КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. НЕКРАСОВА
1821, В местечке Немирове Подольской
28 ноября губернии в семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны (урожд. Закревской) Некрасовых родился сын Николай.
1824—1832 Жизнь семьи в с. Грешнево Ярославской губернии по причине выхода отца в отставку.
1832—1837 Учение Николая и брата в Ярославской гимназии. 5
1838 Приезд Н. А. Некрасова в Петербург и неудачная попытка, вопреки воле отца, поступления в университет.
1840 Выход первого сборника Некрасова . «Мечты и звуки». Начало сотрудничества в изданиях Ф. А. Кони. Отрицательная оценка В. Г. Белинского всего сборника. Некрасов уничтожает почти весь тираж.
1841 Смерть матери поэта.
1842 Знакомство с В. Г. Белинским.
1844—1845 Сближение с В. Г. Белинским. Выход в свет альманаха «Физиология Петербурга» под редакцией Н. А. Некрасова. Сборник отразил искания и эстетику «натуральной школы».
1846 Выход некрасовского альманаха «Петербургский сборник», в котором были напечатаны стихи поэта « В дороге » и « Колыбельная песня ». Приобретение у П. А. Плетнева права на издание «Современника».
1847 Начало некрасовского «Современника». Трения между официальным редактором Никитенко и его фактическими редакторами — Некрасовым и Панаевым.
1848 Начало «мрачного семилетия» в русской общественной-жизни. Цензурные преследования «Современника». По доносу Ф. Булгарина Некрасова вызывают в III Отделение. За Некрасовым установлено секретное наблюдение.
1853 Тяжелая болезнь Некрасова. Создание «Последних элегий».
1854 Приход в редакцию «Современника» Н. Г. Чернышевского.
1856 Перед отъездом за границу (Берлин, Вена, Флоренция, Рим и т. д.) Некрасов передает свои редакторские функции Н. Г. Чернышевскому. Выход сборника «Стихотворения Н. А. Некрасова», имевшего огромный успех.
1857 Возвращение на родину. Приход в «Современник» Добролюбова.
1860 Уход из «Современника» И. С. Тургенева.
1861 Смерть Добролюбова. Написаны «Коробейники». Второе издание «Стихотворений Н. А. Некрасова».
1862 Арест Чернышевского. Первое запрещение «Современника» и приостановка издания на 8 месяцев.
1863 Возобновление «Современника». Создание поэмы «Мороз, Красный нос». Начало работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Приобретение усадьбы под Ярославлем «Карабиха».
1866 Закрытие «Современника».
1868 Начало нового журнала — «Отечественные записки». Редактор — Н. А. Некрасов. Публикация в № 1 поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1870 Сближение с будущей женой Ф. А. Викторовой (Зинаида Николаевна Некрасова), с которой будет обвенчан в 1877 г.
1871—1872 Создание поэм «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».
1875 Начало последней болезни Н. А. Некрасова.
1876 Работа над четвертой частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1877 Выход в свет книги «Последние песни».
1877, 27 декабря Смерть поэта и похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
А. Я. Панаева
...Я слышала от самого Некрасова, как он бедствовал некоторое время в начале своего пребывания в Петербурге.
Он с юмором передавал, как с неделю прожил в пустой комнате, потому что его квартирная хозяйка, желая выжить своего жильца, в его отсутствие вынесла всю убогую мебель из комнаты, и Некрасов спал на голом полу, подложив пальто под голову, а когда писал, то растягивался на полу, уставая стоять на коленях и у подоконника.
На моих глазах произошло почти сказочное превращение в наружной обстановке и жизни Некрасова.
Конечно, многие завидовали Некрасову, что у подъезда его квартиры по вечерам стояли блестящие экипажи очень важных особ; его ужинами восхищались богачи-гастрономы; сам Некрасов бросал тысячи на свои прихоти, выписывал из Англии ружья и охотничьих собак; но если бы кто-нибудь видел, как он по двое суток лежал у себя в кабинете в страшной хандре, твердя в нервном раздражении, что ему все опротивело в жизни, а главное — он сам себе противен, то, конечно, не завидовал бы ему...
В хандре он злился на меня за то, что я уговаривала его изменить свой образ жизни, который доставлял ему по временам такие мучительные страдания; я припоминала ему, что, несмотря на все лишения прежней своей жизни, он не испытывал такого убийственного настроения духа. Некрасов находил, что я будто бы нарочно усиливаю своими разговорами его и без того ужасное настроение:
— Чем бы развлечь человека, а вы его добиваете.
— Развлекателей у вас развелось с тех
пор много, как вы сделались капиталистом, — отвечала я.
Некрасов раздражительно прерывал меня:
— Я не так глуп, чтобы не видеть перемены в отношениях к себе людей, начиная с невежд и кончая образованными.
Стихотворение «У парадного подъезда» было написано Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе.
Накануне того дня, как было написано это стихотворение, я заметила Некрасову, что давно уже не было его. стихотворений в «Современнике».
— У меня нет желания писать стихи для того, чтобы прочесть двум-трем лицам и спрятать их в ящик письменного стола... Да и такая пустота в голове: никакой мысли подходящей нет, чтобы написать что-нибудь.
На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ.
Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде.
Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».
Некрасов писал прозу, сидя за письменным столом и даже лежа на диване; стихи же он сочинял, большею частью, прохаживаясь по комнате, и вслух произносил их; когда он оканчивал все стихотворение, то записывал его на первом попавшемся под руку лоскутке бумаги.
Он делал мало поправок в своих стихах. Если он сочинял длинное стихотворение, то по целым часам ходил по комнате и все вслух однообразным голосом произносил стихи; для отдыха он ложился на диван, но не умолкал; потом снова вставал и продолжал ходить по комнате. Некрасов мог прочесть наизусть любое из своих стихотворений, когда бы то ни было сочиненных. Как бы оно ни было длинно, он не останавливался ни на одной строфе, точно читал по рукописи. Впрочем, он помнил наизусть массу стихотворений и других русских поэтов.
А. Н. Пыпин
В литературном отношении «Современник», без сомнения, был лучшим журналом того времени. Здесь начинались и продолжались «Записки охотника» Тургенева, оставшиеся самым замечательным его произведением; помещались повести Григоровича (другие второстепенные вещи его, как «Проселочные дороги» и т. п., помещались в «Отечественных записках»), здесь появлялись произведения Гончарова, Дружинина, художественно-критические статьи В. Боткина; в дружеских отношениях с редакцией был П. В. Анненков; далее, Евг. П. Ковалевский, В. П. Гаевский, братья Жемчужниковы и т. д. Нет сомнения, что писатель, которого можно было справедливо назвать писателем-художником, должен был гораздо больше тяготеть к редакции «Современника», чем к «Отечественным запискам». В последних для такого писателя был только один материальный вопрос — вопрос напечатания повести, романа и т. д. и гонорар; здесь, напротив, он мог быть уверен в интересе целого кружка к самому произведению, его художественному значению и общественному смыслу; в случае успеха он мог ожидать искреннего сочувствия, а также и критики, внушаемой опытным вкусом, — того и другого жаждет писатель-художник, серьезно относящийся к своему труду.
Н. Г. Чернышевский
Раз в неделю у Некрасова бывали обеды, которые можно назвать редакционными. На них собирались литераторы, сотрудничеством которых дорожил журнал. Кроме них, постоянно бывал приглашаем цензор; бывали и кое-кто из числа светских людей, пользовавшихся любовью в кругу литераторов. Очень часто бывал Языков, которого так любил Белинский. Когда жили в Петербурге, часто бывали тут Лихачевы, родственники и друзья Панаевых, бывал Арапетов.
Выбор других людей, чуждых литературной деятельности, приглашенных раз навсегда бывать на этих обедах, был такой строгий с точки зрения их способности не уронить себя в глазах литераторов, что, например, ни один из однофамильцев Ив. Ив. Панаева никогда не бывал приглашаем на эти собрания. (Бедняжка цензор, конечно, играл тут, сам того не замечая, жалкую роль, и обыкновенно единственным усла-дителем его одиночества приятными разговорами являлся я; в исполнении этой роли и состоял для меня мотив бывать на этих обедах.) После обеда гости оставались тут, до какой поры кому было удобно. Первыми уезжавшими обыкновенно бывали те, которые отправлялись на этот вечер в театр. Другие, кому был досуг, оставались гораздо дольше.
И. А. Панаев
Для публики важно знать: существовало ли противоречие между всем прекрасным и добрым, наполнявшим его произведения, и нравственными качествами того, кто так хорошо выражал это прекрасное и доброе? Существовал ли разлад между добрым чувством, выраженным прекрасным стихом, и чувством, живущим в сердце поэта?
На это я твердо и не колеблясь отвечу: никакого разлада не было. Некрасов по своим нравственным качествам не противоречил вовсе тому образу, который рисовался воображением многих не знавших его почитателей его таланта. Он был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой; но достаточною твердостью характера он не обладал. Обстоятельства сложились так, что ему почти, всю жизнь пришлось проводить в полуофициальных кружках. Это не была его естественная среда, а потому в ней он не мог чувствовать себя свободным: внутренние движения были связаны, женированы; сердце — сжато. Вследствие этого, несмотря на врожденные мягкость, снисходительность и простосердечие, — внешние приемы казались иногда сухими, угловатыми и от них как бы веяло холодом.
Ф. М. Достоевский
Лично мы сходились мало и редко и лишь однажды вполне с беззаветным, горячим чувством, именно в самом начале нашего знакомства, в сорок пятом году, в эпоху «Бедных людей». Но я уже рассказывал об этом. Тогда было между нами несколько мгновений, в которые, раз навсегда, обрисовался передо мною этот загадочный человек самой существенной и самой затаенной стороной своего духа. Это именно, как мне разом почувствовалось тогда, было раненное в самом начале жизни сердце, и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь. Он говорил мне тогда со слезами о своем детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в родительском домело своей матери — и то, как говорил он о своей матери., та сила умиления, с которою он вспоминал о ней, рождали уже и тогда предчувствие, что если будет что-нибудь святое в его жизни, но такое, что могло бы спасти его и послужить ему маяком, путевой звездой даже в самые темные и роковые мгновения судьбы его, то уж, конечно, лишь одно это первоначальное детское впечатление детских слез, детских рыданий вместе, обнявшись, где-нибудь украдкой, чтоб не видали (как рассказывал он мне), с мученицей матерью, с существом, столь любившим его. Я думаю, что ни одна потом привязанность в жизни его не могла бы так же, как эта, повлиять и властительно подействовать на его волю и на иные темные неудержимые влечения его духа, преследовавшие его всю жизнь.
А. В. Дружинин
Господин Некрасов много принес жертв временному элементу поэзии, но жертвовал ему не из рутины, не из расчета, не из увлечения чуждым авторитетом, а с полной свободой сознания, вследствие своей организации и склада своего таланта. Он не кидал грязью в алтарь чистой поэзии, но всегда подходил к нему с любовью и благоговением, даже преувеличивая свои слабости и считая себя более недостойным жрецом, чем он был им в самом деле. Он не издевался над высшими проявлениями вечного в поэзии и всегда был готов ответить на призыв музы, куда бы она его ни увлекала. Оттого мы видим и постоянно будем видеть в Некрасове истинного поэта, богатого будущностью и сделавшего достаточно для будущих читателей. Даже многие из его преднамеренно-наставительных стихотворений нам нравятся, ибо они созданы без усилий и притянутой мысли, — мы очень хорошо знаем, что срок их славы недолог, но и за временное их влияние остаемся вполне благодарными. Этими стихотворениями он привил несколько дельных мыслей в обществе, ими развивает он массы людей малоразвитых и непривычных к пониманию поэзии. В них он был прям и искренен, ими достигнул он всего, что только можно было достигнуть с таким слабым орудием. Но не в дидактике значение Некрасова как поэта настоящего, поэта прочного. Это значение приобрел он энергией своего таланта, рядом картин, достойных кисти мрачного Рембрандта, сотнею строк, исполненных жизни и крови, запечатленных всегда свежим, всегда славным творчеством. Поэт грустной действительности и унылых сторон жизни, Некрасов перестает быть полным поэтом только там, где силится прикрасить эту жизнь и эту действительность более или менее временными умствованиями. Там, где он свободно творит и без мудрствования идет за своей музой, он всегда правдив, всегда стоит зваться художником...
А. А. Григорьев
Глубокая любовь к почве звучит в произведениях Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь. Он, по-видимому, не жалеет, как Лермонтов, что этой любви «не победит рассудок», не зовет этой любви «странною». Одинаково любит он эту Почву и тогда, когда говорит о ней с искренним лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные или грустные картины; и мало того, что он любит: его поэзия всегда в уровень с почвою — тогда ли, когда в мрачный, сырой осенний вечер, с поэтически-ядовитым озлоблением передает заседание «клуба вороньего рода» и с наружным равнодушием и внутреннею глубокою симпатиею разговор двух старушонок, сошедшихся у колодца; тогда ли, когда в душной больнице подсматривает он высокую сцену поднятия любовию падшего человека и слышит ...всепрощающий голос любви, Полный мольбы бесконечной...
Ю. Айхенвалъд
Его, этот современный человеческий город, «опоясанный гробами», незаметно переходящий в топкие могилы кладбищ, — город, где жизнь похожа на смерть, где обе они сливаются в одно фантастическое целое, в один сумбур и бред, — город с его бессолнечным утром и лихорадочными сумерками, с его преступной ночью; его «день больной и вечер мглистый, туманный, медленный рассвет»; современную улицу с ее убогими и нарядными, с ее надменными парадными подъездами, с ее «недовольной нищетой», с ее кражами и пожарами, с ее суетой и сценами, — все это дерзнул Некрасов воплощать в поэзию, и поэзия странностей, диссонансов, уродства, судорог и противоречий действительно возникала, поднималась из этих бездн темных Насилия и Зла.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел.
Решительно и без боязни расширил он владения поэзии, с лугов зеленых и вольных полей ввел ее также в городские ворота, на площади, в угар суетливых улиц. Это — завоевание, это — новая мрачная провинция красоты. Только страшно то, что город покорил его не одной своею мрачной поэзией, но и своею прозой. Город нашел в Некрасове своего жреца и свою жертву, своего поэта и. своего прозаика. Надо обладать высоким строем духа, чтобы впечатления обыденности улавливать в их общем смысле и эстетической силе, чтобы в такой близи от пошлого избежать отравляющего прикосновения к нему и без опасности для самого себя растить на петербургском болоте какие-то черные цветы, бод-леровские цветы зла, извлекать из них поэтическую сладость. Надобно усилие, отвлечение, чтобы при таком удручающем знакомстве с действительностью переноситься в ту область возвышающего обмана, в ту чистую сферу, где обитает «поэзия свободная». Осиленный буднями и мелочностью, Некрасов над житейской мутью, над мерзостями петербургской непогоды, в ее физическом и нравственном смысле, не мог подниматься незапятнанно; ложилась на него густая пыль жизни, тяготели на нем ее осадки, растлевающие осадки жизни, — и погасал, и чадил огонек святой красоты. Окружающее неблагообразие искажало его душу; не бесследно и не безнаказанно проникаешься гадкими впечатлениями, узнаешь мерзкие тайны города, секреты обогащения, и все называешь по имени — не пушкинская «насильственная лоза» у Некрасова, а прямо розга... Он сам был горожанин, петербуржец, сам входил нераздельной частью в городской организм, — и этим объясняется тот отпечаток низменности, который, как мы уже видели, лежит на множестве его произведений, его мнимых стихов. Мелкое оставалось у него мелким, не возрастало от его прикосновения, как это бывает у поэтов-чародеев.
Правда, и на самой народности Некрасова, словесной народности, лежит печать литературы, и кое-что здесь искусственно, — но в общем неоспоримо слышны у Некрасова отголоски русского голоса, эхо русской родины, и есть у него живая самобытность, и ярко светится в ней самое ядро души русской, — и в симпатическом горении горит перед ним душа самого поэта. «За каплю крови, общую с народом, прости меня, о родина, прости!» — умолял Некрасов, и все эти стихи действительно обнаруживают его кровное родство с народной стихией, которая и не может ему не простить...
Тогда, в недолгое и оспариваемое царствование Волги-победительницы, возникают у него оригинальные и смелые образы, какая-то интимная мелодия стиха, и даже слова и обороты прозаические, оттого что они удостоились попасть в стихотворение, получают как бы освящение от поэзии, приобщаются к ней и преображаются в художественную ценность.
В. В. Розанов
Он не был первым по размеру литературного дарования в царствование Александра II, но его дарование было самым нужным и вместе с тем, так сказать, законнорожденным за это царствование; и он может быть назван по справедливости первым поэтом этой эпохи; самым видным, значащим, влиятельным литератором. Кто помнит семидесятые годы, как свои гимназические или студенческие» помнит товарищей, которые никого другого из поэтов (и почти из литераторов), кроме Некрасова, не читали, или читали лишь случайно и отрывочно; зато у Некрасова знали каждую страницу, всякое стихотворение. Знали и любили; не сплошь, не одинаково, но некоторые стихотворения — восторженно.
Некрасов дал первый образ прозаического стиха и был первым публицистом-поэтом, в этом синтезе двух качеств достигнув почти величия. Нам его легко читать; он говорит, как мы, и то же, что мы. Таким образом, он стал голосом России; если кто усмехнувшись заметил бы, что это мало и грубо для поэта, тому в ответ мы добавим, что он был голосом страны в самую могучую, своеобразную эпоху ее истории, и голосом отнюдь не подпевавшим, а свободно шедшим впереди. Идет толпа и поет; но впереди ее, в кусточках, в перелеске (представим толпу, идущую в поле, в лесу) идет один певец, высокий тенор, и заливается; — поет одну песню со всеми. И ни к кому он не подлаживается, и никто к нему не прилаживается, а выходит ладно.
Вл. Леонович
Тяжелый и редкий дар: он нес в себе исповедь. Люди поверхностные, сверх меры и стыда искренние, не достигают исповеди в признаниях. К ним обращено лермонтовское «Не верь себе...», но, как видно, без пользы. Льву Толстому Некрасов писал (1857): «Гоню дурные мысли и попеременно чувствую себя то хорошим человеком, то очень дрянным. В первом состоянии мне легко — я стою выше тех обид жизни, тех кровных уязвлений, которым подверглось мое самолюбие, охотно и искренне прощаю, кротко мирюсь с мыслью о невозможности личного счастья; во втором я мученик, и мученик, не достойный сожаления, начиная с моего собственного; от мелкой раздражительности до готовности воткнуть нож в свое или чье-нибудь горло — я все переживаю... Но злость приходит все реже, реже — еели в ней нет законности, она уляжется, но мне надо сделаться очень, очень хорошим человеком, чтоб многое в прошедшем меня не замучило или не привело к чему-нибудь дикому». Совесть должна работать. Перечитывая Некрасова, поражаешься тому, сколько лично им было предпринято и совершено этой работы, в конечном счете, работы народной — за себя, за других — современников своих и, увы, за потомков! Поэт заботится о народе как о некоем нравственном организме — о его правильном дыхании, ничем не сдавленном, о кровообращении без потерь, об очищении памятью и сознанием, чтобы прошедшее «не замучило или не привело к чему-нибудь дикому».
Как человек, наделенный не только поэтическим гением, но и здравым смыслом хозяина («ярославец» — любил повторять Корней Чуковский), Некрасов лучше многих видел, кто и каким образом разоряет страну. Он провел нас по вертепу хищников, показал нам эти лица, дал услышать эти речи. Юбиляры и триумфаторы не стесняли себя в чувствах и выражениях...
Пользуясь тем, что цензоры Некрасова (и первый из них — Миша Лонгинов, начинавший поприще с похабных стихов) спят мертвым сном, перепишем несколько строк великого поэта.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ
1. «Русской земли человек замечательный» (личность и поэзия Н. А. Некрасова).
2. Лирический герой Н. А. Некрасова бессонной ночью,
3. Поэт и гражданин в лирике Некрасова как диалектическое единство.
4. «Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая страдания народа...» (по стихам и поэмам Н. А. Некрасова).
5. Образ молодого современника в творчестве Н. А. Некрасова.
6. Народ и родина в лирике Некрасова.
7. Загадка русского мужика в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
8. Праведники и грешники в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
9. Житие Матрены Тимофеевны (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
10. Некрасовское понимание счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
11. Любимые страницы творчества Н. А. Некрасова.
12. Муза у Пушкина и Некрасова. Традиция и новаторство в понимании сущности поэтического творчества.
13. Образ любви в лирике Некрасова и Тютчева («денисьевский» и «панаевский» циклы).
14. «Литература была за Некрасовым как за каменной стеной» (собирательская, издательская, журналистская деятельность Н. А. Некрасова).
15. Волга в жизни и поэзии Н. А. Некрасова.
16. Тема русской матери в творчестве Н. А. Некрасова («Рыцарь на час», поэма «Мать», «Баюшки-баю», «Внимая ужасам войны», «Орина, мать солдатская» и др.).
17. «Важен в поэме стиль, отвечающий теме» (по поэме «Мороз, Красный нос»).
18. Образ русской женщины в творчестве поэта Некрасова и живописца Венецианова.
19. «О город, город роковой» (тема города в творчестве Некрасова и поэтов-современников).
20. Образ заезженной клячи в цикле Н. А. Некрасова «О погоде» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
21. Стихи Н. А. Некрасова, посвященные детям и о детях («Дед Мазай и зайцы», «Школьник», «Песня Еремушке», «Крестьянские дети» и др.).
22. Звуковые образы в поэтике Некрасова и Блока (по поэмам «Кому на Руси жить хорошо» и «Двенадцать»).
23. Некрасовская традиция в современной лирике (Н. Тряпкина, В. Шаламова, А. Вознесенского).
24. Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников.
25. К. И. Чуковский как исследователь творчества Н. А. Некрасова.
26. Общность художественного метода Некрасова-поэта и художников-передвижников.
ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»
I. Пушкинский взгляд на идеального поэта в стихотворении «Пророк». Может ли поэт, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей» и утолить духовную жажду своего поколения и потомков?
Своеобразие некрасовской России 50—70-х годов как «геологического сдвига» в русской истории.
«Нам нужен был бы теперь поэт, который бы с красотою Пушкина и силою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова» (Н. А. Добролюбов, 1860).
II. «Я лиру посвятил народу своему» 1. Портрет лирического героя в юности:
а) «Я отроком покинул отчий дом, За славою в столицу торопился...»;
б) «Праздник жизни — молодости годы — Я убил под тяжестью труда...»;
в) поэт в «роковом городе» (бесприютен, голоден, сир), искушаемый мечтой о миллионе и самоутверждении;
г) кто же я — «рыцарь на час»? сила самооценки и слабость бойца, благие порывы и гражданская несостоятельность.
2. Учителя поэта, удовлетворившие потребность в этическом и эстетическим идеалах:
а) «он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» (О Гоголе, ст. «Памяти приятеля»);
б) «многострадальная тень» В.. Белинского, научившего мыслить «гуманно»;
в) идея подвижничества, самопожертвования в образе Добролюбова, отвергавшего «мирские наслажденья» во имя любви к России, и крестьянина Власа («Влас»).
3.
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым благодатным летом,
И вновь душа поэзией полна,
И только здесь я быть могу поэтом.
(«Тишина» — гимн ярославской земле)
4. «И Музе я сказал: «смотри! Сестра твоя родная!»:
а) своеобразие музы у Некрасова (полемика с Пушкиным в стихотворении «Муза» и утверждение своей, раздвоенной, сочетающей в себе «мщение!» и христианское всепрощение);
б) Полемика Некрасова с представителями эстетической школы (Тургенев, Боткин, Дружинин);
в) спор в душе лирического героя между Поэтом и Гражданином и вывод: гражданин — не профессия, а уровень нравственности, поиск новой поэтической формы, чтоб воспеть «твои страданья терпеньем изумляющий народ»;
г) поэтика Некрасова и ее эстетическая уникальность (эпическая разноплановость, проза-измы, песенные ритмы, введение чужого «я» в лирику).
5. Те, кому «посвящены мечтания поэта»: а) русская деревня в стихотворениях «Несжатая полоса», «Деревенские новости», «Крестьянские дети»;
б) образ «рокового города» как антитеза живому «зеленому шуму» русской природы («Утро», «Зеленый Шум»);
в) образы детства и ищущей юности («Песня Еремушке», «Школьник», «Саша»);
г) «долюшка русская, долюшка женская». (Женские образы в поэмах «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», стихотворение «Внимая ужасам войны»);
д) так кто же строил железную дорогу?
Философское звучание темы «народ» у Некрасова.
III. «Это было раненое сердце», — Достоевский о Некрасове как поэте трагическом.
О Муза!
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу.
(Н. А. Некрасов)
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
1. Как стихотворение Н. А. Некрасова «Сейте разумное, доброе, вечное» помогает понять двуплановость сюжета «Несжатой полосы»? (Ключом к ответу является стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный»),
2. Назовите прототипы персонажей лирики и поэм Н. А. Некрасова.
3. В современных Некрасову изданиях слово «пилигримы» в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» было заменено на «наши странники». Как меняется смысл стихотворения с изменением главного, несущего основную, «художественную» нагрузку слова?
4. В том же стихотворении крестьяне названы «деревенские русские люди». Какой поэтический смысл имеет кажущееся лишним разъяснение «русские»?
5. Каких двух поэтов-современников «смешали» в этом искусственном стихотворении? Найдите части, принадлежащие этим поэтам. Обоснуйте.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт,
И «пошел!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.
Похожее задание, только предупреждаем: некрасовских строк в этом искусственном творении нет, но есть поэт-некрасовец по стилю. Оба поэта — современники Некрасова.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Вдали золотится ковыль —
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.
6. К каким типично некрасовским сюжетам слова Ивана Карамазова из романа Ф. М. Достоевского могут стать комментарием?
«У нас историческое, непосредственное и ближайшее наслаждение истязанием битья. У Некрасова есть стихи о том, как мужик сечет лошадь кнутом, по глазам, «по кротким глазам»... бьет с остервенением, бьет, наконец, не понимая, что делает, в опьянении битья...»
7. Внимательно прочитайте стихотворение «Размышления у парадного подъезда» и посмотрите, как рисует поэт портреты просителей. Благодаря каким двум деталям в описании портрет из физического становится духовным?
8. Как соотносятся между собой авторы, печатавшиеся в журнале «Современник»: Толстой, Чернышевский, Гончаров, Добролюбов, Жорж Занд, Фет, Майков, Белинский, Гёте, Байрон, Тютчев, Грановский, Костомаров, Соловьев, Панаев? Какие разделы были в журнале (ориентируйтесь по авторам)?
9. Каков творческий метод в описании портрета крестьянина у Некрасова? Каких мастеров кисти, какой школы, работавших этим методом, вы можете назвать? Вспомните их произведения. Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах.
10. Назовите фольклорные жанры, образы, мотивы, ритмы в «Кому на Руси жить хорошо». Произнесите как скороговорку начало: «В каком году рассчитывай» и т. д. первую строфу.
11. Некрасов был прекрасным стилизатором народных песен. Здесь воспроизведен один отрывок. Проанализируйте ритмику, лексику и вставьте пропущенные слова.
Хлебушка нет,
Валится дом,
Сколько уж лет
Каме поем
Горе свое.
Плохо житье!
Братцы, подъем!
................. напрем!
................. ребята!
Гора-то высокая...
Кама угрюмая!
Кама глубокая!
12. Проверь свое знание значений слов, использованных Некрасовым для передачи многоцветной речи всех сословий России середины века, сверяясь с маленьким словариком, где значения слов перемешаны. Слова: коча, зажорина, кивер, кошница, коты, новина, предводитель, вальяжный, богачество, косуля, чуйка, инда, очеп.
Значения: имущество; род обуви, берестяные лапти; даже, так что; соха; высокий военный головной убор; суровый холст; выборный представитель дворянства; корзина; величавый, важный; длинный суконный кафтан; жердь; подснежная вода по дороге.
13. Прочитайте отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В нем дважды употреблено слово «небось». Что оно означает? Совпадают ли значения слова у Некрасова с современным?
— Небось! Мы не грабители! —
Сказал попу Лука.
(Лука — мужик присадистый,
С широкой бородищею,
Упрям, речист и глуп.
Лука похож на мельницу:
Одним не птица мельница,
Что, как ни машет крыльями,
Небось, не полетит.)
14. Назовите друзей и соратников Некрасова по журналу «Современник».
15. Некрасов использовал различные стихотворные жанры: оду, элегию, эпиграмму, любовное послание, думу, памфлет. Приведи примеры на каждый жанр.
16. Назовите строки из стихотворений Некрасова, которые могут стать эпиграфами к знакомым вам произведениям других авторов.
17. Вспомните строку Некрасова. Ключ к ней в нижеприведенных поэтических строчках: «Есть наслаждение и в дикости лесов» (К. Батюшков) «Есть упоение в бою» (А. Пушкин) «Есть речи — значенье темно иль ничтожно...» (М. Лермонтов) Сочини небольшой монолог по поводу поэтического явления, которое обнаруживается в этих строках.
18. Почему стихотворение Некрасова, которое мы процитируем, было приписано Тютчеву и под его именем опубликовано в 1890 г. в газете «Новое время»?
Великих зрелищ, мировых судеб
Поставлены мы зрителями ныне:
Исконные, кровавые враги,
Соединясь, идут против России,
Пожар войны полмира обхватил,
И заревом зловещим осветились
Деяния держав миролюбивых...
Обращены в позорище вражды
Моря и суши...
19. Кто входил в знаменитое «трио Николаев», возглавлявших «Современник»?
20. Докажите, что это стихотворение сатирическое. Что высмеивает Н. А. Некрасов? Какой прием сатиры использует?
Без поэтических затей,
Не на утесе вековом,
Где море пенится кругом
И бьется жадною волной
О стены башни крепостной, —
На гауптвахте городской,
Под вечным смрадом тютюна
Я месяц высидел сполна.
Какие поэтические штампы вводятся в стихотворение с целью пародии?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Переписка Н. А. Некрасова: В 2 т. М., 1987.
Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971.
Скатов Н. Н. Некрасов. М., 1994. (ЖЗЛ).
Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985.
Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. М., 1962.
Розанов В. В. Статьи о Н. А. Некрасове // Описательстве и писателях. М., 1995.
Айхенвальд Ю. И. Некрасов: Статья // Силуэты русских писателей. М., 1994.
Эйхенбаум Б. М. Некрасов: Статья // О прозе. О поэзии. Л., 1986.
Розанова А. А. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. Л., 1970.
Бойко М. Н. Лирика Некрасова. М., 1977.
Скатов Н. Н. Современники и продолжатели. М., 1973.
2i.SU ©® 2015