В результате победы Августовской революции 1945 г. на основе опыта нелегальной революционной литературы, творчества прогрессивных писателей формируется литература Демократической Республики Вьетнам. В ней рассказывается о становлении нового человека и о революционных преобразованиях в стране. В 1946 г. впервые вышли отдельной книгой стихи поэта-революционера То Хыу, появились пьесы, в которых воссоздавался образ революционного народа: «Восстание в Бакшоне» Нгуен Хюи Тыонга (1912 — 1960), «То Хьеу» Нгуен Конг Ми.
В годы войны Сопротивления происходит дальнейшая демократизация художественной формы произведений, литературного языка, заостряется внимание к народному театру — тео. Интерес писателей и поэтов сосредоточивается на изображении новых пластов жизни, на революционных преобразованиях. Об этом повествуется в рассказах и художественных репортажах Чан Данга (1922 — 1950), Нам Као (1916 — 1951), Нгуен Туана (р. 1910).
Повести и романы этого времени изображали в основном коллективного героя (роту, партизанский отряд). Таковы «Вперед, в атаку!» (1951) Нгуен Динъ Тхи (р. 1924), «Угольный бассейн» (1951) Во Хюи Тама (р. 1920) и др.
В 1948 г. создается Ассоциация деятелей литературы и искусства. В 50-х годах в литературе Вьетнама происходит качественный сдвиг. Писатели овладевают методом социалистического реализма, показывают современника активным борцом за торжество идей коммунизма. В этом большую роль играет обращение к опыту советской литературы и литературы других социалистических стран.
В 1957 г. был образован Союз писателей. В конце 50-х — начале 60-х годов писатели начинают уделять больше внимания внутреннему миру героев. В появившихся повестях, романах и многотомных эпопеях важная роль отводится изображению общественно значимых событий, созданию психологически достоверных образов. В повести Нгуен Нгаука (р. 1932) «Страна поднимается» (1956) говорится о партизанском вожаке-горце, в трилогии Нгуен Хюи Тыонга «Жизнь крестьянина Люка» (т. 1 — 2, 1955; т. 3, 1956) — об аграрной революции. О формировании нового сознания людей рассказывает Нгуен Тхе Фыонг в повести «Шаг к новому счастью» (1960). Рабочему классу посвящен роман Во Хюи Тама «Шахтеры» (1961).
Борьбе за свободу и героизм вьетнамского народа против агрессии империализма посвящены повести Нгуен Динь Тхи «В огне» (1966) и «Линия фронта прочерчивает небо» (1967). В первой рассказывается о зенитчиках, во второй — о молодой авиации страны. Интересны романы Нгуен К хая (р. 1930) «К острову» и «Дорога в бблаках» (1970), Нонг Минь Тяу «Ворота реки» (1967) и др. Социалистическое строительство показано в романах «Западный край» (1967) То Хоая (р. 1920), «Тайфун с моря» (1969) Тю Вана, «Цемент» (1968) Хюи Фыонга.
Видное место в литературе занимает жанр рассказа, мастерами которого являются Нгуен Нгаука («Высоко >в горах», 1961), До Тю («Наносы», 1967), То Хоая («Человек из предместья», 1968) и другие.
Жизнь человека нового общества в годы социальных перемен и военных испытаний отражает и поэзия, в которой преобладает лирика.
В «Черноморской поэме» (1959) Нгуен Динь Тхи рассказывается о подвиге Тон Дык Тханга, поднявшего флаг восстания на французском военном корабле. Большой популярностью пользуются поэмы То Хыу «Тридцать лет с партией» (1959), «С Лениным» (1958). Широко известны читателям также сборники стихов «Порыв ветра» (1961) То Хыу, «Цветы обычных дней. Буревестник» (1967) Те Лан Виена (р. 1920), «Новые песни» (1966) Хюи Кана (р. 1919). Очень популярен сборник «Стихи» (1967) Хо Ши Мина, замечательного вождя вьетнамского народа.
2i.SU ©® 2015