «Сведущ, деятелен, бескорыстен, требователен относительно сотрудников, взыскателен относительно подчиненных; этими качествами приобрел особенное доверие и внимание Начальника губернии...»

19 февраля Император Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян и «Положения» к нему.

20 февраля Цензурное разрешение февральского номера журнала «Современник» с очерком Н. Щедрина «Литераторы-обыватели», где впервые появляется образ города Глупова.

7 декабря Цензурное разрешение ноябрьского номера «Современника» с очерком «Наши глуповские дела».

12—13 декабря Исполняя обязанности губернатора, провел первый съезд мировых посредников Тверской губернии.

1862, 9 февраля Высочайший указ об отставке Салтыкова на основании его прошения («по домашним обстоятельствам и крайне расстроенному здоровью»).

Середина марта — апрель Пытается организовать в Москве издание литературно-политического журнала «Русская правда» для «утверждения в народе деятельной веры в его нравственное достоинство и деятельного же сознания естественно проистекающих отсюда прав».

6 апреля Цензурное разрешение журнала братьев Достоевских «Время» с двумя пьесами Щедрина «Соглашение» и «Погоня за счастьем» под общим заглавием «Недавние комедии».

5 мая Отказ под формальным предлогом министра народного просвещения разрешить издание «Русской правды».

19 июня Приостановка цензурой издания журнала «Современник» на восемь месяцев.

7 июля Арест Н. Г. Чернышевского и заключение его в Петропавловскую крепость.

18 сентября Окончательный отказ разрешить «Русскую правду» на основании письма начальника III Отделения Долгорукова, полагавшего, что «даже при неимении предосудительных сведений насчет тех лиц, которые желают быть редакторами, нельзя быть уверену в благонадежности их собственно по этому званию...».

Начало ноября Приезжает в Петербург и с декабря (по ноябрь 1864 г.) работает в редакции журнала «Современник» с окладом 150 рублей в месяц. 1863, 5 февраля Цензурное разрешение первой после приостановления сдвоенной книжки «Современника» (I—II) с произведениями Салтыкова и началом его публицистического цикла «Наша общественная жизнь». Март — май В «Современнике» печатается роман Чернышевского « Что делать? ». Вторая половина мая — первая половина сентября Живет с женой в селе Витенево — имении под Москвой (куплено на имя жены в начале 1862 г.). 1864, лето — осень Витенево.

20 октября Подает на имя министра финансов М. И. Рейтерна, также воспитанника Царскосельского Лицея, главного руководителя и деятеля финансовых реформ, прошение об определении его на открывшуюся вакансию председателя Казенной палаты в Полтаве. 6 ноября Назначен, возможно, по его просьбе, председателем Пензенской казенной палаты.

Не позднее 25 ноября Пишет письмо в редакцию «Современника» Н. А. Некрасову (опубликовано в № 11/12): «Оставляя Петербург, я могу на будущее время быть только сотрудником издаваемого Вами журнала, не принимая более участия в трудах по редакции». 1863—1864 Опубликовал в «Современнике» 68 произведений (18 статей не попало в печать; общий объем написанного — около 80 авторских листов). В эти годы печатает первые рассказы из цикла «Помпадуры и помпадурши», ведет полемику с журналами «Время» и «Русское слово». 1865, 14 января Вступил в должность председателя Пензенской казенной палаты. Отходит от литературной деятельности. 1866, 1 июня После террористического акта Каракозова закрыты журналы «Современник» и «Русское слово».

2 ноября Ввиду напряженных отношений с губернатором Александровским, в действиях которого Салтыков нашел злоупотребление служебным положением, он, по собственной просьбе, назначен управляющим казенной палатой в Туле.

9 декабря Присвоен чин действительного статского советника.

29 декабря Вступил в новую должность.

1867 Постоянные столкновения с тульским губернатором Шидловским.

13 октября Переведен на должность управляющего Рязанской казенной палатой (вышел на службу 8 ноября).

1868, 29 мая На основании докладной записки, составленной в III Отделении, министерство финансов отзывает Салтыкова с должности.

14 июня Уволен в окончательную отставку с пенсией 1000 рублей серебром в год, но без обычного при таких чине и должности награждения орденом (не награждался орденами и прежде).

Сентябрь Редактор первого отдела (беллетристика, переводные романы; поэзия — вместе с Некрасовым) журнала «Отечественные записки» и деятельнейший его автор (с 1869 по апрель 1884 г. печатается только здесь).

1869, январь Начало публикации «Истории одного города».

Февраль — март Публикация первых сказок.

Октябрь Первый очерк из цикла «Господа ташкентцы».

1871,22 декабря — 2 февраля Кандидат в члены комитета Литературного фонда.

1870, сентябрь Завершена публикация «Истории одного города».

1871, 2 февраля Избран членом комитета Литературного фонда.

Около 24 февраля Н. Н. Ге пишет портрет Салтыкова.

1872, январь Публикация первой главы сатири-

ческого романа «Дневник провинциала в Петербурге».

1 февраля Рождение сына Константина.

19 июля Первое предостережение «Отечественным запискам», в частности, в связи с публикацией «Дневника провинциала...».

Октябрь Публикация первого очерка из цикла «Благонамеренные речи» — «В дороге».

1873, 9 января Рождение дочери Елизаветы.

Между 14 и 20 января Выходит первое книжное издание

«Господ ташкентцев».

Между Первое книжное издание цикла

25 ноября и 1 декабря «Помпадуры и помпадурши».

1874, 2 февраля Переизбран членом комитета Литературного фонда.

Май — 5 сентября За несколько статей, в том числе за «Тяжелый год», майская книжка «Отечественных записок» задержана министром внутренних дел (17 мая), запрещена Советом министров (30 июля) и уничтожена.

Сентябрь Начало публикации цикла «В среде умеренности и аккуратности».

3 декабря Смерть матери О. М. Салтыковой. Во время поездки на похороны Салтыков простудился и тяжело заболел суставным ревматизмом.

1875, февраль Обострение болезни.

12 апреля По рекомендации доктора Н. А. Белоголового выезжает на лечение за границу. 

15 (27) апреля — 24 августа (5 сентября) С семьей в Баден-Бадене; встречи с Тургеневым, А. Ф. Писемским, П. В. Анненковым, Г. 3. Елисеевым и др.

Август Цензура запрещает предназначавшуюся для сентябрьской книжки «Отечественных записок» четвертую главу «Экскурсий в область умеренности и аккуратности».

25 августа (6 сентября) — 8 (20) октября Салтыков — в Париже; встречи с

Тургеневым, Елисеевым, Г. И. Успенским, М. М. Стасюлевичем и др.

Октябрь Публикация в цикле «Благонамеренные речи» очерка «Семейный суд», ставшего впоследствии первой главой романа «Господа Голов-левы».

1876, 15 (27) октября — 5(17)  апреля Лечится в Ницце.

6 (18) апреля — 5 (17) мая В Париже встречается с Тургеневым, Анненковым и др.; знакомство с Флобером, Золя и Эдмоном Гонкуром.

Июнь Возвращение в Россию. Лето в Ви-теневе.

26 августа Тяжело заболевший Некрасов уезжает в Крым; с этого времени Салтыков руководит, редакцией «Отечественных записок».

9 сентября Выходит в двух томах отдельное издание «Благонамеренных речей».

1877, 2 февраля Избран товарищем (заместителем) председателя комитета Литературного фонда (по 2 февраля 1878 г.).

Февраль Начинается публикация сатирического романа «Современная идиллия».

Март — май Продает Витенево и покупает имение в селе Лебяжьем под Ораниенбаумом; живет здесь до конца августа, по понедельникам приезжая в Петербург.

Ноябрь Первое издание книги « В среде умеренности и аккуратности» (датирована 1878 г.).

27 декабря В 8 часов 50 минут вечера скончался Н. А. Некрасов (похороны 30 декабря).

1878, 10 марта Подает прошение в Главное управление по делам печати об утверждении его ответственным редактором «Отечественных записок».

27 марта Министр внутренних дел А. Е. Ти-машев по докладу начальника Главного управления В. В. Григорьева утверждает Салтыкова ответственным редактором.

8 апреля Заключает договор с собственником «Отечественных записок» А. А. Краевским об издании журнала: за последним оставлено право просматривать корректуру журнала и отказываться от печатания материалов, могущих вызвать административное или судебное преследование.

Август Начинается публикация цикла «Убежище Монрепо».

1879, 14 февраля Первое предостережение «Отечественным запискам» за «Внутреннее обозрение» (после взятия русскими войсками Плевны ранее сделанные предостережения были отменены, и потому это предостережение, в действительности второе, было объявлено как первое).

9 марта Вечер в пользу Литературного фонда, Салтыков читает первые главы «Современной идиллии»; его три раза вызывают. Тургенев читает своего «Бурмистра». Достоевский — главу из «Братьев Карамазовых»; выступили также А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский, А. А. Потехин.

Сентябрь Арест сентябрьской книжки «Отечественных записок»: вырезка листа из «Finis Монрепо» и половины главы из «Круглого года».

28 декабря Чтение в пользу Литературного фонда; Салтыков читает «Монрепо-усыпальница» и «Finis Монрепо».

30 декабря Избран членом ревизионной комиссии Литературного фонда.

1880, 2 февраля (По 7 декабря 1881 г.) член комитета Литературного фонда.

Март Выходит книжное издание «Убежища Монрепо».

До 25 мая Салтыков составляет проект постановления Литературного фонда об учреждении в связи с открытием памятника Пушкину Пушкинского капитала для издания замечательных литературных и ученых трудов.

Между 16 и 23 июня Выходит издание «Круглого года».

28 июня Отъезд за границу (Швейцария, Ба-ден-Баден, Париж).

Июль Первое издание «Господ Головле-вых ».

25 сентября Возвращение в Петербург. Восьмилетний сын Константин избирается, по заявлению отца, членом Литературного фонда.

1881, 1 марта Осудил злодейское убийство Александра II.

Начало июня Г. 3. Елисеев, тяжело заболев, уезжает за границу, фактически выйдя из редакции «Отечественных записок».

Около 30 июня Отъезд Салтыкова за границу.

3 (15) июля — 19(31) августа Салтыков в Висбадене.

Июль Начинается публикация цикла «Письма к тетеньке».

20 августа (1 сентября) — 21 сентября (3 октября) Салтыков в Париже.

31 августа По случаю 25-летия со дня начала печати «Губернских очерков» в Москве группа литераторов, художников, артистов, профессоров устраивает обед. Образован денежный фонд для открытия школы имени Салтыкова.

Между 9 и 15 сентября Тиражом 5020 экз. выходит единственное прижизненное издание книги «За рубежом».

22 сентября Возвращается в Петербург.

Декабрь Скульптор Л. Бернштам делает бюст Салтыкова.

Около 19 декабря Впервые составлен план издания полного собрания сочинений. Переговоры с книгопродавцем М. Вольфом с участием А. Н. Островского. В Тверском музее установлен гипсовый слепок с бронзового бюста Салтыкова (1878; скульптор П. П. За-белло), дар земского врача М. И. Пет-рункевича (в 1884 г. после закрытия «Отечественных записок» удален из экспозиции по решению распорядителя музея А. К. Жизневского).

1882, 2 марта Салтыков и М. М. Стасюлевич организовали обед в честь А. Н. Островского.

27 апреля Юбилей доктора С. П. Боткина; во время обеда физиолог И. М. Сеченов предлагает тост за Салтыкова как «уважаемого диагноста наших общественных зол и недугов».

Середина октября Отдельное издание «Писем к тетеньке ».

1883, 1 января Ближайшего помощника Салтыкова по журналу Н. К. Михайловского высылают из Петербурга.

22 января Второе предостережение «Отечественным запискам», в частности, за публикацию сцен «Злополучный пескарь...» в «Современной идиллии».

Январь — май Слухи в столицах и провинции о высылке Салтыкова из Петербурга.

Около 12 февраля Из предосторожности Салтыков вырезает из уже готового номера журнала три свои сказки: «Самоотверженный заяц», «Бедный волк» и «Премудрый пескарь».

19 марта Дружеский обед в ресторане Донона по случаю 35-летнего юбилея литературной деятельности.

17 мая Завершение журнальной публикации «Современной идиллии». В этом же году роман выходит отдельной книгой.

Не позднее 5 июля Нотариус Н. П. Орлов и художник Д. Н. Брызгалов присылают Салтыкову аллегорическую картину-коллаж, где сатирик изображен выходящим из «леса реакции».

5 июля — 23 августа За границей (большая часть времени в Баден-Бадене).

Август Начало публикации «Пошехонских рассказов».

20—22 декабря С помощью А. Н. Островского и его брата-министра проводит через цензуру сказки, вырезанные из февральского номера (напечатаны в № 1 за 1884 г.).

1884, 3 января Арест С. Н. Кривенко, одного из помощников Салтыкова по «Отечественным запискам».

Февраль — март Салтыков вынужден изъять из журнала несколько сказок.

8 марта Объяснение с начальником Главного управления по делам печати Е. М. Феоктистовым.

20 апреля Совещание министров внутренних дел, народного просвещения и юстиции и обер-прокурора Святейшего Синода. Прекратили издание «Отечественных записок» как «органа печати, который не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет своими ближайшими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ» (журнал имел около 7000 подписчиков — значительное число для того времени; большая их часть получила в компенсацию подписку на московский ежемесячный журнал «Русская мысль»).

Октябрь — ноябрь Выходят книги «Недоконченные беседы («Между делом»)» и «Пошехонские рассказы».

Ноябрь Начало публикации цикла «Пестрые письма» в журнале «Вестник Европы».

1885, 19 апреля Избрание Салтыкова и Л. Н. Толстого почетными членами Общества любителей российской словесности при Московском университете.

18 июня — 29 августа Последняя поездка Салтыкова за границу (в основном в Висбаден).

Между 13 и 24 ноября Тяжелый приступ болезни.

1886, начало июня — 27 августа Живет на даче в Финляндии (Новая Кирка).

Сентябрь Первое издание сборника сказок «23 сказки».

Между 9 и 12 ноября Отдельное издание «Пестрых писем».

1887, 30 марта Составляет план издания своих сочинений.

21 мая — 29 августа Живет на даче (станция Серебрянка Варшавской железной дороги, около 150 верст от Петербурга), где работает над «Пошехонской стариной».

Октябрь В «Вестнике Европы» начинает печататься «Пошехонская старина».

17 ноября Составляет новый план собрания сочинений для издателя И. Серебрякова.

1888, 5 июня — 18 августа Салтыков на даче (станция Преображенская (Толмачево) Варшавской железной дороги). В «Вестнике Европы» продолжается печатание «Пошехонской старины» (№ 4, 5, 9—12).

1896, около 15 марта Сильное ухудшение здоровья Салтыкова.

Апрель Выходит первый том девятитомного собрания сочинений в издании автора (типография М. М. Стасюле-вича) (остальные тома вышли после кончины писателя).

26 апреля Около 3 часов пополудни Салтыков лишился речи и затем потерял сознание.

28 апреля В 3 часа 20 минут дня, не приходя в сознание, скончался.

2 мая Похороны на Волковом кладбище в Петербурге, по завещанию Салтыкова — рядом с могилой Тургенева (в советское время (1930-е гг.), вопреки последней воле писателя, прах был перенесен в другое место — на Литераторские мостки).

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

И.. М. Мерцалов

М. Е. САЛТЫКОВ В ТУЛЕ
(Из воспоминаний сослуживца)

Кто знал лично М. Е., тот при чтении его сочинений получает особое удовольствие, потому что писал он часто то, что говорил, и писал совершенно так же, как говорил (только лирических отступлений да подробностей в разговоре обыкновенно не встречалось), так что точно видишь его перед собою и слышишь его голос.

А видеть его всегда было интересно. Смотря по состоянию здоровья и настроению, он в редакции или говорил только о текущих делах по журналу и коротко, как бы нехотя, отвечал на вопросы, или начинал что-нибудь рассказывать: по большей части какие-нибудь слухи и новости, имевшие общественное значение, проекты разных мероприятий, касавшиеся преимущественно литературы, причем нередко можно было слышать обычный его возглас: «Каково положение!» Настоящее всегда связывалось и сопоставлялось с прошлым, так что можно было услышать от него и воспоминания, как из своей прежней жизни, так и из жизни некоторых лиц высшего общества, из которых одни были его товарищами по школе, а с другими — как, напр., с графом Д. А. Толстым— судьба свела его потом, по выходе из школы. Продавши подмосковное имение, Салтыков купил небольшое имение под Петербургом и пытался там хозяйничать, но испытывал только неудачи. Эти неудачи, в связи с самым способом приобретения имения, тоже неудачным, были темою целого ряда живых и интересных рассказов, которые потом вошли в «Убежище Монрепо», имение это в конце концов также было продано, принеся хозяину только убытки. Нередко Салтыков начинал также рассказывать что-нибудь такое, над чем нельзя было не смеяться. Особенно глядя при этом на его почти всегда серьезное лицо. По большей части это была действительность, изукрашенная его фантазией. Обыкновенно в таких случаях присутствовавшие хохотали самым неудержимым образом, сам же он никогда громко не смеялся, а только изредка улыбался, да и то в тех лишь случаях, когда добродушно рассказывал что-нибудь комическое про знакомых или когда предмет, о котором шла речь, был незначителен и только забавен. Смешить вовсе не было его целью: напротив, он всегда боялся прослыть писателем «по смешной части» и даже в разговоре оставался иногда недоволен тем, что смеются, хотя мог бы уж, кажется, привыкнуть к этому и допускать, что нельзя не смеяться, слушая смешные вещи. Зависело это от совершенно своеобразных свойств его рассказа и столь же своеобразного отношения к тому, о чем он говорил: он часто возмущался и негодовал, но в то же время придумывал для предмета негодования положения одно смешнее другого, и чем он больше останавливался на таком предмете, тем, кажется, неистощимее становилась его фантазия. Это было чисто личною его особенностью, чисто личным оружием, как хобот у слона, как зубы и когти у хищного зверя, оружием, которым он владел в совершенстве и которое пускал в ход чисто рефлективно, хотя в то же время и не бессознательно, а постоянно держа его под контролем и руководством разума.

Он не мог спокойно и хладнокровно относиться к тому, что было бессмысленно, бессовестно, фальшиво, надменно, цинично, словом, что возмущало его нравственное чувство и не мирилось с логикой, и сейчас же реагировал на это, как мог и умел, как находил лучше и целесообразнее. Людей и предметы, которые в этом отрицательном смысле обращали на себя его внимание, он всегда, почти освещал со стороны совершенно неожиданной, самой, прозаической, характеризовал их необыкновенно метко несколькими штрихами и открывал в них какую-нибудь новую глупость или гадость, которых вы, может быть, и не подозревали. К таким скрытым и приличия ради прикрытым глупостям и гадостям он был особенно беспощаден и вытаскивал таких людей на свет без всякой церемонии, во всей их наготе, в наиболее показной и неудобной для них форме: смотрите, мол, какая это гадина, какая скотина! Он сердился при этом на них, но до злобной вражды и ратоборства с ними редко доходил, а по большей части смотрел на них с известной высоты общечеловеческого и своего личного достоинства. Это была, с одной стороны, настоящая мера вещей, а с другой, если хотите, известная доля душевной мягкости и художественной объективности.

Рисуя ужаснейших злодеев и негодяев, он или указывал причины и условия, сделавшие их такими, или искал способов воздействия на них, пробуждения в них стыда или по крайней мере страха перед судом детей и потомства, вообще, верил в возможность просияния злодейской души и не мог понять своею человеческою душою злодейства темного и совсем беспросветного. Может быть, в отношении истины и самого взгляда на такого рода отрицательные явления это было неправильно, но зато это поддерживало в нем веру в человеческую природу и спасало от разочарования.

Н. К. Михайловской говорит, что Салтыков часто был резок, раздражителен, несдержан в выражениях и что внешность его только усиливала это впечатление: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом лбу, сильно выпуклые глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. «Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски-добродушною улыбкой, что даже люди, мало его знавшие, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмою внешностью. О тех, кто его близко знал, нечего и говорить. Он не мог не поворчать в разговоре с кем бы то ни было... но все знали, что это только воркотня и что в конце концов она ничем не отзовется на деле и действительных отношениях... это был истинно добрый человек, всегда готовый помочь нуждающемуся словом и делом. Мелких же чувств мстительности, подозрительности, соперничества в нем не было даже самых слабых следов».

А. М. Скабичевский сообщает, что в обществе ходили баснословные слухи о мнимых суровости, жесткости и даже бранчивости, с какими Салтыков будто бы обращался с людьми не только близкими, но и совершенно незнакомыми, которых в первый раз видел. Вследствие этих слухов, начинающие авторы, впервые являвшиеся к нему с своими произведениями, сильно потрухивали и робели. Но эти слухи крайне преувеличены. Действительно, его лицо носило по большей части суровое и несколько даже мрачное выражение, и в нервном голосе очень часто слышались ноты болезненной раздражительности, что могло пугать каждого непривычного человека. Но все это не мешало ему быть человеком, в сущности, крайне добрым, с мягким и даже нежным сердцем, неспособным отказывать в чем-либо людям и, вообще, оставаться безучастным к их нуждам. Случалось часто, что к нему обращались за авансом сотрудники, забравшие не мало уже.

Несмотря на свою прямоту и суровость, он был в отношении сотрудников и людей, которых знал или которые ему казались искренними, замечательно деликатен. Я уже указывал выше, как он умело вел редакторское дело, не оскорбляя литературных самолюбий (едва ли не самых болезненных в мире), с которыми ему приходилось постоянно встречаться. А между тем в то же время он всегда указывал людям их ошибки и промахи, нисколько не стеснялся высказывать неприятные истины прямо в глаза. Делалось это, несмотря на кажущуюся внешнюю резкость, в такой сердечной, чисто товарищеской форме, что люди не обижались, а если и обижались, то чувствовали себя не вправе сердиться: на его стороне была правда и самое задушевное доброжелательство. Человек чувствовал, что его не желают вовсе оскорбить или как бы то ни было унизить, а просто говорят ему то, что следует и чего от других он во веки веков не услышит и ни за какие сокровища не купит. Если бы Салтыков оказался не прав и кому-нибудь незаслуженно причинил обиду, то это наверное долго его мучило бы.

В обращении с людьми Салтыков был совершенно одинаков, как бы ни была велика разница в их общественном положении: был ли перед ним богач или бедняк, граф, князь, генерал или простой мещанин или разночинец в длинных сапогах и ситцевой рубахе — со всеми он говорил одинаково. Он различал людей только по их достоинствам и внутренним качествам, когда узнавал их ближе: одни ему нравились, одних он любил или уважал и относился к ним замечательно хорошо, других, наоборот, совсем не уважал и не любил, и скрыть этого уже никак не мог. Его так и тянуло или посмеяться и сказать что-нибудь неприятное такому человеку, или уйти от греха, уйти от того неприятного впечатления, которое тот на него производил.

В домашней жизни Салтыков был замечательно заботливым семьянином и нежным отцом, хотя тоже часто ворчал и на жену, и на детей. Отношение его к семье отлично обрисовывается в коротеньком предсмертном письме к сыну. Вот полный текст этого письма: «Милый Костя, так как я каждый день могу умереть, то вот тебе мой завет: люби мать и береги ее: внушай то же и сестре. Помни, что ежели вы не сбережете ее, то вся семья распадется, потому что до совершеннолетия вашего еще очень-очень далеко. Старайся хорошо учиться и будь безусловно честен в жизни. Вот все. Любящий тебя отец. — Еще: паче всего люби родную литературу, и звание литератора предпочитай всякому другому».

В заключение мне хочется отметить одну чисто народную черту характера Салтыкова: он был артельным, мирским человеком, не в смысле мирского времяпрепровождения или каких-либо развлечений, совершенно для него чуждых, а в смысле склонности жить и действовать артелью, мiром, постоянно принимать близко к сердцу общественные интересы. Это тип на Руси вполне определенный и сохранившийся еще до сих пор: из него выходят порицатели общественной неправды и пороков, ходоки, заступники и вообще радетели о мире, личная жизнь которых неразрывно соединяется с мирскою, которые не мыслимы без мира так же, как растение без земли и птица без воздуха. У него и обличье было чисто русское: схожие лица встречаются и среди помещиков, и у крестьян северных губерний; только такого прекрасного выражения глаз не скоро найдешь. По первому внешнему впечатлению он легко мог показаться нелюдимом, но чем больше вы его узнавали и ближе к нему присматривались, тем для вас становилось очевиднее, что в нем сильно развито общественное чувство, что он именно не мыслим без мира, что его даже нельзя представить себе в одиночку: прежде всего без известного кружка близких людей одинаковых с ним убеждений, затем без известного круга читателей, который служил мысленным продолжением этого кружка и который он постоянно имел в виду, и наконец без забот об общественном благе в самом широком значении этого слова.

Миросозерцание Салтыкова было очень широким и в то же время очень определенным. Юность его приходится на сороковые годы, когда в русской литературе образовалось два течения — западническое и славянофильское. Он воспитывался на статьях Белинского и, будучи по природе русским и оставаясь им до самой смерти, примкнул навсегда к западникам, т. е. стал желать для отечества того, что на западе было выработано жизнью хорошего. Примкнул он, однако, не к большинству западников, занимавшемуся изучением немецкой философии, а к небольшому кружку, прилепившемуся к Франции, к Франции не Гизо и Луи-Филиппа, а к Франции Фурье, Сен-Симона, Лун-Блана и Жорж Занда.

«Оттуда, — говорит он, — лилась на нас вера в человечество, шло все доброе, любвеобильное и желанное, оттуда воссияла нам уверенность, что золотой век не назади, а впереди нас».

Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен. Требуя от других работы, даже непосильной, он сам изумлял всех своим трудолюбием. В заседаниях и дома, во всякую пору, хотя бы ночью, он постоянно был за работой. Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству, поддерживал и давал быстрый ход по службе, входя в положение даже частной жизни подчиненного. Серьезный до суровости с равными, был очень мягок и деликатен с низшими.

Эта яркая, крупная личность заслонила собою губернатора (речь идет о службе Салтыкова в Рязани в 1858—1860 гг. — С. Д.).

Живой и светлый ум Салтыкова, быстрота соображения, помогавшая ему моментально схватывать всегда суть дела, хотя бы и сложного, каким-то чутьем угадывать неправильность счетов в ведомостях, без подсчета их, прекрасная память, легко воспроизводившая все детали прежних дел, замечательная способность легко и свободно излагать свои мысли — все это, естественно, поражало и изумляло ближайших свидетелей его деятельности, сулило ему, по-видимому, блестящую будущность государственного деятеля. Но его взбалмошный характер, болезненная раздражительность до самозабвения, готовая поднять бурю в стакане воды, разразиться крикливою руганью из пустяков, крайне невоздержный и злой язык, гордое, презрительно-насмешливое, чуждое всякой приветливости обращение с окружающими — затмевали высокие качества его ума и отзывчивого сердца, подрывали сочувствие и уважение к его личности, а несчастная страсть его открыто и беспощадно издеваться над представителями высшей губернской администрации, относя их всех, безразлично, кто бы они ни были, к категории презренных помпадуров, — отчего он не мог сойтись и ужиться ни с одним почти губернатором, — делала его нетерпимым на службе, так что через несколько месяцев по перемещении из Тулы (Салтыков в 1865—1868 гг. служил в Пензе, Туле и Рязани — С. Д.) он вынужден был искать себе средств к жизни на другом, более сродно ему поприще, но и здесь, как известно, в качестве редактора большого журнала, он не всегда мог владеть собою, нередко давал волю своему желчному языку, держал себя относительно своих молодых сотрудников таким же суровым и строгим генералом, как с подчиненными на службе.

Таким генералом от литературы он и остался до конца своей жизни, не вступая более на скользкий путь служебной деятельности.

В. Л. Бурцев РАССКАЗЫ О ЩЕДРИНЕ

На квартиру Щедрина... пришли жандармы с обыском. В его кабинете было много компрометирующих бумаг. Щедрин, увидевши жандармов, стал играть на фортепиано «Боже, царя храни» и запел этот гимн. К нему присоединились некоторые другие члены его семейства, и они образовали, таким образом, хор. Жандармы не решались прервать исполнение национального гимна и стояли, дожидаясь окончания пения. Получилась, как потом выразился сам Щедрин, «смешная сцена», а в то время, пока Щедрин играл и пел «Боже, царя храни», другие члены его семейства в задних комнатах занимались... уничтожением компрометирующих бумаг.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1. Причины смерти градоначальников и их значение в развитии сюжета «Истории одного города».

2. «Мысль народная» в «Истории одного города»: авторская концепция и художественная образность.

3. Народные характеры и их социально-психологические особенности в изображении Щедрина («История одного города»).

4. Ив. Ив. Прыщ как градоначальник и сюжетно-композиционное значение этого образа.

5. Идеальное общество в представлениях Угрюм-Бурчеева.

6. «Войны за просвещение»: смысл и значение этих событий для авторской концепции исторического развития.

7. Глуповский градоначальник: общее и индивидуальное (на примере одного из образов).

8. Художественно-философский смысл главы «Сказание о шести градоначальницах».

9. Кто из градоначальников, на ваш взгляд, был наилучшим управителем Глупова? (Сочинение-рассуждение.)

10. «Оно»: загадка появления и смысл этого образа.

11. «Оно» и сюжетно-композиционное значение этого образа.

12. «История одного города»: сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития?

13. Продолжение «Истории одного города» — повесть Вячеслава Пьецуха «История города Глупова в новые и новейшие времена» (1989): удача или поражение; обоснуйте вашу оценку (в форме сочинения-рецензии).

14. Сатира на утопические модели общественного устройства в «Истории одного города».

15. Почему городу Глупову не удается стать городом Умновом?

16. Жанровое своеобразие сказок Щедрина и традиции русского фольклора (образы животных).

17. «Рыбье царство» в сказках Щедрина: фольклорные мотивы и социально-психологическая проблематика.

18. Люди в сказках Щедрина: проблема характера.

19. «Совесть» в образной структуре сказки «Пропала совесть».

20. Гротеск в сказке «Дикий помещик».

21. Зайцы в сказках Щедрина.

22. Три Топтыгина в сказке «Медведь на воеводстве» (сравнительная характеристика).

23. Объект сатиры в сказке «Вяленая вобла» и художественное своеобразие повествования.

24. Сатира и юмор в сказке «Орел-меценат».

25. Карась и ерш в сказке «Карась-идеалист»: смысл конфликта между персонажами и художественные формы его передачи.

26. Евангельские мотивы в сказках «Христова ночь» и «Рождественская сказка».

27. Смысл названия главы «Семейный суд» в «Господах Головлевых» и ее сюжетно-композиционное значение.

28. Головлев-отец в системе образов романа: драма судьбы.

29. Арина Петровна Головлева: логика развития характера.

30. «Родственность» в понимании членов семьи Головлевых.

31. Художественные средства создания социально-психологической характеристики персонажа (на примере одного из персонажей «Господ Головлевых»).

32. Павел Головлев среди других Головлевых: особенности образа.

33. Петенька и Володенька как сыновья Порфирия Головлева: особенности характеров; суть конфликта с отцом.

34. СюжетнО-композиционный смысл изображаемой Салтыковым набожности Иудушки Головлева.

35. Аннинька и Любинька: характеры и судьбы.

36. Евпраксеюшка в системе образов романа «Господа Головлевы».

37. Аннинька и Иудушка: динамика конфликта между ними и смысл его развития.

38. Есть ли черты гротеска в изображенном характере Порфирия Головлева-Иудушки? (Сочинение-рассуждение.)

39. «Фантазии» Иудушки Головлева как черта его характера: художественный смысл и средства изображения.

40. Крестьяне и дворяне в романе «Господа Головлевы»: художественные особенности изображения.

41. Головлево как художественный образ.

42. «Запой праздномыслия» у Порфирия Головлева: смысл темы.

43. Тема смерти в романе «Господа Головлевы».

44. Композиционная логика романа «Господа Головлевы» и смысл его финала.

ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ НАРОД В КНИГЕ М» Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

I. «Мысль народная» в понимании Салтыкова. Его письмо А. Н. Пыпину 2 апреля 1871 г.: «...в слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием».

II. Народ и власть как центральная тема художественного исследования в «Истории...».

1. Время в книге: подробно изображенные времена правления градоначальников и краткие характеристики других периодов глуповской истории, начиная от головотяпского. Народ в разные периоды глуповской истории и основные качества, его характеризующие.

2. Народные сцены и их место в композиции книги. Разделение Щедриным «прав человека» и «прав Бурбонов». Поступки глуповцев в главе «Сказание о шести градоначальницах» и их значение для раскрытия «бессознательности» горожан. Своеобразие персонификации глуповцев; лейтмотивный образ Ивашек, становящихся жертвами «шарахающихся» глуповцев.

3. История Алены Осиновой и Дмитрия Прокофьева (глава «Голодный город») и ее значение для усиления психологизации образов жителей Глупова.

4. Стрелецкая тема в книге; драки стрельцов с пушкарями; человек и оружие как тема книги.

5. «Путешествие» Фердыщенко и «войны за просвещение» в контексте развития народной темы. Особенности изображения «эпохи увольнения от войн».

6. Глуповцы-«ходоки», челобитчики, искатели справедливости, народные мечтатели (Евсеич Пахомыч, Боголепов и др.).

7. История отца и сына Козырей. Изображение «расплывчатого» учения Козыря как часть полемики Салтыкова с социально-утопическими учениями. Сатира и юмор в изображении «администраций» Беневоленского и Прыща.

8. Глуповцы в период правления Угрюм-Бурчеева. Художественные средства изображения жителей Глупова в финальных главах книги. Место публицистических отступлений в развитии народной темы.

III. Своеобразие сатиры Щедрина в «Истории одного города». Спор писателя с критикой, считавшей его книгу «исторической сатирой» (письмо в редакцию журнала «Вестник Европы»). Отказ отождествлять историю Глупова с «подлинной историей России». Размышления писателя о «превратном течении времени». «Народ исторический», «действующий на поприще истории», и «народ как воплотитель идеи демократизма».

Народная тема и щедринский творческий принцип оценивать «жизненные явления единственно по их внутренней стоимости, без всякого участия великодушия и сострадания».

ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
(по «Истории одного города»)

1. Философско-историческая проблематика в русской классической Литературе («Борис Годунов», «Полтава», «Капитанская дочка» A. С. Пушкина, «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие произведения).

2. М. Е. Салтыков-Щедрин как писатель-публицист: «...Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности». Это заниженная самооценка. В кйигах Салтыкова-Щедрина есть не только острая сатира, но и глубокие раздумья автора о природе человека и законах история.

3. «История одного города». Писатель отказывался расценивать это произведение как сатиру на русскую историю. Для него это была книга о современности. Но ее значение шире.

4. История России и «История одного города»: художественное осмысление реальных фактов. Исторические аналогии: Грустилов — Александр I, Угрюм-Бурчеев — Аракчеев и др. Сатирическое использование жанра летописи. «История одного города» — форма полемики с официальными историческими концепциями.

5. Законы истории в понимании Салтыкова-Щедрина. Общая закономерность истории города Глупова: благополучие жителей обратно пропорционально активности губернатора. Для людей наиболее благоприятен естественный ход истории.

6. Символика образа, названного Салтыковым-Щедриным оно. Конец света, торжество хаоса — закономерный результат человеческой жизни, полной бессмысленной суеты. Но после того как «история прекратила течение свое», в городе Глупове появился очередной губернатор. Конец света наступает лишь для какого-либо поколения. В целом же жизнь бесконечна и неуправляема.

7. Заключение. «История одного города» одновременно книга о прошлом (истории России), о настоящем (неправильно устроенном и нелепо живущем обществе) и о вечном.

СОЧИНЕНИЯ

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В КНИГЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

Салтыков говорил, что, работая над своей книгой, он имел в виду не «историческую», а «совершенно обыкновенную сатиру», направленную «против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною» (письмо в редакцию журнала «Вестник Европы»). И это многократно подтверждается тем, что сатирические аллюзии, возникающие при чтении «Истории одного города», связаны сколь с периодом 1731—1826 гг., как он обозначен в «Описи градоначальникам», столь и с временами, когда книга была написана, мастер завершил свой земной путь, а планета вверглась в XX в.

Сохранилось суждение Лескова об идеях Рахметова: «Чернышевский должен был знать, что, восторжествуй его дело, наше общество тотчас же на другой День выберет себе квартального». И это не только сбывшееся горькое пророчество, но и знаменательный факт веры в то, что писательское, художественное слово способно привести к реальным общественным изменениям и потрясениям. Если продолжать настаивать на том, что Салтыков писал сатиру на русское самодержавное правление, то придется признать и его провидения, связанные уже с фактами, известными нам из истории КПСС и СССР.

Так, сочинение Василиска Бородавкина «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и прочем» вполне сопоставимо с резолюцией ЦК РКП(б) «О единстве партии», принятой в 1921 г. на X съезде большевиков. Салтыков говорил, что нет ничего фантастичнее действительности, и вполне можно предположить, что Ленин с его казуистическим умом, Ленин, известный знаток и почитатель Щедрина, вполне мог некоторые идеи, передоверенные писателем градоначальникам ради их, идей, отвержения, перенести в свои труды, которые многие десятилетия должны были почитаться не только последним, но и окончательным словом мировой, социально-политической и вообще мысли.

Вот Щедрин пишет о возведении «мысли о сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего осчастливливания» в «довольно сложную и неизъятую идеологических ухищрений административную теорию». Однако угрюм-бурчеевская «прямая линия» напоминает пресловутую «генеральную линию» «родной Коммунистической партии», а его же тезис об «упразднении естества» сходен с многочисленными «мероприятиями» (у Щедрина Бородавкин поучает: «...градоначальник никогда не должен действовать иначе, как чрез посредство мероприятий. Всякое его действие не есть действие, а есть мероприятие»), которыми много десятилетий терзали наше отечество не глуповские, а реальные коммунисты.

«Темная занавесь, то есть конец свету», придуманная Угрюм-Бурчеевым для отгорожения Глупова, материализовалась в нашем столетии в недоброй памяти «железный занавес», как и слова «барак», «масса», излюбленные в новом, «полуобезьяньем» языке того же Бурчеева. А два праздника в году, весенний, «Праздник неуклонности», служащий «приготовлением к предстоящим бедствиям», и осенний, «Праздник предержащих властей», посвященный «воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных», напоминают о двух недавних «красных днях» календаря, майском и октябрьско-ноябрьском. Можно вспомнить о «тридцати трех философах, рассеянных по лицу земли» при Микаладзе и еще многое, что сделает вполне допустимым сравнение Бородавкина с Лениным, а Бурчеева со Сталиным...

Но сила щедринского шедевра не столько в его сохраняющейся до сих пор злободневности, сколько в том, что он сумел увидеть подоплеку этой злободневности. История, по Салтыкову-Щедрину, связана с современностью глубинной однородностью, повторяемостью человеческих побуждений и вытекающих из них поступков. Как видно, меняются лишь внешние атрибуты власти, ее вещественные черты, психологическая суть остается неизменной. Власть, персонифицированная в той или иной личности, должна заботиться о сохранении и воспроизведении себя самой, но никак не этой личности. Личность становится служанкой Власти (недаром в «Оправдательных документах» печатается сочинение князя Микаладзе «О благовидной всех градоначальников наружности»).

Но история в понимании Салтыкова не сводится к истории власти. Власть однородна, она повторима во времени, не способна к развитию. Может быть, это убеждение писателя окажется ключом к тайне финала его книги. Истолкованию знаменитого оно посвящены многие десятки работ, но все суждения могут быть сведены к двум основным: для одних исследователей— это выражение народного гнева, революционный взрыв, сметающий «антинародную глуповскую власть»; для других оно — «наступление жесточайшей реакции».

Последняя фраза повествования: «История прекратила течение свое», за которой следует слово «Конец», выглядит нелогичной, если заглянуть в «Опись градоначальникам»: после Угрюм-Бурчеева и оно в Глуцове появляется Перехват-Залихватский, градоначальничество вроде бы продолжается. Но если вспомнить щедринское противопоставление «исторического народа» народу, «выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п.», то мы будем иметь основания предположить, что писатель вывел Глупов за пределы истории, времени, изобразив некий заповедник власти, в котором ничего не происходит, кроме власти испытаний — не общественным мнением, не требованиями народной стихии, даже не другими властолюбцами, а именно безграничностью власти.

Таким образом, история и современность оказываются в изображении Салтыкова нераздельными. Подтверждением существования этого парадокса (многие говорят в этом случае лишь о пророческом даре писателя) становится именно сохраняющаяся актуальность большинства его книг, начиная с «Истории одного города».

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

1. Салтыков родился в селе Спас-Угол Каля-зинского уезда Тверской губернии. Знаете ли вы, в какой российской области находится это село ныне?

(В Талдомском районе Московской области.)

2. Куда поступил Салтыков после первоначального домашнего обучения?

(в Московский дворянский институт.)

3. По какой причине и в какое учебное заведение был переведен Салтыков из Московского дворянского института? Назовите нескольких знаменитых выпускников его.

(Как лучший воспитанник института Салтыков был переведен в императорский Царскосельский Лицей. Пушкин, А. Дельвиг, канцлер А. Горчаков...)

4. Какая традиция существовала в Лицее и какой титул, согласно этой традиции, получил на своем курсе Салтыков?

(На каждом курсе Лицея определялся воспитанник, по своей литературной одаренности достойный стать продолжателем Пушкина. Таким продолжателем на своем, XIII курсе и был объявлен Салтыков.)

5. Где и каким произведением дебютировал Салтыков? (Стихотворением «Лира» в журнале «Библиотека для чтения» (1841).)

6. В каком журнале Салтыков опубликовал свои лицейские стихотворения, подписав их полной фамилией?

(В 1844—1845 гг. в журнале «Современник», основанном А. С. Пушкиным и редактировавшемся его другом П. А. Плетневым.)

7. Несмотря на явную склонность и стремление к занятиям литературой, Салтыков после окончания Лицея обязан был поступить на казенную службу. Назовите причину этого. (Как воспитанник, получивший образование за казенный счет, Салтыков должен был в течение шести лет состоять на государственной службе.)

8. Каким беллетристическим произведением и где дебютировал Салтыков? (Повестью «Противоречия» в ноябрьской книжке журнала «Отечественные записки» (1847).)

9. Какую повесть сам Салтыков считал своим прозаическим дебютом и включил в первый том собрания своих сочинений (1889)? Где она впервые была напечатана? (Повесть «Запутанное дело». Впервые напечатана в журнале «Отечественные записки» (март 1848).)

10. Назовите наиболее яркий образ-символ в повести «Запутанное дело», предвещающий поэтику социально-философского гротеска зрелого Салтыкова. (Образ пирамиды, в объем которой втиснуто множество живых людей, в том числе главный герой повести.)

11. В связи с какими событиями в России в 1848 году был усилен цензурный надзор за журналами и газетами? (В связи с началом революционных событий во Франции.)

12. Какое обвинение было предъявлено Салтыкову как автору повестей «Противоречия» и «Запутанное дело»? (Салтыков как государственный служащий не имел права публиковать литературные произведения «без дозволения и ведома начальства». Кроме того, в этих повестях был усмотрен «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие».)

13. Как формально была обоснована ссылка Салтыкова? В какой город он был сослан? Как этот город был переименован при большевиках? (Салтыков был отправлен «на служение» тем же чином титулярного советника в город Вятку под «особый надзор» губернатора. В советское время Вятка была переименована в город Киров.)

14. Кто из русских писателей при Николае I до Салтыкова был сослан в Вятку? (А. И. Герцен.)

15. Какое литературное имя получила Вятка в произведениях Салтыкова? (Крутогорск.)

16. У вятского вице-губернатора А. П. Болтина были две дочери-близнецы. Салтыков посватался к одной из них. Как звали сестер? Как Салтыков неизменно объяснял свой выбор?

(Елизавета и Анна. Салтыков женился на Елизавете: считая Анну духовно интереснее сестры, он предпочел красоту первой — и не раз говорил, об этом.)

17. Когда и где состоялось венчание-свадьба Салтыкова? (В Москве 6 июня 1856 г. (здесь и далее все даты по старому стилю).

18. Кто способствовал освобождению Салтыкова из вятской ссылки? (После смерти Николая I генерал-адъютант П. П. Ланской, женатый на вдове А, С. Пушкина — Н. Н. Пушкиной (урожд. Гончаровой), оказался по военно-служебным делам в Вятке. Супруги приняли живейшее участие в судьбе Салтыкова. По докладу министра внутренних дел С. С. Ланского, двоюродного брата П. П. Ланского, Александр II «высочайше повелеть соизволил: дозволить Салтыкову проживать и служить где пожелает». Это произошло в ноябре 1855 г.)

19. В каком чине вернулся Салтыков из Вятки? Какую должность он получил в министерстве внутренних дел?

(В чине надворного советника. Стремясь внести свою лепту в начинавшиеся тогда реформы императора Александра II, Салтыков не вышел в отставку, а продолжил службу, став чиновником особых поручений при министерстве.)

20. Как называлось произведение, с которым Салтыков вернулся в литературу после вятской службы? Где оно было впервые напечатано? «Губернские очерки». В московском журнале «Русский вестник».)

21. Как подписал Салтыков «Губернские очерки» в журнале и в отдельном издании? (Н. Щедрин; «Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салтыков».)

22. Кому принадлежат следующие слова: «Помним мы появление г-на Щедрина в «Русском вестнике»... О, тогда было такое радостное, полное надежд время! Ведь выбрал же г. Щедрин минутку, когда явиться...»? В каком году «Губернские очерки» были напечатаны в «Русском вестнике»? (Ф. М. Достоевскому. В 1855 г.)

23. Куда и когда впервые Салтыков был назначен вице-губернатором? (В Рязань в марте 1858 г.)

24. Кто прозвал Салтыкова «вице-робеспьером»? (Рязанские помещики в пору его тамошнего вице-губернаторства.)

25. В каком произведении появилось впервые название «город Глупов»? (В очерке «Литераторы-обыватели», написанном по рязанским впечатлениям в 1860 г.)

26. По какой причине Салтыков покинул вице-губернаторское место в Рязани? (Из-за постоянных конфликтов с губернатором Н. М. Муравьевым, послужившим одним из прототипов для образов помпадуров.)

27. В чем сатирический смысл созданного Салтыковым слова-образа «помпадур»? (Как известно, во Франции XVIII в. при короле Людовике XV страной фактически правила его фаворитка — маркиза де Помпадур. Салтыков хотел подчеркнуть, что в современной ему России ответственные посты в системе государственного управления чиновники получали не за свои деловые качества, а вследствие придворных знакомств, связей, интриг и т. п. Отсюда и «помпадурши» — любовницы помпадуров-губернаторов, от которых зависело очень многое в жизни губерний.)

28. В какую губернию и на какую должность получил Салтыков назначение после Рязани? (В Тверскую губернию на должность вице-губернатора.)

29. С каким журналом стал сотрудничать Салтыков после выхода в отставку в 1862 г.? (С журналом «Современник».)

36. Как должен был называться журнал, который Салтыков намеревался создать в 1862г.? («Русская правда».)

31. В полемике с какими журналами принимал участие Салтыков как сотрудник «Современника»? (С журналами братьев Достоевских «Время» и «Эпоха», с журналом «Русское слово».)

32. Какое решение принял Салтыков, покинув в конце 1864 г. редакцию «Современника»? (Он решил возвратиться на государственную службу и стал чиновником министерства финансов.)

33. Какую должность получил Салтыков после возвращения на службу? (Он стал председателем казенной палаты в Пензе.)

34. По какой причине и куда Салтыков был переведен из Пензы? (Салтыков постоянно конфликтовал с губернатором В. П. Александровским, допускавшим финансовые злоупотребления. Салтыков просил о переводе и был назначен управляющим Тульской казенной палатой.)

35. Чем закончился конфликт Салтыкова с тульским губернатором Шидловским? (Салтыков был перемещен из Тулы в Рязань на такую же должность управляющего казенной палатой.)

36. Чем занялся Салтыков после окончательного ухода с государственной службы в 1868 г.? (Он стал одним из соредакторов журнала «Отечественные записки».)

37. В статье «Новаторы особого рода» Салтыков выступает против «клубницизма» — натуралистического повествования, граничащего с порнографией. Знаете ли вы источник происхождения этого термина, предложенного Салтыковым? (Он связан с «Мертвыми душами» Гоголя, где Ноздрев, рассказывая о своих скабрезных похождениях, эвфемистически называет их «клубникою ».)

38. Кто из градоначальников управлял Глу-повом при помощи органчика в голове? Какие две пьесы этот органчик играл? (Дементий Варламович Брудастый. «Раззор-рю!» и «Не потерплю!».)

39. Кто из градоначальников Глупова был автором сочинения «Жизнеописания замечательнейших обезьян»? (Двоекуров.)

40. Один из градоначальников замостил улицы, другой — базарную площадь, а третий — разместил мостовые и «из добытого камня настроил монументов». Назовите их. (Двоекуров, Бородавкин, Негодяев.)

41. Кто из градоначальников, начав «объяснять глуповцам права человека», «кончил тем, что объяснил права Бурбонов»? (Виконт Дю Шарио.)

42. Назовите градоначальника, автора повести «Сатурн, останавливающий свой бег в объятиях Венеры». (Грустилов.)

43. Как стал называться город Глупов после переименования его Угрюм-Бурчеевым? (Непреклонск.)

44. По проекту Угрюм-Бурчеева в городе Глупове устанавливались, вместо церковных и других праздников, всего два. Назовите их. Какие коммунистические праздники они вам напоминают? (Весенний «Праздник неуклонности» («служит приготовлением к предстоящим бедствиям») напоминает первомайский праздник; осенний «Праздник предержащих властей» («посвящается воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных») — сходен со всем знакомым днем 7 ноября.)

45. После описания того, как появилось «оно», в тексте «Истории одного города» говорится: «История прекратила течение свое». Так ли это? Закончилась ли история Глупова на Угрюм-Бурчееве? (Нет. В «Описи градоначальникам» за Угрюм-Бурчеевым следует Перехват-Залихватский.)

46. Что вы знаете о детях Салтыкова и судьбе его потомков? (У супругов Салтыковых было двое детей: Константин и Елизавета. Константин остался бездетным; Елизавета умерла в эмиграции, а ее дочь была обвинена в шпионаже и расстреляна большевиками в конце 1930-х гг.)

47. В каком произведении Щедрина появляются герои Грибоедова? Назовите их. (В цикле «В среде умеренности и аккуратности». Молчалив, Чацкий.)

48. Когда, куда и с какими целями Салтыков совершил первую зарубежную поездку? (В 1875 г. в Южную Германию (Баден-Баден) для лечения.)

49. В каком произведении Салтыкова герой пишет дневник, зная, что его будет читать квартальный надзиратель? (В «Современной идиллии».)

50. В каком произведении Салтыкова упоминается Чернобыль? (В первом из «Пошехонских рассказов».)

51. Кто возглавил журнал «Отечественные записки» после кончины Некрасова? (Салтыков.)

52. Какова судьба журнала «Отечественные записки» при Салтыкове? (Журнал был закрыт в 1884 г. по обвинению «в распространении вредных идей» и привлечении к сотрудничеству «лиц, принадлежащих к составу тайных обществ».)

53. Назовите последнюю большую книгу Салтыкова и издание, где появились ее первые главы. («Пошехонская старина»; журнал «Вестник Европы».)

54. Знаете ли вы автора следующих слов: «Невозможно понять историю России во второй половине XIX в. без помощи Щедрина»? (М. Горький.)

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. (24 кн.). М., 1965—1977.

Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 10 т. М., 1988.

М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. 2-е изд., пересмотр, и доп. М., 1975. (1-е изд. — 1957).

Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Биография (1826—1856). М., 1949 (2-е изд. — 1951).

Макашин С. А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850—1860-х годов: Биография., М., 1972.

Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860—1870-е годы: Биография. М., 1984.

Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875—1889: Биография. М., 1989.

Ольминский М. С. Щедринский словарь / Под ред. М. М. Эссен и Н. Лепешинского. М., 1937.

Соколова К. И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: Книга для учащихся старших классов. М., 1993.

Турков А. М. Ваш суровый друг: Повесть о М. Е. Салтыкове-Щедрине. М., 1988. (Писатели о писателях).

Тюнькин К, Салтыков-Щедрин. М., 1989. (ЖЗЛ).

Салтыков-Щедрин. 1826—1976: Статьи, материалы, библиография. Л., 1976,

Салтыков-Щедрин и русская литература. Л., 1991.

Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке / Сост. и вступ. ст. М. С. Горяч-киной. М., 1989.

Калмановский Е. С. Безнадежная мгла настоящего, или Столп отечественного критицизма // Российские мотивы. СПб., 1994.

Есаулов И. А. Христоцентризм и соборность («Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина) // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

История города Глупова. Будет ли у нее конец? //ДОСЬЕ. Прилож. к «Лит. газ.». 1996. № 2. (Номер посвящен 170-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина.)

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru