2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Писатели Венгрии

Шандор Петёфи (1823-1849)

Есть в Трансильвании, некогда входившей в состав Австро-Венгрии, скромный маленький дом. На доме — мемориальная доска с надписью: «Здесь он был просто человеком и отсюда вышел в свой великий путь, чтобы стать звездой. Свет ее вечен».

В этом домике провел свою последнюю ночь Шандор Петёфи, великий венгерский поэт и рыцарь свободы, глашатай венгерской революции 1848 г. и ее верный воин, павший как герой на поле боя.

В истории человечества не так уж много судеб, подобных удивительной судьбе Шандора Петёфи. Его двадцать шесть лет были прожиты на таком накале всех чувств, какого иные не успевают познать до самых седин. В короткой жизни он, как в фокусе, собрал главное, чем жила его эпоха, и, словно вспыхнувший во тьме факел, далеко вперед осветил путь многим и многим соотечественникам.

Зимой 1844 г. никому не известным юношей пришел Шандор в венгерскую столицу. За плечами у него была сумка бродячего провинциального актера, почти пустая, если не считать тетрадки стихов.

Но стихи эти были совсем особенные по тем временам. Пышное красноречие, без которого не могли обходиться прославленные в салонах поэты, здесь заменили непосредственность и задушевность. В стихах молодого поэта оживала в реальной будничной своей красе природа родной земли. Их отличал живой, естественный тон, то озорной и веселый («Уши и рты», «Тишина», «Слушайте!»), то доверительный, совершенно интимный, напоминающий разговор с другом:

Всю дорогу к дому думал:
Что скажу я маме?
Ведь ее, мою родную.
Не видал годами!

(«Неудавшийся замысел», перевод Н. Чуковского.)

Подобной простоты и свежести действительно еще не было тогда в венгерской поэзии. И как знать, скоро ли увидели бы свет эти стихи, не встреться на пути Петёфи его старший собрат по перу — Михай Вёрёшмарти (1800 — 1855).

Имя Михая Вёрёшмарти — это славное в Венгрии имя. Одним из первых призвал он венгров к подлинному патриотизму, требующему дел, а не слов. Он решительно начал ломать традиции выспренней, риторической и потому чуждой народу поэзии, он первым сделал пусть еще не уверенные, но вполне определенные шаги к демократизации поэтического языка.

В Пеште Петёфи обошел всех издателей, одного за другим, но его первая тетрадка стихов, содержавшая произведения, которые ныне стали в Венгрии хрестоматийными («На родине», «Мечта», «Алфёльд»), возможно, так и пропала бы, если бы не Вёрёшмарти. С первых же строк угадал он гениальность молодого поэта, поддержал его дружеским одобрением, организовал сбор средств — и первая книга стихов Петёфи увидела свет.

Очень скоро эти стихи, так чутко и точно откликавшиеся на все явления жизни, распевали на улицах солдаты и белошвейки, пареньки-ремесленники и седовласые мастеровые.

Между тем в изнывавшей под австро-габсбургским игом Венгрии сам воздух был наполнен, казалось, революцией. Когда революция, наконец, разразилась, именно Петёфи и его ближайшие товарищи оказались во главе самого прогрессивного, самого революционного ее крыла.

И в первый же день революции, 15 марта 1848 г., весь Будапешт дружно скандировал первое в Венгрии без цензуры отпечатанное произведение — «Национальную песню» Петёфи:

...Богом венгров поклянемся
Навсегда —
Никогда не быть рабами,
Никогда!

(Перевод Л. Мартынова.)
3050-1.jpg

Шандор Петёфи.

Эта песня стала революционным гимном народа.

А когда император австрийский, он же король венгерский, повелел потопить венгерскую революцию в крови, Петёфи со страстью обратился к соотечественникам :

Война свирепствует во всех концах страны,
Пылают города, деревни сожжены,
От воплей в воздухе немолчный гул стоит, —
Довольна жатвой смерть, один король не сыт —
Виновник стольких бед, убийств и грабежей.
На виселицу королей!

(«На виселицу королей», перевод В. Левина.)

Отважный поэт стал и отважным воином революции, он был храбр и самоотвержен и не раз отличался в бою.

Но борьба становилась все отчаяннее, превосходящие силы вновь ожившего «Священного союза» контрреволюционных государей Европы топтали венгерскую землю, надвигались на нее со всех сторон.

В одном из последних сражений погиб Шандор Петёфи. Его имя стало символом свободы для его соотечественников.

Все самое яркое и самое заметное, что было в венгерской литературе позднее, так или иначе связано с традициями великого Петёфи. В первую очередь это проявилось в бурной демократизации венгерской литературы, ее языка, ее героя.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru