Анатоль Франс (1844-1924)
Зачинателем новой французской литературы явился Анатоль Франс — автор многих романов и повестей. Главное место в них занимают мысли писателя и его героев, обычно ученых, людей уже не молодых, о жизни, о прошлом Франции и ее современной общественной борьбе. Сама манера повествования, избранная Франсом, его исключительное внимание к духовному миру героев позволяют определить прозу Франса как интеллектуальную. Соответственно и от читателей Франса, писателя-эрудита, требуется глубокая интеллектуальная культура.
К лучшим произведениям Франса относится его сатира «Остров пингвинов» (1908). Это философско-аллегорический роман, в котором писатель проследил основные этапы развития буржуазной цивилизации. Глупость, лицемерие, религиозные предрассудки и насилие во имя частной собственности, как показывает Франс, оказались ее постоянными спутниками.
Анатоль Франс.
К шедеврам Франса относится также его исторический роман «Боги жаждут» (1912). Франс обрисовал в нем характерные типы эпохи, сосредоточив свое внимание на последних, трагических месяцах якобинской диктатуры в условиях 1794 г.
Для детей Анатоль Франс написал трогательную сказку о мужестве, верности и скромности («Пчелка», 1882).
Писатель рассказывает историю своих маленьких героев, как бы подчеркивая, что все события происходят в зачарованном мире и должны быть восприняты с простодушным доверием. Как зрелый мыслитель Франс оценил политическую борьбу начала XX в.
Он горячо приветствовал первую русскую революцию 1905 — 1907 гг., примкнул к рабочему движению во Франции.
В 1906 г. Франс произнес пророческие слова: «Русская революция — это революция всемирная. Она показала всемирному пролетариату его возможности и цели... На берегах Невы, Вислы, Волги — вот где решается в этот момент судьба новой Европы и будущее человечества».
Ромен Роллам (1866 — 1944)
Глубокий интерес к духовному миру человека характерен не только для А. Франса, но и для Р. Роллана, писателя и выдающегося историка культуры.
Роллану нелегко было выработать свои взгляды на жизнь в конце прошлого века. Он страстно искал среди современников писателя, который поддерживал бы его веру в человека. Таким художником оказался для него Лев Толстой. В 1887 г. Роллан вступил в переписку с Толстым и впоследствии посвятил ему книгу («Жизнь Толстого», 1911).
Иллюстрация Т. Стейнлена к роману А. Франса «Кренкебиль».
Первые произведения Роллана — героические драмы, в том числе пьесы, посвященные французской революции конца XVIII в. («Дантон», 1900; «Четырнадцатое июля», 1902).
В 1904 — 1912 гг. писатель публикует большой роман «Жан Кристоф». Это подробное повествование о жизни талантливого музыканта, родившегося в бедной семье, о его трудном пути к вершинам искусства, о художнике, ставшем участником политической жизни начала XX в.
Жан Кристоф — новый герой для французской литературы: человек действия, интеллигент, ищущий пути к народу. Чертами духовного облика он напоминает любимого композитора Роллана — Бетховена, которому писатель посвятил книгу «Жизнь Бетховена» (1903) и ряд работ об отдельных произведениях великого музыканта («Девятая симфония», 1941).
Ромен Роллан.
«Внизу у самого дома протекал Рейн. Если смотреть из окна, казалось, что висишь прямо над рекой, покачиваясь в небе». Иллюстрация Ф. Мазереля к роману Р. Роллана «Жан Кристоф».
Ласочка. Иллюстрация Е. Кибрика к роману Р. Роллана «Кола Брюньон».
В «Жане Кристофе» проявилась способность Роллана создавать героические характеры. Яркие образы передовых людей начала XX в. — Анкеты Ривьер, ее сына Марка, жены Марка Аси — запечатлел он в романе «Очарованная душа» (1922 — 1933).
В 1914 г. писатель закончил вдохновенную повесть «Кола Брюньон» («Жив курилка»). Ее герой, резчик по дереву, выходит из далекого прошлого, чтобы побеседовать с людьми нашего века. Брюньон, описанный на фоне событий 1616 г. (действие повести происходит в родном городе Роллана — Кламси), высказывает мудрые суждения, окрыляя читателей своим оптимизмом. Это неунывающий человек труда, поэт своего ремесла.
Повесть написана ритмической и подчас рифмованной прозой. Роллан с замечательным искусством соединил в ней авторский текст с народной речью, пословицами и поговорками.
В 30-х годах Роллан вместе с А. Барбюсом и А. М. Горьким возглавил антифашистское движение в Европе. Во время второй мировой войны, несмотря на болезнь и тяжелые условия жизни, Роллан поддерживал связи с французским движением Сопротивления.
Анри Барбюс (1873-1935)
Анри Барбюсу суждено было сыграть особую роль в формировании современной французской литературы. Автор знаменитой книги о первой мировой войне — романа «Огонь» (1916), опубликованного в самый разгар мировой бойни, Барбюс возглавил писателей, выступавших от имени пролетариата.
Сейчас всем известно, какую высокую оценку книге Барбюса дал В. И. Ленин, ознакомившийся с ней еще в эмиграции. В 1919 г. в статье «О задачах III Интернационала» В. И. Ленин назвал книгу «Огонь» необычайно сильной, талантливой и правдивой. Она показывала, как в военных условиях крепло революционное сознание масс.
Но сохранилось и другое бесценное свидетельство об отношении В. И. Ленина к этому произведению французского писателя.
«Владимир Ильич прочел эту книгу с настоящим восторгом, — писал А. В. Луначарский. — Он несколько раз выражал мне свое мнение, что это не только удивительный манифест против войны, но что это именно образец того искусства, какое нам, в обстановке империалистической войны, больше всего нужно».
Выдающимся художественным достижением Барбюса является то, что в своем «дневнике взвода» (так он определил жанр романа «Огонь»), отобразив жизнь солдат день за днем, писатель как бы проследил «цепную реакцию» постепенного прозрения солдатских масс. Каждый из героев по-своему приходит или подводит читателей к выводу: «Народы — ничто, а они должны стать всем»; «Народы должны столковаться через головы тех, кто так или иначе их угнетает».
Барбюс своим произведением призывал к революционному действию. Это хорошо понимали его читатели. Об этом говорил и Ромен Роллан в рецензии на книгу, появившейся в марте 1917 г.
В 1919 г. Барбюс создал группу «Кларте», которая разоблачала империализм и давала отпор клеветникам, ополчившимся против революционной Советской России. В нее входили А. Франс, Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Гарди, С. Цвейг. В журнале Барбюса «Кларте» сотрудничал А. М. Горький. Горький и Барбюс становятся друзьями и соратниками. Они организуют и приобщают к великому движению за освобождение рабочего класса представителей интеллигенции — писателей, художников и ученых.
Анри Барбюс.
Иллюстрация А. к роману А. «Огонь».
Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944)
Гуманистический тезис «Я в ответе за все», призыв к тому, чтобы каждая сознательно прожитая жизнь была полезна для всего человечества, определили содержание творчества Антуана де Сент-Экзюпери. Летчик по профессии, погибший в конце войны при выполнении боевого задания (обстоятельства гибели писателя остались неизвестны), Сент-Экзюпери внес во французскую литературу новые идеи. Автор своеобразных романов-репортажей «Южный почтовый» (1929), «Ночной полет» (1931), «Планета людей» (1939), Сент-Экзюпери протестовал против буржуазно-ограниченного, индивидуалистического взгляда на мир.
Его герой, летчик, способный преодолевать огромные трудности (очерк «Пилот и стихии»), осознает ответственность отдельного человека за судьбы всего человечества.
Страстная жажда свободы для всех, раскрепощения для каждого человека, высокое понятие о братстве людей, дружбе, товариществе определили основные мотивы творчества Экзюпери.
В качестве своего духовного завещания людям писатель оставил удивительную сказку «Маленький принц» (1943) — плод раздумий Экзюпери о жизни и смерти.
Летчику, потерпевшему аварию в песках Сахары, неожиданно явился Малыш-принц, спустившийся на землю с планеты, «которая была чуть побольше его самого». В течение недели, понадобившейся, чтобы починить самолет, Малыш внушал летчику веру в жизнь... В то время как человек погибал от жажды, чувствовал себя оторванным от всего мира, он слышал возле себя неумолкающий голосок, казалось, даже видел Маленького принца.
Малыш, которого Экзюпери так хорошо изобразил на своих рисунках, олицетворяет в сказке человеческие качества, придающие смысл и содержание жизни. Он трудолюбив, постоянен и верен в чувстве, добр и доверчив, чист в своих намерениях. Из рассказов Малыша мы узнаем о его планете и странствиях с птицами по другим мирам. Малыш видел многих людей, посвятивших свою жизнь неразумным целям. Это король, который «правит» миром, никем не управляя, честолюбец, упоенный своим тщеславием, горький пьяница, «деловой» человек, занятый бессмысленным подсчетом звезд.
На Земле, куда попал Малыш, таких людей было очень много. Жизнь взрослых людей вообще кажется Малышу неразумной. Ведь призвание человека — лишь в бескорыстной любви к тем, кому ты очень нужен.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Малыш любит выращенный им цветок розы. Он научился приручать зверей. Малыш легко заводит друзей, честно выполняет разумные обязанности, возложенные на человека жизнью. Она дана человеку, чтобы прожить ее с людьми, прожить не бесполезно, — такова мораль сказки «Маленький принц».
В финале сказки появляется мотив смерти. Смерть неизбежна, рассуждает Маленький принц. Но можно ли считать, что смерть лишает человеческую жизнь смысла? Малыш так не думает.
Экзюпери бросил вызов пессимистической и нигилистической философии, лишающей смысла человеческую жизнь.
Философское содержание сказки Антуана Экзюпери очевидно. Но читателей, вероятно, занимает самый образ Маленького принца. Ведь он кого-то напоминает? У героя Экзюпери много мифологических предшественников, но самым непосредственным его предшественником является Мальчик с пальчик. Народное воображение поместило его на самой маленькой звезде в созвездии Большой Медведицы.
Луи Арагон (р. 1897)
Со времени первой мировой войны Луи Арагон прошел большой творческий путь, приведший его в ряды Французской коммунистической партии.
Луи Арагон.
Голос Арагона мужественно звучал в годы второй мировой войны, когда в подпольных изданиях Парижа появились его сборники «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942).
В поэзии Арагона военных лет перед современниками во весь рост встал образ патриота-коммуниста.
В «Балладе о том, как поют под пыткой», в «Легенде о Габриэле Пери», в стихотворении «Поэт обращается к партии» с проникновенной силой раскрыто единство партии и народа.
Обличая зверства фашистов (стихотворение «Об убитой девочке», поэма «Я вам пишу в краю, разгромленном чумою»), Арагон создавал наряду с этим задушевную поэзию чувств, доказав, что топот фашистских сапог не смог заглушить все самое светлое в человеке.
Арагон известен и как автор цикла романов «Реальный мир». Один из них «Коммунисты» (1949 — 1951) в 1953 г. был переведен на русский язык.
Поль Элюар (1895-1952)
Много общего можно найти в жизненном и творческом пути Арагона и Элюара — друзей, единомышленников, последователей Аполлинера. И все же это совсем непохожие друг на друга поэты.
Если Луи Арагон пользуется конкретными понятиями, пользуется художественными образами, как живописец, то Поль Элюар — создатель афористической поэзии, стихотворение для него — развернутая метафора.
Ставя рядом понятные слова, он учил по-новому оценивать их значение:
Прекрасное прекрасно для счастливых,
Уродливо для скорбных
И зримо даже для слепых.
Он писал в годы оккупации Франции:
Вымуштрован голодом ребенок
У него на все один ответ
Я ем Ты идешь
Я ем Ты спишь Я ем.
Так написаны и другие стихотворения Элюара — «Свобода», «Габриэль Пери», «Музыкант», «Искусство танца», поэма «Оружие скорби».
Элюар не ищет конкретных сравнений с природой, предполагая, что такие сопоставления читатель вполне может сделать сам.
Постепенно читатели привыкли к осложненной, ассоциативной системе поэтического мышления Элюара. Слово у Элюара несет в себе глубокий многозначный смысл. В его поэзии оно находится как бы «во взвешенном состоянии» (Элюар избегал писать определенным ритмом и редко пользовался рифмой, его стихи построены на интонационных периодах). Вдумайтесь в слова, которые являются для поэта программными :
Пусть рот к своей вернется правде
Дыханье и улыбка звенья вечной цепи
Пусть человек отринет прошлого нелепость
И к братьям обратит свое лицо как равный
И разуму даст вольных два крыла.
Для детей и юношества
Современная французская литература разнообразно представлена в книгах, изданных для детей и юношества. Сотрудница журнала французских пионеров «Пииолэн» Луда (р. 1913) создала интересную книгу о тайнах труда и ремесел — «Трудус, трудум, труд». Это сказки о старых мастерах, написанные по мотивам средневековых легенд. Писательница Сен-Марку (р. 1920) посвятила свои повести детям, потерявшим родителей и оказавшимся в послевоенные годы предоставленными самим себе. Ее повесть «Фаншетта, или Сад Надежды» — драматическая история девочки-подростка, выросшей на улице. В 1955 г. на одном из очередных конкурсов детской книги читатели-дети присудили премию Полю Берна
(р. 1913) за повесть «Лошадь без головы». За бурными событиями этой повести перед читателями снова возникает реальная картина жизни бедноты в современном капиталистическом городе.
Характерной чертой современной французской литературы является умение детских писателей говорить со своими читателями о проблемах «взрослой» жизни.
В повести Колет Вивье (р. 1898) «Полярная звезда» ее герой Поль Товель на каникулах случайно познакомился с семьей своих бедных родственников. Среди портовых сорванцов, продающих креветки и макрель, Поль нашел друга, а в его семье — ласку и расположение, которых был лишен дома.
Через «ад» жизни взрослых, фашистские застенки в годы войны провел своего героя Мишель дель Кастилъо (р. 1933), испанец по происхождению, в автобиографическом романе «Танги». Мальчик Танги, оставшись без родителей, попал в лагерь политических заключенных и был отправлен в фашистский лагерь смертников в Германии. Но и после войны Танги снова становится жертвой политических гонений на детей «красных» (его мать участвовала в борьбе испанских республиканцев). Испанская полиция заточила подростка в приют иезуитов, где он должен был терпеть голод и побои... Формирование взглядов современной молодежи, которой нелегко отыскать в жизни свое место, — волнующая тема романа Кастильо.
Дети — участники повседневной борьбы трудящихся за свои права — герои писателя-коммуниста Андре Стиля (р. 1921). Стиль опубликовал в 1951 — 1953 гг. трилогию о жизни докеров «Первый удар».
Главы из двух первых романов трилогии вошли в издававшуюся Детгизом книгу «Дети французских докеров». Юные читатели, познакомившись с этой книгой, сделают вывод: от горя, нищеты и необходимости постоять за себя не может уйти ни один пролетарий, в том числе и малолетний.
Трудную юность рабочего Раймона Мореля, оказавшегося солдатом французской оккупационной армии в Алжире, Стиль описал в повести «Мы будем любить друг друга завтра». Трагедия рабочего, втянутого в колониальную войну, — тема его романа «Обвал». Жизни рабочих большого металлургического завода посвящен роман Стиля «Последние четверть часа».
Выдающимся детским писателем является Пьер Гамарра (р. 1919). Его «Пиренейская рапсодия» и повесть «Капитан Весна» посвящены движению Сопротивления. Послевоенная жизнь Франции определила содержание повести Гамарры «Дети нищеты».
Историческая тема привлекает писателя-коммуниста Жана Оливье (р. 1926), Его герои — отважные подростки Колен Лантье, участник крестьянской войны — Жакерии («Колен Лантье»), и Лейф, участник похода скандинавских мореплавателей в Новую Землю (Америку) почти за 500 лет до Колумба («Поход викингов»). Оливье является также автором-детективной повести «Исчезли две птицы» и сборников рассказов-зарисовок и сказок для самых маленьких читателей: «Каждый вьет свое гнездо», «Если бы заговорило болото» и др.
Истории жизни трудовой семьи посвящена повесть «Детство и юность Катрин Шаррон» поэта и романиста Жоржа Эммануэля Клансье (р. 1914).
2i.SU ©® 2015